Условия организации совместной проектной деятельности младших школьников в воспитательн


Условия организации совместной проектной деятельности младших школьников в воспитательном пространстве школы.

Перец А.Н., Технологический лицей ОРТ им. Б. Герцля

Воспитание гармонически развитой личности, способной взаимодействовать с обществом, приспосабливающей к изменяющимся условиям, а также развитие умения сотрудничества являются основополагающими целями воспитания младшего школьника. Таким образом, новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка. Поэтому никого не приходится убеждать в важности и необходимости использования в учебной и внеурочной деятельности метода проектов.

Главной идеей метода проектов является направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, сотворчество, сотрудничество, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.[3]

В рамках процесса воспитания проектный метод можно определить как воспитательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска.

Этот метод может найти применения на любых этапах работы с учащимися, а также адаптируется к особенностям практически каждого воспитательного момента и в данном аспекте несет в себе черты универсальности.[1]

Данный метод может применяться и как воспитательное средство, обеспечивающее отношение сотрудничества взрослых и детей.

Проектная деятельность также может относиться к области самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит личностно-ориентирована на каждого ребенка. Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность,

сотворчество и т.д. Однако, в процессе работы над проектом могут возникнуть трудности объективного характера. Это связано с рядом специфических возрастных особенностей, которые необходимо учитывать педагогам начальных классов.

По мнению психологов, физиологов и других специалистов, возраст 6-10 лет является сенситивным периодом (сенситивность возрастная -присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов) для воспитания и обучения. Поэтому в этом возрасте необходимо максимально раскрыть потенциалы ребенка, с высокой степенью вероятности оценить его достижения, а также определить причины неудач и найти способы их преодоления. Совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности , помогает избежать отрицательных моментов благодаря педагогическому сопровождению, которое позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника. [3]

Поэтому, при организации проектно-исследовательской деятельности, взрослые не должны навязывать тему. Надо дать учащимся возможность самим определиться с выбором. Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом, особенно если речь идет о целом классе, ничего им не объясняя? Как объяснить что такое проект? Учитель сам должен быть увлеченным человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как любит это учитель.[2]

Для более глубокого изучения метода проектов, рассмотрим подробнее особенности конструирования проектов для начальной школы в рамках информационно-категориального подхода.

Суть данного подхода в том, что содержание обучения конструируется на основе системы обобщенных межпредметных понятий-категорий: форма, пространство, величина, модель, изменение и многообразие.

Принцип отбора категорий заключается в следующем:

1. Каждая категория- фундаментальное понятие, определяющее «язык» данной предметной области и обладающее широким прикладным значением.

2. Категория может быть адаптирована к определенному этапу обучения.

3. Категории, составляющие основу содержания одной предметной области, могут быть интегрированы в любую другую..

Воспитательный проект может быть представлен как совокупность воспитательных задач межпредметного характера, объединенных общей сюжетной линией. В ходе решения учащимися воспитательной задачи происходит процесс осмысления категориального знания и формируются способы его освоения, важнейшими из которых мы считаем кодирование. Воспитательный проект охватывает сразу несколько сфер, поэтому выполняет функцию уроков межпредметного характера. Работа с воспитательными проектами проводится в тот период, когда учащиеся уже накопили знания, и в этом случае может быть проведен комплексный обобщающий урок. [1]

В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения.

Исследование – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением Исследование предполагает наличие основных этапов:

* постановка проблемы,

* изучение теории, посвящённой данной проблематике,

* подбор методик исследования,

* сбор материала, его анализ и обобщение,

* научный комментарий,

* собственные выводы.

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности

По месту, времени и количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

— индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников) исследование проблем, выходящих за рамки программы, или более глубокое освоение программного материала во внеурочное время представленное в виде доклада, статьи, а также реферата и описательной работы);

— коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся в рамках урока.

Возможна ли проектно-исследовательская деятельность всего класса на уроке? Представляется, что не только возможна, но и необходима, и продуктивна. Прежде чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать «вкус» к работе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Где как не на уроке он получит такую возможность?

Далее перед нами встаёт другой вопрос: с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.). Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество. Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов для постепенной ориентировки детей в окружающем мире, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.

Реализация метода проектов, как метода способствующего развитию навыков работы в группе, сотворчеству является наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям этого возраста. Фактором благоприятным для организации проектной деятельности учащихся на этом этапе становится само содержание учебных предметов. Добавим сюда наивысшую степень активности учеников, большой объём отработанного материала, чтобы ещё раз убедиться, что использование проектно-

исследовательского метода не только возможно, но необходимо и эффективно в начальной школе.[4]

Литература.

* Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006

* Дьюи, Дж. Школа и общество // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1971

* Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005

* Назина,Н.В. Формирование ключевых компетенций учащихся через внеклассную и проектную деятельность // Завуч начальной школы, 2010.-№4.с.49-53

* Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. — Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. — Кн.1






See also:
Яндекс.Метрика