Условия формирования творческого мышления младших школьников


Реферат

на тему: « Условия формирования творческого мышления младших школьников»

Работу написала: Богданова Татьяна Васильевна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 27

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином « креативность». В 60-х годах ХХ в. Толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления ( ДЖ. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л.Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Среди них:

беглость мысли- количество идей, возникающих в единицу времени;

гибкость мысли- способность переключаться с одной идеи на другую;

оригинальность- способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;

способность к разработке гипотезы;

ирреальность- логическая независимость реакции от стимула;

фантастичность-полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.

Я выделила только некоторые из способностей.

Какие же условия необходимы для формирования творческого мышления младших школьников?

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициативу.

Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению « открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а поэтому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи.

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. По-нашему мнению, для того, чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего, позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.

Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся — обучение из умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

А. Савенков, работающий над исследованием специального , целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

-сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

-доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

-ориентация на интеллектуальную инициативу, понятие « интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно, альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне. либо с другой стороны ;

— формирование к критичности и лояльности в оценке идей;

-стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;

-высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;

-индивидуализация- создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;

-проблематизация- ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.






See also:
Яндекс.Метрика