Условия для поддержания обучения и развития индивидуальных задатков одаренных детей


УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАТКОВ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Посохова Л.Д.,

учитель начальных классов

Нельзя кого-либо изменить,

передавая ему готовый опыт.

Можно лишь создать атмосферу,

способствующую развитию

человека.

К. Роджерс

Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских спортсменов, ученых, певцов, музыкантов. Белгородская земля гордится великими людьми современности: спортсменами – Фёдором Емельяненко, Светланой Хоркиной; актрисой – Такшиной Юлией.

Далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одаренного ребенка может в первую очередь семья и школа. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которые работают не только со школьными учебниками, но и со словарями, энциклопедиями, развивая свой интеллект в самостоятельной деятельности. И цель моей работы с одаренными детьми – это создать условия для поддержания, обучения и развития индивидуальных задатков одаренных детей. Главное правило – никакого принуждения. Только личный интерес, личная увлеченность ребенка и поддержка учителя.

  Подготовка учеников к участию в олимпиадах и различных конкурсах – это важный момент и серьезная работа во внеурочное время, т.к. только на уроках не реально снабдить школьников дополнительными знаниями.

Как же заинтересовать ребят настолько, чтобы они захотели работать на более высоком уровне?

Подготовку эффективно проводить через систему индивидуальных заданий. Цель данного вида учебной деятельности не давать готовые знания, а научить младшего школьника работать с дополнительной научной литературой, объяснить ему приемы самоподготовки. А для этого:

1) необходимо выбрать интересный материал, отсутствующий в учебнике. 

2) Материал статьи должен иметь практическую направленность (это возрастная особенность младшего школьника).

 3) Объем статьи должен соответствовать возможности ребенка изучить материал за 2-3 минуты и обеспечить ему  положительный результат познавательной деятельности.

  Обратная связь происходит через систему тестовых заданий. Именно с них я рекомендую начинать работу с дидактическим материалом, потому как такой прием, является хорошим целеполаганием, т.е. мотивацией. Ученик читает статью не бездумно, а ищет ответы на поставленные вопросы в тесте. Таким образом, ребенок видит область своих затруднений, не знаний. Эффективность работы повышается.  Более трудное творческое задание заключается в составлении вопросов к статье самим учеником, при этом у ребенка имеется возможность выбора посильной учебной деятельности и интересующей его сферы.

Постепенно работа с одаренными детьми усложняется. От заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), перехожу к организации специальных занятий по исследовательской работе, как кратковременных, так и долгосрочных. В процессе такой работы знакомлю детей с методами исследования – опрос, наблюдение, поиск и отбор материала и др. Следующий этап работы – ознакомление со структурой и требованиями к исследованию, формирование умения представлять результат своей работы в виде текста, таблицы, модели, графика.

Большую роль в подготовке детей к олимпиадам играет наличие дополнительной научной литературы — от общих энциклопедических изданий до серьезных специальных учебников.

Немаловажную роль в работе с одаренными детьми играет положительное отношения родителей к тому, что их ребенок больше занимается. Практика показывает, что семья одаренного ребенка – это семья с определенными ценностями, и одной из них является участие в развитии ребенка, в его делах (успехах и неудачах). И родители становятся союзниками учителя, внося весомый вклад в подготовку своих детей. Родители включаются в подбор литературы, в поиск материалов в Интернете, в подготовку и апробацию опытов и пр., т. е. становятся субъектами образовательного процесса. А это не только развивает ребенка, но и взрослых, а также сплачивает семью.

Таким образом, можно выделить следующие условия обучения и развития индивидуальных задатков одаренных детей:

Целенаправленность и систематичность

Работа должна проходить постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Очень помогают кружки «Весёлая математика» (), «Театр» (постановка речи, умение держаться при большом количестве людей) и другие.

Мотивированность

Помогать видеть детям смысл их деятельности, видеть возможности реализации собственных талантов, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда

Создавать творческую рабочую атмосферу, поддерживать интерес к деятельности ГДЕ???. Учитель может показать новое направление в изучаемом материале; сделать «ошибку» и дать возможность ребёнку доказать свою правоту и др.

Психологический комфорт

Задача учителя – поощрять творческие поиски, дать возможность ребенку ощутить свои силы, поверить в себя. Важно не подавлять желания, порывы, а направлять их (КАК?????). Воздерживаться от негативных оценок.

Учет возрастных особенностей

Обучение должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, быть посильным, интересным. Но в тоже время вызывать определенные усилия в преодолении трудностей, возникающих в деятельности. (ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ КАКИХ –ЛИБО ЗАДАНИЙ)

Оценка деятельности

Исследовательская или любая творческая работа – это желание самого учащегося достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь какой-то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд. Оценочное суждение должно носить только форму пожелания, совета. И каждого ребенка моего класса, принявшего участие в конкурсе, викторине, выставке и т.д., отмечаю в определенной номинации КАК, ЧЕМ, СИТУАЦИЯ .

Я глубоко убеждена в том, что одаренный маленький человек «словно зарождающаяся звездочка на небосклоне», требующая особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.






See also:
Яндекс.Метрика