Уровни понимания текста


Уровни понимания текста

-На первом уровне происходит уяснение того, о чем идет речь в тексте. Это самое общее восприятие.

— На втором уровне достигается понимание того, что говорится. При этом устанавливаются смысловые связи между основными планами раскрытия мысли.

-На третьем уровне происходит осознание того, какими средствами достигается понимание.

-На четвертом уровне определяется главная мысль текста, независимо от того, сформулирована ли она или дана в подтексте.

Для коммуникативных задач, решаемых ознакомительным чтением, полнота понимания должна быть не менее 70-75%. Основную информацию следует воспринимать точно, второстепенную с меньшей точностью. При этом необходимо не только фактическое содержание читаемого текста, но и оценка полученной информации.

Достижению каждого из этих уровней понимания способствует применение определенных положений лингвистики текста.

-Первый уровень учитывает:

1. Создание или активизацию фоновых знаний, связанных с культурой страны, изучаемого языка, с реалиями географического, исторического и др. характера, наукой, техникой, политикой.

2. Уточнение сферы коммуникации (научная, художественная) и на этой основе характера текста (научно-популярная статья, хроникальная заметка, повесть), а также основных композиционно-речевых форм (описание, рассуждение, сообщение).

3. Прогнозирование темы текста с учетом его сильных позиций (заголовок, начальный и конечный абзацы).

-Второй уровень предполагает:

-Определение смысловых вех текста (терминов, ключевых слов, выступающих в виде тематических цепочек) для уточнения и развертывания темы текста.

-Определение способов связи (коннекторов) между предложениями и абзацами как средство раскрытия содержания текста (развертывание темы текста), следование фактов во времени, установление причинно-следственных связей.

-Третий уровень понимания основан на раскрытии композиции текста с целью извлечения основной фактической информации. Заголовок и начальные абзацы текста связаны с его темой, основная часть содержит фактическую информацию, а концовка – выводы, т.е. является прагматическим фокусом текста.

-Четвертый уровень исходит из раскрытия интенции автора с опорой на понимание темы текста, содержащейся в нем фактической и оценочной информации, а также его композиции.






See also:
Яндекс.Метрика