Урок-утренник ПРАЗДНИК СКОРОГОВОРОК


ПРАЗДНИК СКОРОГОВОРОК

Тип урока: повторение и обобщение

Форма урока: урок – утренник

Цель урока: в занимательной форме продолжить работу над скороговорками

Задачи урока:

Образовательные: продолжить работу над малыми формами фольклора – скороговорками; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, осознанностью и выразительностью.

Развивающие: развивать артикуляционный аппарат, умение чётко произносить слова и сочетания слов с повторяющимися в различном порядке одними и теми же звуками или целыми группами звуков; развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать умение анализировать и обобщать; развивать сценические способности детей.

Воспитательные: воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, умение работать в группе дружно, согласованно с одноклассниками; воспитывать взаимоуважение и взаимовыручку.

Оборудование:

1) Литературное чтение: Учебник для учащихся 2 класса

общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Ч. 2./ Авт.-сост.

Л.А. Ефросинина. 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 160 с.:

ил. – (Начальная школа XXI века). ISBN 5-88717-372-6

2) Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь № 2 для

учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд., дораб. –

М.: Вентана-Граф, 2006. – 96 с.: ил. ISBN 5-88717-354-8

3) Карточки со скороговорками

Ход урока:

I. Организационный момент

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Итак, мы начинаем…

II. Праздник скороговорок

(Дети – ведущие):

Только сегодня,

Только сейчас,

Только у нас,

Только для вас…

Праздник скороговорок!

Слушайте, слушайте

И не говорите, что не слышали!

Смотрите, смотрите

И не говорите, что не видели!

Начинаем весёлое соревнование –

Представление говорунов со всего света!

Но сначала давайте вспомним, что такое скороговорка?

(Скороговорка – это шутка, забава, игра. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно. С давних пор люди играют в скороговорки.)

— Как надо читать скороговорки?

(Скороговорки нужно говорить быстро, чётко и понятно.)

— Как правильно разучивать скороговорку?

Сначала скороговорку нужно произнести медленно и отчётливо, особенно те места, на которых язык «спотыкается»;

потом быстрее;

и, наконец, очень быстро 3 раза подряд.

А теперь и мы сыграем в скороговорки…

Конкурс «Разминка»

Цель: отработка дикции, скорости чтения и правильного дыхания.

Как у горки на пригорке

Жили 33 Егорки:

Раз Егорка, два Егорка…

(Прочитав 3 раза быстро, на вдохе начинаем отсчёт: «Раз Егорка, два Егорка…». Необходимо считать, пока есть воздух в лёгких.)

Скороговорки в старину назывались загадками, частоговорками или языковёртками. Действительно, некоторые русские языковёртки просто выговорить нелегко, а уж быстро произнести несколько раз подряд – язык сломать можно. Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что значительно труднее.

Конкурс «Телефонисты»

(Ведущий «по секрету» говорит скороговорку одному из игроков, тот передаёт другому. И так по цепочке – все члены команды. Последний должен встать и громко произнести скороговорку.)

Саше дали кашу, а Клаше – простоквашу.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

Колотил Клим в один блин клин.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Как в учебнике вам предлагают попробовать читать скороговорку? (подсказка на стр. 15): Читай скороговорку сначала медленно, затем быстрее и совсем быстро. Попробуй прочитать тихо, громко и очень громко.

Конкурс «Далеко – близко»

(Сначала читаем скороговорку только губами, затем шёпотом, потом с голосом, далее в полный голос, затем потише, опять шёпотом и в конце только губами. Но сначала вам нужно собрать скороговорку из слов, которые написаны на карточках.)

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Ёж жевал в своём жилье ежевичное желе.

Дед Данила делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.

Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.

— В чём польза скороговорок?

(Иногда упражнения со скороговорками – не игра, а серьёзное занятие. С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка.)

Конкурс «Вопрос – ответ»

У И А Б Б С

Марусе

К П Л А У Я

Купила бабуся бусы Марусе.

Цель: упражнение в выразительном чтении, постановке логического ударения.

(Ведущий задаёт вопрос с ударением поочерёдно на каждом слове скороговорки, а команды отвечают также с ударением на нужном слове:

Купила бабуся бусы Марусе? – Купила бабуся бусы Марусе!

Купила бабуся бусы Марусе? – Купила бабуся бусы Марусе!…)

Конкурс «В театре»

(Сначала вам нужно будет расшифровать скороговорку, а потом прочитать её так, как будто вы

очень обрадовались;

опечалились;

разозлились;

испугались)

Арвнопоолри нораво ровёкнона. (Проворонила ворона воронёнка.)

Тещани у ишучк, еячшу у куищч. (Щетина у чушки, чешуя у щучки.)

Тетля итр ужипчик зрече рит ибкишуз. (Летят три пичужки через три избушки.)

То опатто поткы ылпь оп оюлп еттли. (От топота копыт пыль по полю летит.)

Оршхо крожипо нитвур ковжорто. (Хорош пирожок внутри творожок.)

III. Итог урока

У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются. В этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

Наш урок-праздник подходит к концу. Давайте подведём итог…






See also:
Яндекс.Метрика