урок-путешествие по гидросфере в 6 классе


Урок обобщающего повторения в 6 классе «Путешествие по Гидросфере»

Цели и задачи урока:

используя игровую форму урока, повторить, систематизировать и расширить знания по теме “Гидросфера”;

продолжить формирование у учащихся умений и навыков работы с картой;

продолжить работу по развитию речи, логического мышления, образной памяти;

воспитывать умение работать в парах.

Оборудование: карта полушарий, карты атласа, карточки с названием объектов, презентация «Путешествие по Гидросфере», видеофрагменты «Водопады»

1.Организационный момент.

У. Наш урок я начинаю загадкой, правильно отгадав которую, вы сможете узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

С горы сбегая без труда,

Она гремит, как гром,

В морозный день она тверда-

Руби хоть топором.

Нагрей её и к небесам

Взлетит она тогда.

Теперь вы мне ответите-

Зовут её -…….(вода)

Правильно-это вода! Наш урок мы полностью посвятим разговору о воде, которая образует одну из внешних оболочек нашей планеты — Гидросферу. Урок у нас не совсем обычный, но не буду забегать вперед, а предлагаю вам сказку послушать…

Жила-была на свете Капелька воды. Была она еще совсем маленькой, чистой и прозрачной. Сколько себя помнила – вместе с Мамой-тучкой летела по синему небу. И была эта Капелька очень любознательной. Не удивляйтесь! Это только с виду все капельки кажутся нам одинаковыми. И люди, желая подчеркнуть чье-нибудь сходство, говорят: “Похожи, как две капли воды”. А на самом деле все капли разные. Одни –неугомонные – носятся в тучах по белу свету… Другие – ленивые. Им бы только плескаться в море. Третьим – все бы наряды менять: то они пар летучий, а то – снег колючий. Есть трудолюбивые: тащат на себе песчинку; песчинка к песчинке – вот и островок! Бывают очень вредные и настырные: про таких говорят: “Вода камень точит”. Встречаются и преступницы: по бороздам да по оврагам плодородную почву воруют и в реки-моря сносят. Всякие есть… А наша Капелька была ещё юная, ничего сделать не успела и очень хотела стать умной и образованной.

И вот однажды Мама-тучка сказала ей: “Раз ты такая любознательная, отправляйся в волшебную страну Гидросферу. Там живут маленькие существа гидрономики. они день и ночь не спят – все о своей стране знать хотят. А состоит вся эта страна ни много-ни мало, из шести островов, каждый – особенный. Полети, побывай, все об этой стране узнай”. С этими словами Мама-тучка и отправила Капельку в путешествие.

Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие, думаю, ваш запас знаний по Гидросфере достаточный, чтобы поделиться им с Капелькой.

I. Первый остров. «Игровой»

На нем жили самые маленькие гидрономики, они играли в разные игры. Особенно Капельке понравилось с ними играть в третьего лишнего.

Давайте и мы поиграем. Из предложенного перечня выберите лишнее понятие и поясните, почему оно таковым оказалось

Гудзонов залив, Бенгальский залив, Мексиканский залив.

Карибское море, Средиземное море, Красное море.

Каспийское море, Белое море, Азовское море.

течение Гольфстрим, Лабрадорское течение, Перуанское течение.

река Лена, река Амур, река Обь.

Ладожское озеро, озеро Чад, озеро Байкал.

Берингов пролив, пролив Дрейка, Гибралтарский пролив.

II. Второй остров «Терминов»

Дать определения предложенным терминам:

Части океанов, отличающиеся размерами, глубиной, свойствами воды и обитателями (Моря)

Часть океана, моря, озера, вдающаяся в сушу (Залив)

Место, где начинается река. (Исток)

Место впадения реки в другую реку, озеро или море. (Устье)

Местность, с которой река со своими притоками собирает воду. (Бассейн)

Граница между бассейнами рек. (Водораздел)

Линия, выше которой выпавший в течение года снег не успевает стаять. (Снеговая линия)

Огромные скопления льда на суше(Ледник)

Искусственный замкнутый водоем на суше , заполненный водой(Пруд)

Водное пространство, соединяющее части океанов и разделяющее части суши (Пролив)

Граница между бассейнами рек(Водораздел)

Все океаны Земли (Мировой океан)

Водная оболочка Земли (Гидросфера)

Замкнутое природное углубление на суше, заполненное водой (Озеро)

III. Третий остров «Почтовый»

На партах находятся конверты с «адресом» (материк или океан, набор карточек с названиями объектов)

Необходимо, работая в парах, распределить объекты по нужным «адресам»

(по их принадлежности к океанам, к материкам) и показать эти объекты на карте.

Учащиеся, которым не достались конверты, работают с картой атласа, определяя объекты по координатам

После работы с картой идет проверка работы по координатам и демонстрируется видео

Водопады: Анхель и Ниагарский

IV. Четвертый остров «Рекордсмены»

Учащиеся сообщают о рекордах данных объектов гидросферы

Река Амазонка

Озеро Титикака

Озеро Байкал

Вдп.Анхель

Каспийское море

Мертвое море

Азовское море

Красное море

Река Лена

В нашем мире много необычных и уникальных объектов природы, среди них-объекты гидросферы.(рассказ учителя об интересных озерах нашей планеты)

Асфальтовое озеро,оринидад

В этом озере нельзя поплавать… В нем не водится рыба… Зато по Пич-Лейк можно ходить…Это одно из самых удивительных озер нашей планеты расположено на острове Тринидад. Состоит оно из… асфальта. Причем асфальт высокого качества. Им покрывают дороги островитяне, и не только они. Например, одна из наиболее символически нагруженных дорог мира — аллея Пэлл-Мэл в Лондоне, которая ведет к Букингемскому, дворцу выложена природным асфальтом из Пич-Лейк.Глубина 75 метров. Озеро Пич-Лейк – это месторождение природного асфальта. Его качество не уступает асфальту, получаемому в промышленных целях для покрытия дорог.

В центре озера асфальт по-прежнему все еще производится и ежегодно здесь добывается до 150 000 тонн этого сырья, который используется для строительства дорог.(асфальта в озере хватит на 400 лет)

По краю асфальтового озера можно смело ходить, не беспокоясь о том, что можно застрять или провалится. Но если долго стоять на одном месте и не двигаться, можно увязнуть. Благодаря такой особенности озера (втягивать не двигающиеся объекты) ученые, изучающие глубины, обнаружили на его дне кладбище древних животных

Асфальтовое озеро, появилось в результате разлома в з.к. Линия разлома позволила нефти из глубоких подземных месторождений подняться на поверхность. Нефть стала, собираться в вулканическом кратере. На воздухе более легкие составляющие нефти испаряются, оставляя тяжелый асфальт

Озеро Румбур

Чернильное озеро наполнено, как это ни парадоксально, чернилами. Находится в Алжире.И это получилось не потому, что какой-то завод сбрасывает туда свои отходы, и не потому, что рядом перевернулся грузовик с шариковыми ручками. Озеро образовалось по естественным причинам. Дело в том, что в озеро впадают 2 речки. В составе одной реки огромное количество солей железа, а в другой — всевозможные органические соединения, позаимствованные из торфяных болот, расположенных рядом в долине. Сливаясь в озере эти две реки, потоки вступают в химическую реакцию между собой, в ходе которой и получаются чернила. Само собой, в этом озере полностью отсутствует всякая флора и фауна, так как чернила ядовиты для всего живого. Купаться, разумеется, в нем также запрещено — это опасно для здоровья У дивного озера множество названий. Самые популярные из них — Чернильница, Черное озеро.

Кислотное озеро, оицилия

Самым мёртвым является озеро Кислотное(Смерти) на острове Сицилия. Оно также является самым опасным озером на планете. Все берега и воды его лишены какой бы то ни было растительности и живности, а купаться в нем смертельно опасно. Любое живое существо, попавшее в это страшное озеро, моментально погибает. Стоит любопытному человеку сунуть в воду руку или ногу — и он тут же ощущает сильное жжение, после чего, отдернув конечность, с ужасом наблюдает, как кожа покрывается волдырями и ожогами. Химики, сделавшие анализ содержимого озера, были немало удивлены — вода озера Смерти в довольно большой концентрации содержит серную кислоту. Оказалось, в Озеро Смерти выбрасывают концентрированную серную кислоту два источника, находящиеся на его дне.

V. Пятый остров «Знатоков»

Это был остров, где собирался Клуб знатоков. Кто бы к ним не пришел, какую бы историю рассказывать ни начал – ничем их не удивишь: “Знаем,- говорят,- видели!”

А теперь вы, ребята, попробуйте догадаться, о чем идет речь в предложенных отрывках

1)“Есть река в океане: она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами ее и руслом служат слои холодной воды, между которыми быстро струятся ее теплые синие воды. Нигде на Земном шаре нет столь величавого потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих этих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объема воды, который несет этот поток”.(Голфстрим)

2) “…Послышался грохот со стороны океана, и на город обрушился водяной вал, двигавшийся с большой скоростью. Через несколько минут вода отступила, унося разрушенное, и дно океана обнажилось на несколько сот метров. Через 15-20минут на город снова надвинулась водяная волна, достигавшая 20-метровой высоты (Цунами)Дополнительный вопрос: почему волна цунами опасна только в бухте?

3)Лед, сползая с острова в океан, образует плавающие в воде ледяные глыбы. Словно флотилии ослепительно белых лайнеров, светящихся изнутри таинственной голубизной, они дрейфуют день и ночь у берегов острова… Но были случаи, когда подтаявшие исполины неожиданно переворачивались и, словно коробок спичек, подбрасывали в воздух неосторожно приблизившееся к ним судно. (Айсберги) Дополнительный вопрос: почему лед плавает?

4) “Эти рыбаки живут на берегу моря, могут похвастаться неплохим уловом, но никогда не поднимаются на борт траулера, не садятся в шлюпку, не пользуются даже самой обыкновенной лодкой. Все это сухопутным рыбакам заменяет простая деревенская телега с лошадью, Рыбаки точно знают, когда надо выезжать на берег. Телеги подкатывают к сети, рыбаки по лестницам или прямо по столбам взбираются наверх и руками собирают улов. Потом телеги, нагруженные рыбой, поворачивают назад от моря. Через несколько часов они сюда вернутся, чтобы собрать новые“приношения”. (Прилив и отлив)Дополнительный вопрос: с чем связаны приливно-отливные явления?

5) Я реке и друг, и брат,Для людей трудиться рад. Я машинами построен, Сократить пути могу И от засухи, как воин, Лес и поле берегу (Канал) Как называется канал, по которому из Волги можно попасть в Черное море?

VI Шестой остров. « Старейшин» Старейшинами, (а именно они жили на этом острове) были самые мудрые гидрономики. Они могли ответить на самые трудные вопросы.

Знаете ли вы цветные моря?

Какие части гидросферы нельзя увидеть на карте?

Как называется самое большое водохранилище в России?

Почему большая часть рек России имеет сток в Северный Ледовитый океан?

Чем отличаются грунтовые воды от межпластовых?

Почему Тихий океан так называется?

От чего зависит характер течения рек?

Объясните выражение «Москва-порт пяти морей»

При какой температуре замерзает океаническая вода?

Перечислите части гидросферы?

Чем паводок отличается от половодья?

Какой океан пересекают все меридианы Земли?

Назовите место на з.ш, где покровные ледники имеют самую большую площадь

Самое глубокое место в Мировом океане

Чем озеро сточное отличается от бессточного?

У. Очень понравилось Капельке в Гидросфере. Многое узнала она, и вы ей очень помогли. Но самое главное, Капелька поняла, что знания открываются тому, кто сам к ним стремится!

Пришла пора возвращаться и Капелька загрустила. Как же ей попасть обратно, к маме-тучке? Но гидрономики успокоили её. Не грусти, Капелька, ты обязательно увидишь свою маму. Что же сказали они Капельке?

(Благодаря Мировому круговороту воды Капелька сможет вернуться)

У. Несмотря на большое количество воды на нашей планете, только около 3% её-пресная вода, поэтому воды нуждаются в охране.

(Работа с учебником стр.114,абзац 3)

Подведение итогов. Выставление оценок.






See also:
Яндекс.Метрика