урок-проект Культура и традиции народов России


МБОУ «ООШ с. Смородинка Перелюбского муниципального

района Саратовской области»

Открытый урок — проект.

География 8 класс.

«Культура и традиции народов России»

Традиции и культура казахского народа

Провела учитель географии:

Косых Ирина Ивановна

Проект «Культура и традиции народов России»

Обоснование проблемы

Взаимное уважение и добрососедские отношения между различными народностями издавна заложены в традициях народов России. В результате опроса, проведенного в нашей школе, о том, какие проблемы волнуют подростков, мы выяснили, что вопросы межэтнического общения стоят на одном из последних мест. Основы такого содружества воспитаны в нас нашими родителями. А что лично мы может сделать для поддержания имиджа России, как страны, в котором веками дружно живут народы более ста национальностей, большинство из которых являются коренными?

Воспитание взаимного уважения друг к другу надо начинать как можно раньше. Мы решили собрать материал о культуре и традициях нашего края, который поможет всерьез заняться этим вопросом. Таким образом, мы начали работу над нашим проектом «Культура и традиции народов России».

Цели:

Воспитывать учащихся в духе толерантности, повышения культуры межнационального общения.

Формирование гордости за лучшие достижения культуры и искусства русского, казахского и молдавского народов.

Формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения.

Задачи:

Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства;

Изучение истории, культуры и обычаев русского, казахского и молдавского народов;

Воспитание культуры межличностных отношений, осознание сопричастности с жизнью родного села;

Развитие творческих способностей, самостоятельности в поиске и отборе информации;

Организация совместной деятельности родителей и детей;

Формирование навыков поисково — исследовательской деятельности учащихся.

Оборудование: национальные костюмы (казахов, русских, молдаван), национальные блюда, орнаменты, посуда, ковры, аккордеон, мерцишоры, музыкальное сопровождение (русская народная музыка «Барыня», «Во поле береза стояла», молдавская народная музыка «Дойна», «Меланколие», казахская народная музыка «Домбра», «Бесик жыры»), лист самоконтроля, буклет.

План мероприятий:

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Анкетирование учащихся «Какие проблемы в общении с людьми тебя больше волнуют?»

Опрос «С культурой какого народа ты бы хотел познакомиться в первую очередь?»

Формирование творческих групп учащихся: «русские», «казахи», «молдаване» (сбор информации, подготовка сценария, костюмов, выбор национальных блюд)

Создание инициативной группы родителей (помощь в приготовлении блюд, отбор национальных орнаментов, ознакомление с обрядами).

Утверждение сроков и плана реализации проекта, выбор формы защиты.

Защита проекта.

Январь

Февраль

Последняя неделя февраля.

Март.

Вторая неделя марта.

Апрель.

 Ученики. Ответст. Шведков Г.

Ученики. Ответ. Желабаев Д.

Учитель.

Игнат Н.В., Савлук Р.С., Шведкова Н.Н.

Учитель, учащиеся.

Защита проекта.

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас на нашем открытом уроке. На прошлых уроках был изучен раздел «Религия и народы России». Сегодня итоговый урок — защита проектов.

— Какие цели урока вы поставите? (Ответы детей.)

Начинаем урок со стихотворения В.Степанова:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой – надел халат.

Один — рыбак с рожденья.

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина – Россия –

У нас у всех одна.

Защита проекта группы «Русские».

Цель работы: изучить культуру и традиции русского народа.

Выходят участники проекта в национальных костюмах ( раздаются звуки аккордиона).

Звучит русская народная музыка «Во поле береза стояла» в исполнении ученика 8 класса Сулейманова Владислава (исп. на аккордеоне).

Краткое сообщение ученика о культуре и традициях русского народа.

Русские относятся к славянской группе индоевропейской семьи. Исповедуют православие. Главными религиозными праздниками являются Рождество Христово, Пасха, Троица. Из языческих праздников до сих пор отмечается Масленица, которая совпадает с «проводами зимы».

Русские используют письменность кириллицу (её создатели Кирилл и Мефодий). Одежда русских отличалась по губерниям. Но, как правило, женщины носили рубаху с длинными рукавами, на которую одевали сарафан. На голове – платок. Мужчины носили рубаху почти до колен длиной, и штаны, часто в полоску. На ногах летом носили лапти, которые плели из лыка, а зимой – валенки. Девушки заплетали одну косу, а замужние женщины – две косы.

Дом крестьянский состоял из жилой и хозяйственной частей. Дома могли быть четырехстенки, пятистенки, шестистенки. Хороший дом – пятистенок – состоял из пяти стен. Жилище (изба) делилась по диагонали. Центральное место в ней занимал красный (передний) угол с иконами и столом, который, по выражению С.Есенина, «подобен заре, поток – небесному своду, а матица – Млечному Пути».

Жилая часть – изба с русской печкой. Печь русская играла первейшую роль. Она и грела, и лечила, и кормила. На ней спали старики, грели косточки. А если не было бани, то в печи и мылись.

В жилой части находились и неотапливаемые (холодные) помещения – сени и клеть. В клети хранили запасы, там же могла храниться зимняя одежда. Летом в клети, где было прохладно, спали. Мебели почти не было. Лавки, сундуки, полки.перегородок не было. На пол стелили половики, на окна вешали полотенца. Взрослые спали на полу, дети размещались на полатьях.

На почетной лавке сидели родители, гости, а на свадьбе – молодые. У входа стояла лавка, где могли сидеть приходящие и нищие.

Хозяйственная часть имела мастерские, кладовые и поветь. На поветь с улицы поднимался бревенчатый настил – взвоз. Зимой на повети хранили сено, а внизу стоял скот.

Сообщение ученика о русских народных танцах

Русский танец, как вид русского традиционного искусства имеет свою многовековую историю. Ещё в дохристианский период, в V-VII вв, на характер танца налагали отпечаток  религиозные представления. «Кириллица» рассказывает о 7 русских народных танцев.

Трепак — старинный русский народный танец. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги и притоптывания. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.

Первое официальное упоминание о русском народном танце с медведем  относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров ряженых медведями и четыре медведя, одетых танцорами. После окончания обеда согласно повелению князя медведей было велено отпустить на все четыре стороны, а танцоров казнить. Как выяснилось позже, подслеповатый Князь Олег принял танцоров за послов Северян, задолжавших ему несколько сотен шкурок куницы.

История этого танца начинается в 1113 году в Киеве, когда скончался великий князь Святополк. В то время жил каменщик Петро Присядка. Он много работал сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках. Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги. Владимир Мономах, приглашённый киевлянами на царство, проезжал вечером со своей свитой по городу. Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору на танцующего молодца. Уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин. Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве. Жирные скоморохи худели и учились танцевать «В-Присядку», ломая свои кривые ноги об скверные средневековые тротуары.

Популярный русский танец  — хоровод — танцев по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила. Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи. Сегодня это лишь исторический факт религии язычества древних славян, который не несёт уже своей смысловой нагрузки в исполнении хороводных (круговых) танцев.

Русская пляска — вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа.

Начиная с Ивана Грозного, царя, известного своим скверным характером и любовью к искусству, стало принято держать при дворе шутов, певцов, гусляров и плясунов. Придворные артисты считались дворовыми людьми наравне с кухарками и конюхами. Когда царю надоедало шоу, все артисты отправлялись в солдаты или в острог. В отличие от танцоров ансамбля Барыня, танцоры Ивана Грозного целыми днями выдумывали новые трюки и постановки, а остальное время репетировали. На бармицву для своего сына Иван Грозный потратил пятилетний военный бюджет: oн нанял полсотни гусляров и 34 танцора, ровно столько, сколько удалось наловить царской охранке за год в 101-километровой зоне Москвы. Именно придирчивый Иван Грозный издал указ, запрещающий танцовщикам выступать в одном платье разные номера программы, а музыкантам использовать фонограммы. Непокорным рубили головы.

Выступление учащихся – русский народный танец «Барыня».

Сообщение учащегося о русской кухне.

Древнерусская кухня, развивавшаяся с IX—X вв. и достигшая наибольшего расцвета в XV—XVI вв., хотя становление ее и охватывает огромный исторический период, характеризуется общими чертами, во многом сохранившимися и доныне.

В начале этого периода появился русский хлеб из кислого (дрожжевого) ржаного теста — этот некоронованный король на нашем столе, без него и теперь немыслимо русское меню, — а также возникли все другие важнейшие виды русских хлебных и мучных изделий: известные нам сайки, баранки, сочни, пышки, блины, оладьи, пироги и т. п. Эти изделия готовились исключительно на основе кислого теста — столь характерного для русской кухни на протяжении всего ее исторического развития. Пристрастие к кислому, квасному нашло отражение и в сознании русских настоящих киселей — овсяного, типичного и ржаного, появившихся задолго до современных, преимущественно ягодных кислей.

Большое место в меню занимали и разнообразные кашицы и каши, считавшиеся первоначально обрядовой, торжественной пищей.

Вся эта хлебная, мучная пища разнообразилась чаще всего рыбой, грибами, лесными ягодами, овощами, мясом.

 

К тому же времени относится появление классических русских напитков — всевозможных медов, квасов, сбитней…

Учащиеся демонстрируют блюда из русской кухни.

Защита проекта группы «Молдаване»

Цель работы: изучить культуру и традиции молдавского народа.

Выходят участники проекта в национальных костюмах (раздаются звуки дойны).

Молдаване рассказывают всё о своей стране, читают стихи:

Есть на земле чудесный край,

Где Бог когда-то сделал рай.

И дети верят в доброту

И люди преданы труду.

Где на холме растёт лоза,

Где воды — чистая слеза.

И сердце мне сжимает слово:

«Родная, родная – Молдова»

Участница группы рассказывает о молдавских обычаях.

Молдаване относятся к романской группе индоевропейской семьи. Исповедуют православие. Главными религиозными праздниками являются те, что и у русских – Троица, Пасха, Рождество Христово.

Культура Молдавии богата традициями и обычаями. Когда-то территория нынешней Молдавии много лет назад была заселена племенами гето-даков, которые занимались в основном земледелием, а также выращиванием коз и овец. Уже тогда, начали зарождаться традиции и обычаи сохранившийся по сей день. Это традиции связанные с народной музыкой, танцами, песнями, народной кухней, изготовлением предметов быта и их орнаментации. Многие современные традиции являются продуктом скрещивания гето-дакской культуры с культурами таких завоевателей как Греки, Славяне, и особенно Римляне. Традиции Молдовы проявляются в таких областях как народная музыка и танцы, народная кухня, виноделие, работа народных мастеров, обычаи связанные с проведением свадеб, венчании и крестин, встречей Рождества и Пасхи. Наиболее красноречивы Молдавские традиции связанные с проведением свадеб, венчании и крестин. На такого рода мероприятиях довольно ярко представлены все аспекты Молдавского культурного наследия – начиная с порядка рассаживания гостей и заканчивая посудой в которой подается еда. Не обойтись на настоящей Молдавской свадьбе без народной музыки и танцев. Выпив вина гости начинают танцевать хору. Хора, это народный танец при исполнении которого группа людей формирует кольцо и движется по кругу. Таких колец может быть несколько, одно внутри другого, и двигаются они в противоположных направлениях. Происходит всё это под аккомпанемент живой музыки. Наиболее распространены такие инструменты как: цимбал, чимпой, флуер, най, кобза, и тоба. Ритм Молдавской народной музыки обычно быстрый и веселый, но бывают и грустные мотивы. Одним из основных источников Молдавской народной музыки является дойна. Дойна, это лирическая песня которая появилась на территории Молдовы еще до прихода Римлян. Песня эта грустная и протяжная и поётся во времена утраты и разлуки. Есть также и колинды появившиеся в период зачатия христианства. Колинды можно услышать во время таких религиозных праздников как Рождество и Крещение. Колядование представляет собой ритуальный обход сельских домов, когда группа людей в национальной одежде, в масках и шкурах животных исполняют песни и танцы в обмен на символическое вознаграждение в виде еды, вина или других подарков. Колядование в Молдове связано с славянскими колядками и имеет как религиозные так и языческие источники.

Сегодня молдавские обычаи чтут не все, но на мой взгляд, нам молдаванам необходимо сохранять и оберегать нашу культуру. Помнить традиции предков, а самое главное прививать их соим детям.

Выступление участниц группы с молдавской песней «Меланхолие».

Сообщение участника о молдавском празднике «Мэрщишор».

Если в некоторых странах принято провожать зиму, то в Молдавии – встречать весну. Каждый год 1 марта празднуется молдавский национальный праздник «Мэрцишор». Традицию праздновать “Мэрцишор” установили далекие предки молдаван, которые Новый год отмечали с приходом весны. В этот день люди дарят друг другу мэрцишор (символ ясности и счастья), это миниатюрное красно-белое украшение в виде всевозможных цветов, колокольчиков, бусинок, человечков, сердечекОткрытый урок обряды и традиции РоссииМэрцишор — еще и предмет гордости каждого молдаванина, гордость за то, что этот символ весны, плодородия, счастья и благополучия поселился именно на его родине. Любой житель Молдавии с восхищением рассказывает об истории его появления и о приметах, связанных с ним. Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а в апреле красно-белые талисманы нужно повязать на фруктовое дерево и загадать желание, которое непременно исполнится. А если дерево, на которое вы прикрепили мэрцишор, даст богатый урожай, значит, счастья и любви вам в этом году не миновать. Рождена эта красивая традиция легендой. Легенда о Мэрцишоре передается из уст в уста, из поколения в поколение. Интерпретации этой красивой и доброй сказки различные.Давным-давно в незапамятные времена появился на земле хрупкий цветок с белоснежными лепестками по имени Гиочел — Подснежник. Вырос он на голом когосоре, когда солнце впервые пронзило золотыми стрелами своих лучей седые снежные тучи. Маленького Гиочела оберегала от стужи красивая и добрая волшебница Весна. Прослышал об отважном цветке злобный вихрь-полуночник Кривэц. Он вылетел из своего ледяного жилища с намерением заморозить храбреца, дерзнувшего переступить суровый закон его ледяного царства. Свирепый Кривэц вырвал из земли колючий шиповник и швырнул его с досады в светлую Весну, уколов ей мизинец. Брызнула на землю горячая алая кровь и обагрила белые лепестки Гиочела. Каждая горячая капля возвращала этот нежный и хрупкий цветок к жизни. Когда к Гиочелу вернулись силы, он радостно возвестил о приходе Весны”.В первый день весны в Молдавии принято дарить мэрцишоры (от слова «мэрць», «марць» — март) — небольшие красно-белые украшения. Они могут быть в виде цветков, человечков из ниток, колокольчиков, но обязательно красно-белые! Дарят мэрцишоры с пожеланиями счастья, любви, удачи во всех делах, как символ наступившей весны, как символ новых надежд. Я пью весенних дней кагор(дни стали чуточку теплей),Дарю молдавский мэрцишорИ обнимаю всех друзей!

Участники дарят гостям мэрцишоры.

Сообщение участницы о молдавской кухне.

Традиционная кухня Молдовы славится своим разнообразием и изысканностью благодаря тому, что формировалась она под влиянием культур многих народов, в разное время пребывавших на территории страны (украинцев, русских, греков, евреев, немцев и др.).

Так как Молдова считается страной винограда, фруктов и овощей, а также овцеводства и птицеводства, исторически сложилось так, что наиболее любимыми блюдами для молдаван являются брынза, мамалыга, блюда из овощей, фруктов и мяса. И, конечно же, особое место в молдавской кухне занимает вино.

Сыр из овечьего молока – брынза готовится в Молдове с XVII века, со времен, когда в стране активно развивалось овцеводство. Применяется брынза в приготовлении большого количества блюд национальной кухни, а также употребляется в натуральном виде в качестве закуски.

Еще одно, не менее популярное блюдо в Молдове – это мамалыга. Готовится она из густо заваренной кукурузной муки и подается обычно с брынзой, молоком, а также с борщом, соленой рыбой, шкварками. Кукуруза появилась в стране около 200 лет назад, первым ее применением было приготовление пищи для бедняков, и лишь со временем из кукурузы начали готовить самые разнообразные блюда (супы, гарниры и многое другое).

Молдавская кухня отличается обилием овощей и фруктом, которые в большом количестве имеются в стране благодаря хорошим природным условиям. Широко применяются в приготовлении самых разных блюд кабачки, баклажаны, перец, помидоры, фасоль, чечевица, редис и лук. Овощи в молдавской кухне используются как самостоятельные блюда, так и в качестве гарниров. Готовятся они самыми различными способами, это жарка, тушение, запекание, соление, отваривание. А такие овощи, как перцы и баклажаны часто фаршируют рисом с мясом или другими овощами. Популярны в Молдове также разнообразные рагу из овощей, пюре из бобовых, закуски из маринованных овощей.

Для придания всем блюдам более пикантного и изысканного вкуса в Молдове принято использовать множество приправ и пряностей, таких как перец, чабер, гвоздика, эстрагон. Лук-порей и сельдерей часто используются и как самостоятельные блюда. Отдельно можно выделить и чеснок, так как в молдавской кухне на его основе готовится две популярные подливки – муждея и скордоли, кроме того, чеснок добавляется практически во все мясные и овощные блюда.

Вторые блюда в молдавской кухне традиционно готовят с использованием говядины (мититей), свинины (кырнэцей, костица, мушка), птицы (зама), баранины (чорба, гивеч, мусака), рыбы. Наиболее популярными видами приготовления мяса являются тушение (в духовке), запекание в горшочках и жарка на гратаре (на смазанную шпиком решетку, которая устанавливается над раскаленными углями, кладется порезанное кусками мясо или птица). Одним из самых любимых мясных блюд у молдаван является куриный суп с овощами (замэ де гэинэ), холодец из петухов (рэчитурь), голубцы (сармале), костица и мититей (блюда приготовленные на гратаре). Мясо молдаване обычно готовят с большим количеством овощей, и часто – фруктов (с айвой, абрикосами). Характерной особенностью молдавской кухни является также использование сухого вина и томатного сока в мясных блюдах и соусах к ним, для придания мясу мягкости и пикантности.

Мучные изделия в молдавской кухне представлены вертутами, плациндами с различными фаршами, куличами, пасхами, варениками. А для приготовления десертов используется виноград и самые разнообразные фрукты – айва, яблоки, сливы, черешня, вишня, абрикосы, а также – орехи. Наиболее популярными кондитерскими изделиями в молдавской кухне является кукурузные пирожные, печенье гогошь и семилунэ, альвица, пелтя.

Молдавские вина хорошо всем знакомы даже за пределами страны, они широко используются в приготовлении национальных блюд и являются неотъемлемой частью любого застолья.

Так, блюда из баранины обычно сопровождают белое или красное вино (в зависимости от метода приготовления мяса), для говядины или птицы подается белое вино. Тяжелые и острые мясные блюда запивают более крепкими спиртными напитками (разнообразные цуйки и наливки). Кагор традиционно считается неотъемлемой частью праздничных столов, он подается с кутьей, куличами, плэчинтами. Молдавские коньяки (дивины) часто украшают праздничный стол.

мамалыгу и брынзу молдаване обычно дополняют купажными красными винами (из разных сортов винограда). А блюда из овощей, приготовленных в любом виде – легкими розовыми и белыми винами. Сладкий стол в молдавской кухне принято сопровождать хересом, насыщенным ароматами полевых трав, фруктов и орехов.

В Молдове вино используется также и в приготовлении кондитерских изделий – пирожных и печенья из слоеного теста (молдавская халва, ореховая нуга). Дополняют десерты во время застолья красные десертные вина, которые и сами по себе могут служить полноценным десертом.

Таким образом, молдавская кухня, обладая большим историческим опытом и богатой продукционной базой, по праву считается одной из самых разнообразных и интересных в мире. Ее главными достоинствами являются насыщенность вкусовых оттенков блюд и оригинальность комбинаций разных продуктов.

Учащиеся демонстрируют блюда из молдавской кухни.

Защита проекта группа «Казахи»

Цель работы: изучить культуру и традиции казахского народа.

Казахи относятся к тюркской группе алтайской семье. Исповедуют ислам. Традиционные праздники у казахов – Наурыз (праздник весны), Раз-Айт (праздник разговения), Курбан-Байран (праздник жертвоприношения).

Гость радуется песенному гулуНе чувствуя не стужи, не жарыУ нас, мой друг, не сыщешь ни аула,Ни даже просто дома без домбры.И предки наши яркие картиныВ напевах проносили сквозь годаВедь две струны, как горы и равнины.Как жизнь и смертьКак радость и беда.На зов домбры друзья спешат с вестями,Звучат слова радушны и добры,Но беден дом с почетными гостямиИ песнями, и счастьем без домбры.

Выходят участники проекта в национальных костюмах (раздаются звуки домбры)

Народов много кочевых осело в нашем краеПочти все помнят родовые традиции, сказанья.А мы поведать вам хотим о дружной и роднойНародности — Казахской, самой коренной.

Участница группы.

— А сейчас мы вам покажем самые интересные обряды, которые до сих пор имеют место в семейном укладе казахов.

Ученики 8 класса представляют обряд «Бесик-той«

Обряд укладывания младенца в колыбель — бесик-той, устраивают на третий день после рождения. По поверью, раньше этого срока младенца класть в колыбель нельзя — духи могут подменить его уродом. Обряд сопровождается магической песней «бесик жыры» — она отпугивает злые силы. Важная роль в обряде отводится «киндик шеше» — пожилой женщине, которая во время родов перерезала пуповину.

Сообщение участницы об особенностях казахской кухни и традиции чаепития.

Современная казахская кухня включает в себя не только традиционные казахские блюда, но и полюбившиеся блюда узбекской, уйгурской, русской, татарской, корейской и других кухонь. Именно поэтому в современной казахской кулинарии при сохранении чисто национальных черт нетрудно заметить интернациональные черточки. Во многом изменился набор продуктов, из которых сегодня готовится пища.

Если за многовековую историю казахский народ накопил огромный опыт обработки и приготовления мясной и кисломолочной продукции, то современная жизнь пополнила этот ассортимент блюдами из овощей, фруктов, рыбы, морских продуктов, печеными, мучными изделиями и сладостями.

И все-таки наиболее популярным продуктом в казахской национальной кухне было и остается мясо.

Мясо — основа большинства блюд, именно мясные продукты украшают любой дастархан, по обилию мясных блюд судят о богатстве и разнообразии праздничного стола.

Исстари казахская кулинария отличалась своеобразной технологией. Особенность жизненного уклада казахского народа наложила отпечаток на способы приготовления пищи. В традиционной казахской кухне предпочтение всегда отдавалось варке. Именно этот процесс позволяет получать мягкие и нежные вкусовые оттенки мяса, придает ему сочность и аромат.

Большое место отводилось заготовке и длительному хранению продуктов. Во время забоя скота часть мяса заготавливали впрок, для чего его солили, вялили, иногда коптили, деликатесные изделия готовили в основном из конского мяса — казы, шужук, жал, жая, карта и др.

Широко использовались молоко и молочные продукты. Предпочтение отдавалось кисломолочной продукции, так как ее проще и легче было сохранять в условиях кочевой жизни.

Хлеб чаще всего выпекался в виде лепешек, из печеных изделий наибольшей популярностью пользовались и пользуются баурсаки.

Из напитков всегда любимыми были кумыс, шубат и айран, особое место занимал чай.

Чаепитие по-казахски

Казахи пьют чай, «не разбирая времени и места, перед всем и после всего», — писал М.Я. Киттары еще в середине ХIХ века. И действительно, чай пьют и до и после основной трапезы, сам по себе, по разным поводам. Пожалуй, правило одно – ни одно угощение не обходится без чая.   Чаепитие как составная часть трапезы обязательно включено в традиционные угощения, сопровождающие многочисленные обряды казахов. Оно непременно открывает любое традиционное застолье. За чаепитием, после омовения рук, следует подача мяса. В конце трапезы раньше подавали кумыс, а сегодня вместо кумыса опять устраивают чаепитие.  

Казахи традиционно предпочитают пить черный чай. В наши дни казахи называют черный чай «красненьким» (кызыл шай). Слово «красный» указывает тут не на цвет чайных листьев, а на цвет заварки и на цвет чая после добавления  молока: он должен быть не белесым, а красным, т.е. заварка должна быть крепкой.

Для хранения чая у казахов существовали маленькие сундуки – шай сандык – деревянные, часто на ножках с петлей и замочком. Там хранилось все, что нужно для чаепития:   чай, сладости, сахар, печенье, конфеты.  

Сегодня казахи пьют черный чай с молоком, но так было не всегда.        

Молоко, используемое сегодня казахами, как правило, коровье и, как у всех кочевников, кипяченое, часто с добавлением топленых сливок. Заварку не только заливают кипятком, но и  «томят», поэтому предпочитают заваривать чай в металлических чайниках. Во время чаепития заварочный чайник все время стоит на огне. Считается, что чай, приготовленный на углях, очень вкусен; подать такой чай гостям  — значит показать им свое уважение.  

Воду для чая традиционно кипятили в самоварах, которые появились у казахов вместе с чаем. Чай из самовара считается «почетнее», чем из простого или электрического чайника.  

Вместе с чаепитием к казахам перешли и некоторые знания о существовании особенных правил питья чая, «чайной церемонии».  

По традиции, пиалу не положено наливать до краев: чем меньше чая наливают в чашку, тем больше уважения оказывается гостю.  

Чем меньше чая наливают, тем чаще его подливают, и у гостя всегда горячий чай; а чем чаще подливают чай, тем больше демонстрируется забота о госте.  

Чая, как и раньше, пьют много; хозяева все время смотрят, чтобы пиала гостя не была пустой. Гость никогда сам не наливает себе чай.  Чай наливают только хозяева – ухаживают за гостем. Существует несколько способов показать, что ты уже напился: опрокинуть чашку на блюдце, положить пиалу на бок; положить ложку в пиалу или сверху на ободок чашки. Но даже когда гость даст понять, что больше не хочет чаю, хозяева обычно уговаривают его выпить еще одну пиалу.

О серьезных делах за чаем не говорят. Чаепития и устраиваются часто для того, чтобы пообщаться. Заходят ли друзья, знакомые, приезжают ли гости, — прежде всего их приглашают к чаю: «Садитесь, чай попьем, поговорим». Человека, с которым хочется о чем-то побеседовать, специально приглашают на чай: «Приходи чай попить», что означает: приходи – посидим, поговорим. За чаем, когда собираются близкие родственники или знакомые, сидят очень долго; над теми, кто пьет 2–3 чашки, подшучивают: «Разве так пьют чай?!».  

Разговоры за чаем обычно легкие, веселые, эмоциональные. Об очень серьезных делах за чаем не говорят. Например, за чаепитием не принято говорить о цели приезда.

Чай по-казахски

 Пять чайных ложек заварки залить половиной литра кипятка. Через три минуты добавить немного подслащенных сливок, сметаны или молока, все размешать, процедить в другой сосуд, перелить в первый, можно еще попереливать – в общем, через пару минут после процеживания – к столу.

 

«Чай не пьешь – откуда силы возьмешь…»  Этими словами сказано все об отношении казахов к этому напитку…

Гости и участники приглашаются на чаепитие.

Рефлексия.

Техника «рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры — вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

Открытый урок обряды и традиции России






See also:
Яндекс.Метрика