Урокпрезентация Война 1812 года 4 класс


МБОУ СОШ№2

г.Семикаракорска Ростовской области

Урок по предмету:

«Окружающий мир» 4 класс

Тема: «Война 1812 года»

(к 200-летию отечественной войны 1812 года»

Подготовила:

Шкандевич Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2

г. Семикаракорска Ростовской области

г. Семикаракорск

2012 год

Слайд 1

Тема:»Отечественная война 1812 года.»

Проблема урока: «Найти ответ на вопрос :»Почему Война 1812 года получила название Отечественная война?»

Слайд 2

Цели и задачи:

1. Познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года; основными этапами, героями;

2. Развивать речь, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине, к её героям.

Оборудование:

Учебник «Окружающий мир 4 класс». Часть 2. Авторы Е.В.Саплина, А.И.Саплин. АСТ * Астрель* Москва. 2009

Рабочая тетрадь №2 к учебнику Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Окружающий мир. Часть 2» 4 класс.

Презентация.

Карта.

Ход урока:

Оргмомент

На фоне музыки чтение отрывка:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва, спалённая пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, ещё какие!Недаром помнит вся Россия,Про день Бородина.

Актуализация знаний. Введение в тему.

Учитель.

— Сегодня на уроке мы совершим путешествие по Планете Знаний и прокрутим колесо нашей истории.

Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу:“Этот год состоит из двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе, меньше первого на 6 ”.Правильно, это 1812 год. Этот год был непростым для России, а почему вы узнаете сегодня на уроке.

Тема нашего урока “ Отечественная война 1812 года ”.

Слайд 3

На сегодняшнем уроке мы поговорим о грозной опасности, с которой столкнулась наша страна в начале XIX века.

— Прежде, чем мы начнём говорить об этой войне, нам нужно выяснить, что значит «Отечество»? (выслушиваются ответы детей)

— Вот как определяет это понятие С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова– авторы толкового словаря.

ОТЕЧЕСТВО – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Слайд 4

Работа по теме урока.

Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками- исследователями и поработать в клубе « Поиск истины» Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А так же в конце урока ответим на наш главный вопрос: «Почему войну 1812 года называют Отечественной». Для этого мы образуем группы. Каждая группа получит свое задание и подготовит выступающих.

Слайд 5

1 группа.

Проблема: «Исследовать причины начала войны, раскрыть термин «Отечественная война».

Инструкция:

Откройте текст учебника стр. 73-74

Используйте домашние заготовки.

Ответьте на вопросы:

а) В каком году началась война;

б) Между какими странами произошла война;

в) Кто первым начал войну и почему?

г) Кто возглавлял французскую армию?

д) Кто возглавил русскую армию?

е) Используя домашние заготовки, расскажите о великих полководцах Франции и России.

ж) Отметьте на карте вторжение французской армии в Россию.

2 группа.

Проблема: «Исследовать главное сражение Отечественной войны 1812 года»

Инструкция.

Откройте учебник на стр. 74-75

Используйте домашние заготовки.

Ответьте на вопросы:

а) Какое главное сражение Отечественной войны 1812 года, где оно произошло, чем закончилось?

б) В какой деревне Кутузов собирал генералов и что там было решено?

г) Отметьте на карте место сражения

3 группа.

Проблема: «Исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812 года и окончание войны»

Инструкция.

Откройте учебник на стр. 74-75

Используйте домашние заготовки.

Ответьте на вопросы:

а) Кто такие партизаны?

б) Кто возглавил партизанское движение?

в) Изгнание французской армии за пределы России.

в) Отметьте на карте путь наступления русской армии и путь отступления и бегства наполеоновской армии.

4 группа.

Проблема: «Исследовать памятники победы в войне 1812 года».

Инструкции:

Откройте учебник стр.75-76.

Используйте домашние заготовки.

Ответьте на вопросы:

а) Какие памятники были возведены в память о победе в Отечественной войне 1812 года?

4. Изучение нового материала. Исследование учащихся.

1. Вторжение наполеоновской армии в Россию.

Учитель:

— Давайте заслушаем историков 1 группы

1 историк:

«В конце XVIII века в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. Захватив почти все европейские столицы, Наполеон мечтал о Москве.

О том, насколько опасной была эта угроза для нашей страны, мы поймём, если узнаем, кто такой Наполеон Бонапарт. Его военную биографию подготовил дома наш историк. Послушаем его сообщение.

2 историк:

Слайд 6

Сообщение историка из 1 группы о Наполеоне. (Приложение 1)

Учитель.

— Да, Наполеон был очень грозным противником. Он был умён, хитёр и талантлив как военачальник. Российский император Александр I в переговорах с Наполеоном не шёл ему навстречу.

К этому времени почти вся Европа была в  подчинении Наполеона. Оставалось завоевать Россию. Наполеон серьезно готовился к войне с Россией. Его армия была хорошо вооружена, обучена, имела многократное численное превосходство над русской армией. На Россию двигалась лавина, смерч, который не знал препятствий и поражений. Наполеон, обещал победоносно завершить русскую кампанию через месяц, и в Европе никто в этом не сомневался. Наполеон привел к границам России огромную армию.

3историк.

И в 1812 году французская армия вторглась в Россию. Удар французов был настолько силён, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступление. Французы во главе с Наполеоном теснили нашу армию в сторону Москвы. Для Наполеона было делом чести войти в российскую столицу. Позади вражеское войско оставляло сожжённые деревни и сёла, разграбленные города.

Так Наполеон дошёл до Смоленска, последнего крупного города на пути к Москве. И Смоленск французам удалось захватить.

Самой главной целью Наполеона была Москва (показать на карте Москву, выделить её).

Слайд 7

Слайд 8

Учитель:

«Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги.

Если я овладею Петербургом, я возьму её за голову.

Заняв Москву, я поражу её в сердце». – говорил Наполеон.

Как вы понимаете смысл его слов?

— Давайте обратимся к индивидуальным картам и покажем стрелками вторжение французской армии в Россию.

Работа с картой (раскрашивание стрелок у границы с Россией)

Слайд 9

Учитель:

Александр I был в отчаянии. Нужно было срочно искать полководца, который сможет дать отпор грозному противнику. И такой человек был. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил Илларионович Кутузов. То что именно Кутузов был достоин этого назначения нам докажет историк, исследовавшие военную биографию М. И. Кутузова.

историк:

Слайд 10

Сообщение историка. (Приложение 2)

Учитель.

Ум М. И. Кутузова, его чувство предвидения, талант полководца очень помогли русской армии в борьбе с Наполеоном.

Как дальше развивались события, давайте обратимся к нашим историкам 2 группы.

2 группа.

Слайд 11

1 историк.

После назначения Кутузова главнокомандующим он выбрал место для генерального сражения у села Бородино в 124 км от Москвы.

И вот нашли большое поле:Есть разгуляться где на воле!Построили редут.У наших ушки на макушке!Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушкиФранцузы тут как тут.

Это сражение получило название «Бородинское».

Слайд 1

Учитель:

Главной задачей Бородинского сражения для М.И. Кутузова было перекрыть обе дороги на Москву.

Работа учащихся с картой (найти Бородино) , отметить на своей карте

Слайд 13

Соотношение сил было следующим: — у французов – 130 000 солдат и 587 орудий;

у русских – 120 000 солдат и 640 орудий.

Слайд 14

26 августа (7 сентября) 1812 года в 5 часов 30 минут утра грянул бой. Это было величайшее сражение, каких еще не знала Европа. Это сражение продолжалось 15 часов. Обе стороны сражались отчаянно, стояли насмерть. Бородинское поле было усеяно телами убитых французов и русских. Это было очень страшное сражение. Горы трупов людей и лошадей в несколько слоёв устилали овраги. Мужеству русских не было предела . Ужасная была картина, где находилась деревня Семеновское. Там сражение кипело как в котле.

Вам не видать таких сражений,Носились знамена, как тени,В дыму огонь блестел,Звучал булат, картечь визжала,Рука бойцов колоть устала,И ядрам пролетать мешалаГора кровавых тел.

И после ожесточенных боёв французы отступили, но не считали себя побеждёнными. Бородинское сражение не выиграл никто.

Слайд 15

Учитель:

Слайд 16 (потери)

Узнав о больших потерях (около 60 тысяч убитыми), Наполеон приказал прекратить сражение и отвести войска. Кутузов остался доволен исходом боя. Наполеон не сумел прорвать оборону русских. В Бородинской битве русские войска понесли огромные потери (свыше 40 тысяч убитыми). Была уничтожена половина армии. Французы тоже не досчитались многих тысяч солдат и офицеров, но у Наполеона ещё оставались резервные войска. Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Продолжать бой было очень рискованно. Кутузов отдал приказ: оставить Бородино и отвести войска к Москве. Один из дней воинской славы России. Установлен в честь Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией.

8 сентября — День воинской славы России — День Бородинского сражения

Итак, вернемся в 1812год.

2 историк: Слайд 17

После Бородинского сражения Кутузов собрал всех военачальников в деревне Фили в крестьянской избе на совет. Совет должен был решить давать ли ещё одно сражение Наполеону или отступить на Москву. Кутузов понимал, что Силы противника ещё велики, да ещё в распоряжении Наполеона были резервные войска, не участвовавшие в Бородинской битве. Если дать ещё один бой, то можно потерять армию. Кутузов сказал: “Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия”. Кутузов приказал оставить Москву, объяснив это так: “Мы оставим Москву, но сохраним армию, а значит, и всю Россию».

На следующий день, 2 сентября, русские войска оставили Москву. “Глубокая печаль была на лицах воинов, и казалось, что каждый из них питал в сердце мщение за обиду, как бы лично ему причиненную”. (М.И. Кутузов). Вместе с армией население покидало город. Русская армия отступала по Рязанской дороге, а затем перешла на Калужскую дорогу и 21 сентября остановилась на берегу Нары, в селе Тарутине.

Слайд 18. Сдача Москвы Наполеону.

А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Но как здесь не вспомнить известные строки А.С. Пушкина:

Напрасно ждал Наполеон,Последним счастьем упоенный,Москвы коленопреклоненнойС ключами старого Кремля:Нет, не пошла Москва мояК нему с повинной головою.Не праздник, не приемный дар,Она готовила пожарНетерпеливому герою.

Учитель:

Да, во всех завоёванных городах Наполеона встречали с почестями, преподносили ключи от города. Такого же приёма Наполеон ждал и от московских жителей. Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был практически пуст. В различных частях города вспыхнули пожары. А вместо ключей Наполеон получил пустой город и страшные пожары в нём.

Как себя чувствовал Наполеон в непокоренной Москве, мы узнаем из сообщений наших историков.

3 историк: (Приложение 3)

4 историк: (Приложение 4)

Учитель:

После Бородина и гибели столицы стремление уничтожить захватчиков сделалось всенародным в полном смысле слова.

Давайте послушаем исследователей 3 группы.

3 группа.

Слайд 19

1 историк:

— После московского пожара в Отечественной войне 1812 года произошёл крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ.

Против армии Наполеона началась настоящая народная война. Крестьяне уходили в леса и формировали там партизанские отряды. В отряды приходили и помещики, чьи поместья разорили французы. Попавшие в плен русские солдаты бежали и тоже шли в партизанские отряды воевать с ненавистными французами. Вокруг Москвы действовали сотни отрядов партизан и ополченцев. Они изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками. Жители русских городов собирали средства на поддержание русской армии и ополченцев.

Кутузов говорил:«Партизаны мои наводили страх и ужас на неприятеля…» Партизанские отряды действовали в сложных условиях. Нередко гусарам приходилось переодеваться в мужицкие кафтаны и отращивать бороды. Чаще всего партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорт противника в пути, захватывали курьеров, освобождали русских пленныхПартизанские отряды не стояли на одном месте, они постоянно находились в движении, причем никто, кроме командира, заранее не знал, когда и куда направится отряд. Действия партизан были внезапны и стремительны. Налететь, как снег на голову, и быстро скрыться стало основным правилом партизан. 2 историк:

Кутузов понял, какую огромную пользу приносит русской армии развернувшаяся партизанская война. Он стал использовать партизанские методы нападения на французов. Кутузов приказал сформировать несколько конных отрядов. Их задачей было неожиданно появляться в тылу врага и наносить ему удары с тыла. Эти действия в тылу врага получили названия рейды.

Кутузов приказал формировать партизанские отряды из солдат и крестьян. А чтобы они действовали согласованно с русской армией, во главе рядов ставил офицеров. Первый такой отряд возглавил гусар Денис Васильевич Давыдов.

3 историк: (Приложение 5)

Слайд 20

Учитель:

Вот как писал о Денисе Давыдове Николай Зыков:

Сквозь огни и дым пожара мчал врагам, с твоей толпой

Вездесущ, как божья кара, страх нежданного удара

И нещадный, дикий бой!

Вместе с Кутузовым Денис Васильевич разработал план ведения партизанской войны против французской армии. Партизаны освободили десятки сел, деревень в Подмосковье и в Смоленской губернии. Рейды партизан в тылу врага нанесли огромный ущерб французам. Только за время пребывания в Москве в боях с партизанами Наполеон потерял почти 30 тысяч лучших солдат. Французская армия не могла более находиться в Москве. Она была измучена постоянными ударами партизан, голодом и наступившими холодами.

Учитель:

Слайд 21

Французы оставили Москву и двинулись обратно к реке Неман. Так народная война против Наполеона помогла сломить противника заставила его покинуть русскую землю.

историк: (отступление французов)

Слайд 22

Отступление французов было мучительным. Они жестоко голодали: в разоренных селах и деревнях не было ни куска хлеба. Партизаны громили обозы неприятеля с остатками продовольствия. Наступившая зима совершенно измучила французских солдат. У них не было теплого обмундирования и обуви. В разоренных избах французы находили кое-какую одежду. Все это надевали на себя. Чтобы согреть окоченевшие ноги, французские солдаты надевали крестьянские лапти, наматывали на ноги тряпки. Армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг.

Это было жалкое зрелище. Во французской армии начались болезни. Армия Кутузова все время шла рядом с французскими войсками. Но в решительный бой с ними не вступала, а изматывала противника в небольших, но постоянных сражениях. Кутузов приказал не выпускать французов со старой Смоленской дороги и гнать их до самой границы. Русская армия тоже несла потери в боях с противником. Старый полководец Михаил Илларионович Кутузов ни на минуту не покидал своих солдат. Он вместе с ними переносил все тяготы военного похода. Наконец армия Наполеона добралась до Смоленска. В разоренном городе французы смогли пробыть всего четыре дня. Надежды Наполеона пополнить в Смоленске запасы продовольствия не оправдались. Французская армия продолжила отступление. Вскоре русская армия взяла город Вязьму.

Около реки Березины армия Кутузова догнала французов и окончательно их разгромила. Наполеон чуть сам не попал в плен. Чудом ему удалось спастись. На другом берегу Березины «непобедимый» французский император бросил свою армию и бежал во Францию.

Учитель:

Лишь жалкие остатки французской армии добрались до Немана и покинули территорию России. Кутузов сообщил императору Александру I: «Неприятель полностью истреблен. Война закончена». Так в декабре 1812 года закончилась Отечественная война русского народа против армии Наполеона. Недолгое пребывание оккупантов во второй столице Российской империи закончилось.

2 5 декабря было объявлено об окончании Отечественной войны.

Слайд 23

Работа с картой. Отметить изгнание наполеона из России

Отечественная война принесла немало горя и страданий россиянам. Многие города были разрушены и сожжены. Но общая беда сплотила людей. Они все вместе поднялись на борьбу с захватчиками. Благодаря мужеству и героизму русских людей, отваге и выносливости солдат и офицеров, военному таланту полководца М.И. Кутузова над армией Наполеона была одержана великая победа.

Учитель:

Давайте вспомним основные события, которые были освещены на уроке, просмотрев видеофильм об Отечественной войне 1812 года. (просмотр видеофильма)

— Откройте рабочие тетради на стр. 42

— Выполните самостоятельно задание 75 (вставь в текст пропущенные слова) Приложение 6

— Проверка (устная)

Подвиги и беспримерное мужество защитников Отечества в дни войны 1812 года никогда не будут забыты потомками.

Давайте предоставим слово исследователям 4 группы.

4группа.

1 историк.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика