Урок-практикум Если тонок лёд вас опасность ждёт по курсу Окружающий мир УМК Перспекти


МБОУ ЧЕРКУТИНСКАЯ ООШ им. В.А.СОЛОУХИНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ГУСТЯКОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

Урок-практикум «Если тонок лёд, вас опасность ждёт!»

по курсу «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа»

по теме «Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.

Выступление перед первоклассниками с докладом о свойствах льда.

Цель и задачи урока:

В ходе опытов выявить свойства льда;

Обсудить с учащимися вопросы практического применения знаний о свойствах воды;

Развивать способности наблюдать, рассуждать, делать выводы и обобщения.

Беседа с первоклассниками о правилах безопасного поведения на водоёмах в осенне – зимний период.

Основной метод обучения:

Практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды в твёрдом состоянии (свойств льда).

Основной структурный элемент урока:

Опыты и анализ их результатов.

Оборудование и наглядные пособия: блюдца со льдом, молоточки, стаканы, сосуды с водой.

План урока:

Организационный момент.

Постановка темы, цели урока.

Изучение нового материала.

Правила безопасного поведения на водоёмах в осенне – зимний период.

Подведение итогов.

Ход урока:

Организационный момент.

Сегодня мы пришли к вам в гости, чтобы рассказать и поделиться своими знаниями, а вот о чём вы угадаете сами.

— Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости, успеха и плодотворной работы.

2. Определение темы и цели урока.

— Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам отгадать загадки.

1. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (ЗИМА)

Что за звёздочка такая

На жакете, на платке,

Вся сквозная, вырезная,

А сожмёшь – вода в руке. (СНЕЖИНКА)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (СНЕГ)

Какой это мастер на окна нанёс

И листья, и травы, и заросли роз. (МОРОЗ)

Кто только зимой растёт? (СУГРОБ)

Растёт она вниз головою, не летом растёт, а зимою.

Но солнце припечёт – заплачет она и умрёт. (СОСУЛЬКА)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло! (ЛЁД)

— Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить сегодня?

— Да, ребята, мы поговорим о свойствах воды в твёрдом состоянии, а подробнее о свойствах льда.

— Я предлагаю вам стать исследователями.

4. Актуализация знаний.

— Представьте, что мы находимся в исследовательской лаборатории. Сегодня каждый из вас будет в роли лаборанта, эксперта, исследователя.

5. Изучение нового материала.

Выступление третьеклассников.

1УЧЕНИК проводит опыт:

Дотроньтесь пальцами до льда. Что вы ощущаете? (каждый ученик),

Что произойдёт с кусочком льда, если стукнуть по нему молоточком?

Что происходит со льдом, который находится в тёплой комнате?

ВЫВОД

В тёплой комнате лёд тает. Когда к нему прикоснёшься пальцами, то чувствуешь, что он скользкий, холодный.

Когда стукнули по кусочку льда молоточком, то он легко рассыпался, т. е. лёд хрупкий.

2 УЧЕНИК

Когда температура воздуха опускается ниже 0°, вода, находящаяся на поверхности почвы, замерзает и превращается в лёд. Поверхность льда гладкая и скользкая. Гололёд – опасное для людей явление неживой природы. Можно поскользнуться, упасть и получить травму.

Послушайте советы по безопасному поведению на улице во время гололёда.

В гололёд в школу лучше выходить пораньше, чтобы идти осторожнее, медленнее.

Идти нужно, наступая на всю подошву, не торопясь.

Школьный рюкзак лучше закрепить за спиной, а руки держать свободными.

Дорогу переходить в гололёд нужно особенно внимательно: ведь водителю на скользкой дороге труднее управлять машиной.

Машину может занести, и водитель не может остановить её даже у «зебры», своевременно нажав на тормоза.

3 УЧЕНИК

Знания о том, что лёд скользкий, помогали в давние времена в борьбе с врагами. Крепости, как правило, были защищены от врагов рвами с водой. Зимой, когда неприятель всё же подходил к крепости, защитники поливали водой стены крепости. По ледяной стене взобраться вверх было невозможно.

4 УЧЕНИК проводит второй опыт: бросают кусочки льда в воду и наблюдают, тонет ли лёд в воде или плавает.

Вывод: Лёд в воде не тонет.

Почему же лёд в воде не тонет?

Лёд в воде не тонет, потому что он легче воды. Это свойство воды очень важно для живой природы. Благодаря этому свойству водоёмы, которые зимой покрываются слоем льда, не промерзают до самого дна. Если бы лёд был тяжелее воды, он опускался бы с поверхности на дно, и постепенно заполнил бы собой весь водоём. Всему живому в водоёме грозила бы гибель.

6. Физминутка.

Мы отлично потрудились

И немного утомились.

Приготовьтесь, все ребятки!

Музыкальная зарядка!

7. Продолжение практической работы.

5 УЧЕНИК проводит третий опыт: понаблюдайте, можно ли через тонкую пластинку льда увидеть помещённый за ней цветной карандаш.

Вывод: лёд бесцветен и прозрачен.

А ещё я расскажу про айсберги.

Что вы знаете про айсберги?

Откуда в морях появляются айсберги? Внимательно послушайте рассказ и постарайтесь ответить на вопрос: Почему же говорят, что лёд айсберга – хранитель чистой питьевой воды, ведь они плавают в морях и океанах, где вода солёная?

Чтение рассказа про айсберги.

6 УЧЕНИК проводит четвёртый опыт

Я переложу один-два кусочка льда из блюдца в стакан. Изменяется ли вода в твердом состоянии свою форму?

Нет, кусочки льда в стакане и в блюдце имеют одну и ту же форму.

Вывод:

Лёд – это твёрдое тело. Это свойство льда используется человеком для того, чтобы зимой передвигаться по замёрзшим водоёмам на транспорте и пешком. Особенно это важно в местах, далёких от железных дорог, где по ледяным трассам мощные грузовики возят грузы. Свойства льда как твёрдого тела используются и на стадионах, школьных дворах, где зимой заливают большие ледяные площадки-катки для занятий спортом.

8. Правила безопасного поведения на водоёмах в осенне – зимний период.

Как вы понимаете фразу «Если тонок лёд, вас опасность ждёт».

Работа с плакатом «Правила безопасного поведения на водоёмах в осенне – зимний период».

Просмотр видео-ролика о правилах поведения на водоёмах в зимний период.

9. Подведение итогов урока.

— Ребята, вам понравилось работать исследователями?

— Наш урок подошел к концу и пришла пора подвести итоги.

— Что больше всего понравилось на уроке?

— Если кому-то из вас захочется больше узнать о свойствах воды в разных ее состояниях, эту информацию вы сможете найти в этих замечательных книгах. Выставка книг.

— Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Урок окончен.






See also:
Яндекс.Метрика