Урок-поиск по теме Зона Арктики


МБОУ «Семикаракорская средняя

общеобразовательная школа

им. А.А. Араканцева»

УРОК – ПОИСК

С использованием работы

в творческих группах по теме:

«Зона Арктики»

Разработан учителем

I квалификационной категории

Стельмашовой Л.П.

Окружающий мир 4 класс.

Тема: «Зона Арктики»

Цели урока:

Создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях.

Воспитание экологической культуры младших школьников путем овладения способами решения учебных задач через изучение темы «Зона Арктики».

Задачи урока:

Образовательные задачи:

Актуализировать знания детей о зоне Арктики, ее природных условиях, жизни людей, экологических проблемах.

Расширить знания обучающихся через различные источники информации.

Систематизировать знания детей о зоне Арктики путем сравнения, анализа, синтеза.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к природе на примере особенностей растительного и животного мира Арктики.

Воспитывать понимание правил экологической культуры; учить любоваться природой.

Развивающие задачи:

Развить предметные умения: уметь различать природные зоны по их отличительным признакам.

Развивать личностные и коммуникативные умения через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность.

Оборудование:

Аудио-видео материалы, презентация к уроку;

Познавательные материалы «Мир природы», карточки для учащихся;

Хрестоматия по окружающему миру;

Детская энциклопедия.

Ход урока.

Организационно-мотивационный этап.

Приветствие. Минутка здоровья.

Учитель:

Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас красивыми и здоровыми.

Учитель:

1. Сядьте на стул.

2. Выпрямите свой позвоночник.

3. Сделайте вдох и выдох.

4. Выдохните все обиды и беспокойства.

5. Разотрите кулачками грудь и шейный отдел позвоночника.

6. Улыбнитесь друг другу.

Аутогенная тренировка.

Учитель:

Закройте глаза, подумайте о чем-то хорошем и шепотом произнесите «У меня все получится! Я умею делать все!».

Эмоциональный настрой.

Учитель:

Спасибо за ваши мысли и пожелания. У меня есть возможность помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной.

Наш урок будет обязательно успешным для каждого из вас! Я желаю вам удачи.

Актуализация знаний.

Создание условий для формулировки детьми темы урока.

Учитель:

Посмотрите на экран и попробуйте догадаться, о какой природной зоне пойдет речь на уроке. Ее земли лежат под созвездием Большой медведицы, вокруг Северного полюса. Эту природную зону называют «страной льда и тьмы» (слайд № 1).

Учитель:

Разгадайте эту шифровку и сформулируйте тему урока. (слайд №2)

ПОЛТЗОНАСВМЯ

КПРЕАРКТИКИЕМИ

Дети:

Зона Арктики (слайд № 3).

Работа над новым материалом.

Поиск и открытие знаний детьми.

Создание условий для формулировки детьми целей урока.

Учитель:

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Проблема на ладошке».

Вытяните правую ладонь. Закройте глаза. Вспомните тему урока. Мысленно посмотрите на ладонь и поставьте для себя проблему, которую вам хочется решить сегодня на уроке.

Дети:

Узнать, где расположена зона Арктики на карте.

Познакомиться с растительным и животным миром этой зоны.

Узнать, чем занимается население этой зоны.

Выяснить какая там экология.

Учитель:

Молодцы! Я согласна с вами, но хочу предложить еще несколько проблем.

Узнать из дополнительной литературы о том, как люди осваивают Арктику.

Узнать интересные факты о животных и растениях Арктики и провести «Аукцион знаний».

Придумать творческое задание по теме Арктика.

Учитель:

Сегодня мы будем работать в группах. Я хочу, чтобы вы вспомнили главное правило работы в группах.

Дети:

Работать надо дружно!

Практическая работа в группах, исследовательская деятельность.

Учитель:

Сейчас каждая группа будет решать свою проблему. Для этого вам предстоит побывать в роли исследователей и поработать с предложенной вам информацией. Группы получат карточки, где обозначена эта информация. Вам предстоит выбрать нужный вам материал для решения поставленной перед вами задачи.

1 группа.

Природные условия Арктики.

а). Где расположена зона Арктики?

б). Погодные условия.

в). Необычное явление в Арктике.

Ваша информация на стр.129 учебника и в книге «Мир природы».

2 группа.

Растительный мир Арктики.

а). Растения Арктики.

б). Особенности растительного мира.

в). Много или мало там растений? Почему?

Ваша информация на стр.130 учебника.

3 группа.

Птицы Арктики.

а). Какие птицы обитают в Арктике?

б). Что является кормом для птиц?

в). Птичьи базары.

Ваша информация на стр.131 учебника и в книге «Мир природы».

4 группа.

Животный мир Арктики.

а). Какие животные обитают в зоне Арктики?

б). Как они приспосабливаются к жизни в этой зоне?

в). Чем питаются?

Ваша информация на стр.130-132 учебника и в книге «Мир природы».

5 группа.

Арктика и человек. Экологические проблемы Арктики.

а). Население Арктики, их занятия.

б). Экологические проблемы Арктики.

в). Как охраняют природу Арктики?

Ваша информация на стр.132 учебника и в книге «Мир природы».

Упражнение – энергизатор.

Хлопните в ладоши, если вам нравится работать в группе.

Пожмите друг другу руки, если вы умеете договариваться друг с другом.

Упражнения «оживлялки».

С силой потереть одну ладонь о другую.

Кончиками пальцев постучать по затылку и макушке.

Потянуть вниз мочки ушей.

Мини-конференция по результатам исследований и поиска информации. Мини-проект.

Учитель:

Сейчас каждая группа представит свой мини-проект, сообщит о результатах своих исследований. Ваш рассказ я буду сопровождать показом слайдов.

1 группа.

Зона Арктики расположена по берегам Северного Ледовитого океана и его островах (слайд № 4).

В эту зону входят Земля Франца-Иосифа, Новые Земли, Северная Земля, остров Врангеля. Погодные условия очень суровые. t — 50⁰С. Часто дует холодный ветер, свирепствует буря.

Большие площади заняты льдом, который не тает даже летом (слайд № 6).

Зима и лето в Арктике: Лето короткое, устанавливается полярный день. Полярная ночь и полярный день длятся по 3-4 месяца. Лишь прибрежная часть островов освобождается летом от снега и льда (слайд № 7).

Полярной ночью можно наблюдать необычное явление – северное сияние (слайд № 8, 9, 10).

Это красивое свечение воздуха в виде дуг, занавесей, полос.

Музыкальная физ.минутка «звезды» (слайд № 5 ).

2 группа.

Растительность Арктики очень скудная, приспособившаяся к суровым климатическим условиям. Это лишайники, мхи, камнеломки, полярные маки. Чтобы получить больше тепла, их листья прижимаются к земле. У камнеломок листья мелкие, а у полярных маков разрезаны на дольки. Это позволяет испарять мало воды. Деревьев и кустарников нет, так как нет почв (слайд № 11, 12).

3 группа.

Птицы Арктики: чайка (слайд № 13), гагарки, чистики, кайра, тупик (слайд № 14).

Все эти птицы хорошо плавают и ныряют. Они питаются рыбой. Многие птицы не строят гнезд, а откладывают яйца на голых камнях.

Шумные скопления птиц называют птичьими базарами (слайд № 15).

4 группа.

Животный мир Арктики: морж, тюлень (слайд № 16), белый медведь (слайд № 17), полярный кит.

Белый медведь, морж и полярный кит взяты под усиленную охрану. Они занесены в Красные книги Международного союза охраны природы и России. На острове Врангеля создан заповедник.

5 группа.

На берегах Северного Ледовитого океана живут люди, но коренного населения в арктических пустынях нет. Люди ловят рыбу, занимаются охотой, изучают природу, наблюдают за погодой (слайд № 18).

Экологические проблемы Арктики: загрязнение Северных морей, браконьерство, охота на животных.

Принцип МиниМакса.

Дети:

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана люди проложили морской путь.

По нему с помощью атомных ледоколов проходят суда.

На многих островах и льдах созданы научные станции, где ученые изучают природу. Они наблюдают за погодой, льдами и водами.

Учитель:

Молодцы! Последняя проблема тоже решена.

Аукцион знаний.

Учитель:

Какие еще дополнительные сведения вы можете рассказать об Арктике?

Дети:

Лишайники, которые есть в Арктике, растут очень медленно, за год всего на 2 мм. Их значение очень велико. Они поселяются первыми в самых беспочвенных местах. Отмирая, образуют перегной, на котором могут жить другие растения.

Летом в морях Северного Ледовитого океана появляется множество водорослей. Ими питаются черви и рачки. Встречаются рыбы: корюшка, сиг, треска, морской окунь, сельдь.

Во рту самого крупного обитателя Северного Ледовитого океана – полярного кита находятся роговые пластины, которые образуют цедильный аппарат. Передние конечности у него превращены в плавники, а задние отсутствуют.

Учитель:

Все проблемы озвучили.

Дети:

Нет. Не решены проблемы: «Как люди осваивают Арктику» и творческие задания.

Учитель:

Справиться с одной из проблем вам поможет «Детская энциклопедия».

Творческое задание. (Дети составили кроссворды, загадки, стихи об Арктике).

Закрепление знаний.

Офтальмотренаж «Бабочки на потолке».

Рефлексия деятельности групп (тест).

Учитель:

Группы достаточно хорошо решили поставленные перед ними задачи. Мы узнали много нового об Арктике.

Вам предлагается выполнить тестовую работу (слайд № 19).

Природная зона, которую изучали:

Животные Арктики:

Птицы Арктики:

1. Тундра

1. Верблюд

1. Тупик

2. Арктика

2. Песец

2. Соловей

3. Тайга

3. Морж

3. Сова

Проверка работ (слайд № 20).

Подведение итогов работы.

Учитель:

Как вы считаете, мы достигли поставленных целей?

Дети:

Да! Со всеми проблемами мы справились.

Учитель:

Знания, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни?

Дети:

Обязательно пригодятся. Ведь мы учились самостоятельно добывать знания, работали с информацией, сотрудничали в группах.

Самооценка деятельности групп «Горка».

Групповая дискуссия.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика