Урок-конференция по литературному чтению Земля — наш дом родной 3 класс УМК Школа Росси


МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»

Обобщающий урок

по литературному чтению

по теме «Люби живое»

Урок-конференция

«Земля — наш дом родной»

3 класс

Конспект составила:

учитель нач. классов

I кв. категории

Потапова И.Н.

20.02.2013 г.

Цель:

Обобщить знания по теме «Люби живое»

Прививать любовь и бережное отношение к природе.

Развивать умение выступать перед аудиторией

Воспитывать умение слушать выступающего, и делать выводы.

Оборудование:

Название отделов (карточки)

Бейджики для корреспондентов.

Карточки с характеристикой зайца.

Карточки с текстом

Книги: В.Бианки «Лесная газета», В.Л.Дуров «Мои звери»

Презентация «Земля – наш дом родной»

Ход урока

Орг. момент.

Звучит мелодия.

Учитель: Бесконечная Вселенная.… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет.… Но самая прекрасная планета во всей Вселенной – это наша планета Земля. Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших.

Ученица читает стихотворение:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

— Дорогие друзья! Уважаемые корреспонденты, сегодня этот урок будет не совсем обычный. Он пройдёт в виде конференции.

— Что такое конференция?

Конференция – это собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп людей.

Открытие конференции.

— Мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом родной». Этот урок будет обобщением по разделу «Люби живое».

— Как вы думаете, а кто считает Землю своим домом?

Задача нашей конференции: познакомиться с жизнью животных, их повадками, отношениями между людьми и «братьями нашими меньшими»

— А помогут нам сделать авторы литературных произведений, которые вы прочитали по теме «Люби живое» и ваши активная работа, ваше внимание, умение слушать своих товарищей.

— Работать будем по группам. Каждая группа представляет отдел газеты «Лесная газета». В каждом отделе работают корреспонденты.

— А кто такие корреспонденты?

Корреспондент – сотрудник газеты или журнала, радио и других органов информации, посылающих им сообщения с мест.

3. Отдел «Вести из леса»

— Зимой трудно птицам и зверям. Голодно и холодно в лесу. Как пережить это тяжелое время года? Слово нашему корреспонденту «Вести из леса» Князеву Семёну. Мы услышим сейчас рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Птицы под снегом».

( Корреспондент читает рассказ В.В.Бианки)

«Стая птиц под снегом»

«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! — сорвался, и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. Оказалось – целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?»

— Что нового из этого сообщения узнали для себя о жизни белых куропаток?

— Они ночуют под снегом, днём вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые веточки.

— А каким увидел зайца корреспондент?

— Кто хочет дополнить о зайце?

Дополнение.

Зайцы очень осторожны. Он никогда не пойдёт прямо к своей лёжке. Будет путать следы петляя. И подпрыгивает иногда выше, чем на метр, взлетая над травой, он успевает оглядеться – ведь рядом могут быть враги.

(Рысева Надя)

Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента?

«О глухарях»

В снегу прячутся не только куропатки, но и другие птицы. Например, глухари. Это – одна из древнейших птиц на земле. Живут они в сосновых лесах и на болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозвали его глухарем.

— Назовите автора произведения, рассказавшего нам о зайце?

— Иван Сергеевич Соколов — Микитов «Листопадничек»

— Почему автор так назвал своё произведение?

Охотники называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются, когда с деревьев осыпается золотой лист.

— Сейчас попробуем дать характеристику зайчику из рассказа Ивана Сергеевича Соколов- Микитова.

Работа в группах.

Каждая группа получает листок с характеристикой зайца. Они должны доказать, что зайчик обладал тем или иным качеством.

Смелый — убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны.

Легкомысленный — побежал, не подумав о последствиях.

Боязливый — в хатке у бобров было темно, сыро, можно было замёрзнуть, побоялся прыгать в холодную воду.

Решительный – решился научится плавать

Беспокойный – переживал о старой матери. О своём тёплом гнездышке. Не давал никому покоя.

Группа отвечает:

Мы считаем….

4.Отел «Рыбацкий узел».

Слово предоставляется Луцик Сергею корреспонденту отдела «Рыбацкий узел»

А я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущий полуводный образ жизни. Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связано с водой. Бобр прекрасно плавает и ныряет, имеет ряд особенностей связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Хвост широкий, плоский и служит рулём, когда бобр плывёт или опорой, когда бобр сидит на задних лапках.

— Что ещё узнали о жизни бобров из данного произведения?

У бобров хатка в 2 этажа

Строят на речке плотину, подгрызают острыми зубами толстые деревья, ветер подует, упадет дерево в воду

Толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатур лопаткой.

Едят мягкие ивовые прутья

Любят чистоту и порядок.

Дополнение

У меня есть дополнение. Я хочу рассказать об ондатре. Ондатра живёт в норах, устраиваемых в берегах водоёмов. Вход в нору скрыт под водой. Питается рогозом, камышом, тростником. Она даёт очень красивый мех.

Работа в группах.

Задание: вставьте пропущенные слова, восстановив текст, и узнаете, кого ещё можем отнести к речным обитателям

« Первыми заметили пика большие……………………. …………….

Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады. Что не могут прикончить разом мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду, и вплавь догоняли кораблик.

А со дна реки поднялась………………………… Она ждала, когда …………………….. скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов.

(Ответ: белые чайки, щука, чайки)

Проверка: зачитывает один из группы.

— Откуда этот отрывок?

— «Мышонок Пик» В.Бианки.

— Виталий Валентинович Бианки побывал в экспедициях в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки» в 1927 г впервые напечатана «Лесная газета», которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.

(показать книгу «Лесная газета»)

— Но вернёмся к главному герою мышонку Пику.

— Назовите эпизоды, которые вас заставили поволноваться за мышонка:

Чуть не убил мальчик

Чуть не склевали чайки

Чуть не поймала щука, птица: рыболов-скопа, змея, жулан.

Чему научился мышонок во время своего путешествия?

Научился находить себе пищу, лазить отлично.

— Мышь является основным кормом для хищного животного – лисицы.

5. Отдел «Почта»

— Но не только мышей преследуют опасности. В отдел «Почта» пришли письма с жалобами.

Жалоба 1

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая. Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород

Жалоба 2

Ох, и не любят меня люди! Голос мой, видите ли, им не нравится. И глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Кто это?

Вспомним, в каком рассказе могла пожаловаться птица на людей?

В. Астафьева «Капалуха», глухарка.

Ребята потревожили гнездо глухарки. В гнезде лежало 4 рябеньких светло коричневых яйца.

Как она проявляла свой материнский инстинкт?

Своими распущенными крыльями прикрывала своих будущих птенцов, сохраняя для них тепло. Выщипала сама пух и грела голым животом

В каких рассказах вы встретились с материнским инстинктом у животных? ( Виктор Петрович Астафьев «Капалуха», Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»).

А я хотела бы выступить в защиту кукушки. Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает? Кукушка – птица насекомоядная и к тому же прожорливая. И главное – она поедает больших и мохнатых гусениц. А кукушата их есть не могут. Вот их и выкармливают другие птицы. Подкладывая яйца в другие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти. (Шевякова Лиза)

О материнстве, о преданности и жертвенной любви матери слагают стихи и песни. Какие пословицы о материнской любви вы знаете? — Всякой матери свое дитя мило. – Материнское сердце не знает покоя. — Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. – При солнышке светло, при матери добро.

6. Отдел «Городские новости»

Слово предоставляется Бочкину Андрею корреспонденту отдела «Городские новости»

Я – корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был-

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живёт,

Зачем ему крылья и что он жуёт.

И будут страницы, как травы шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

7. Отдел «Сельские новости»

Слово предоставляется Леснёву Илье стрелецкой Александре корреспондентам отдела «Сельские новости»

Мальчик:

Мотылёк, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живёшь?

Что ты ешь? Что ты пьёшь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всём.

Мотылёк.

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

Мне еда и питьё – ароматы цветов.

Но живу я недолго – не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

— Ребята, я слышала про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажите ли мне кто этот мальчик и откуда?

— Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».

— А кто знает почему светится светлячок?

Сообщение Алексеева Сергея

— Что бы вы посоветовали сделать Дениске?

8. Подведение итогов конференции.

— Наша конференция подходит к концу.

— Скажите, чему вас научили писатели, их произведения? О чём заставили задуматься?

Они на учили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!

Здесь уместно вспомнить слова Михаила Михайловича Пришвина:

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице — воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

(слова Пришвина прочитать по группам)

9. Рефлексия

Ресурсный круг

— Что вы увидели, что вы услышали, что почувствовали на конференции?

— Давайте передавая слово по кругу обратимся к людям Земли с просьбой:

— Не рвите полевые цветы, …

Перова Варя:

Берегите землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем. Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите!

Конференция заканчивается песней «Просьба»

Текст песни Просьба (Пахмутова Александра):

Раненая птица

В руки не давалась,

Раненая птица

Птицей оставалась…

Этот сон давнишний

До сих пор мне снится:

На траве кровавой

Вздрагивает птица.

Припев:

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц — не небо,

А море без рыб — не море,

И земля без зверей — не земля!

Не земля!

Не земля!



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика