Урок-исследованиеЭкология моего села 8 кл


Открытый урок

Экология родного края. Урок — исследование

Цель: обсудить с учащимися проблему антропогенного загрязнения природной среды, последствия и возможные пути решения данной проблемы

формирование представления о природно-ресурсных возможностях Кемеровской области, о проблемах экологии на региональном и локальном уровнях; ориентирование подростков на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды; развитие речи, внимания; воспитание любви к природе, родному краю.

Задачи

1. Привлечь внимание учащихся к перспективному развитию Прибайкальского района и изменению экологической обстановки в регионе.

2. Продолжать развивать у учащихся умение самостоятельно получать информацию из различных источников, применять полученные знания в конкретной ситуации, обобщать, делать выводы.

3. Ознакомить учащихся с экологической обстановкой района, поселка, где они живут.

4. Активизировать эмоциональную сферу личности учащихся.

Meтоды обучения.

I. По источнику знаний.

1. Объяснительно-иллюстративные: доклад, беседа, самостоятельная работа с дополнительной литературой.

2. Репродуктивные: работа с компьютером, решение задач, наблюдение, практическая работа.

II. По характеру деятельности учителя: проблемные.

III. По характеру деятельности учащихся: поисковые, исследовательские.

Оборудование: самодельные таблицы, компьютеры, справочный материал, дополнительная литература, материал для исследования: уголь, рыба, старые газеты, бутылки, банки, сломанные игрушки.

Класс разбит на 4 группы. В каждой группе работают учителя географии, биологии, химии, врач, консультант группы – ученик.

План урока.

1. Вступление.

3. Заседание творческих экспертных групп.

4. Практическая работа с материалом для исследования.Работа на компьютерах.

5. Анализ результатов.

7. Подведение итогов урока.

Оборудование

Ход урока.

Эпиграф:

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух –

Три её основы.

Какая бы не грянула беда –

Все возродиться снова.

Но если…

Впрочем, в наш жестокий век

Понятно всем,

Что значит если…

О человек!

Природа Мать ни рек,

И не морей, от глаз твоих не прячет

Ни росных трав, не голубых небес.

Цени её доверие природы!

Не обмани его!

И в темный лес входи

Как в храм под мраморные своды.

А природа опять, то предельно проста

То одета в цветастые перья

Удивляет меня не её красота

Удивляет её терпенье

И когда сквозь асфальт

Лепестков пятерня

Пробивается после полуночи

Я не радуюсь силе земли

Для меня это прежде всего,

Крик о помощи.

Мы с вами одни из счастливейших людей на земле, и многие даже завидую, когда говоришь, что ты родом с Байкала. Мы здесь не слышим его шороха его волн, зато ощущаем его дыхание.

Родной край. Здесь мы родились и живем, здесь мы впервые ощутили ласковый свет солнца, здесь мы начали узнавать окружающий нас мир. Богатство Прибайкальского края не измеряется лишь его природно-ресурсным потенциалом, а всей необычностью и красотой природы.

Ученик. Здравствуйте, друзья! Здравствуйте, гости, здравствуйте, поля, леса, реки, озера! Здравствуйте, птицы! Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и знакомыми, но и со всеми живыми существами, окружающими его, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, которых мы уже никогда не увидим, так как люди уничтожили их.

Ученица. Уничтожение природы продолжается и сейчас. При этом люди преследуют разные цели: кто-то хочет получить больше денег, продав редкое животное, или его мех; кто-то oxoтится в свое удовольствие, а кто-то не думая вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу, развлекаясь таким образом.

Ученик. И когда слышишь: человек – царь природы, спрашиваешь: “А что он представляет собой без природы – без воздуха, без воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев-человек?” Все это щедро дает людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного, доброго отношения к себе.

Ученица. Быстро летит время. Не успеем оглянуться – закончим школу и начнем свою, самостоятельную жизнь. А задавали мы себе вопрос, в каком мире мы будем жить, будет ли он опасен для человека или останется таким же прекрасным, каким мы можем видеть его сегодня? Повод для беспокойства есть.

Презентация Прибайкальский район (природа)

Уникальность нашего района не оставляет сомнений. Если рассмотреть геологическое строение, то в основе лежат породы архейского и мезозойского периода. Татаурово располагается на фундаменте мезозойской эры.

Климатические условия района определяются его географическим положением. Характерной особенностью района является большая засушливость первой половины, умеренная и избыточная влажность второй половины лета. Резкая континентальность и суровость климата под влиянием значительной удаленности от морей, большой абсолютной высотой  территории над уровнем моря. Все это сказывается на разнообразном характере распределения облачности, промерзания и оттаивания почвы и соответственно создает трудности для земледелия.

Почвы Прибайкальского района не отличаются большим разнообразием. В основном это горнотаежные почвы, не обладающие высоким плодородием. В Татаурово они образованы наносами реки Селенги. До 1980 года на этих почвах возделывали злаковые, бобовые, сеяли картофель. После 1990-х годов возделывание почвы было прекращено и территории на сегодняшний день являются заброшенными.Прибайкальский район богат внутренними водами. Множество рек и озер, имеется несколько источников минеральных вод.

Татаурово располагается на самой крупной реке Бурятии Селенге. Не смотря на мутную воду эта река по своим показателям не вызывает особых опасений. Но ежедневные сбросы сточных вод в реку приносят определенную долю вредных веществ, которые вода уносит в озеро Байкал.

Леса состоят из сосны обыкновенной, лиственницы сибирской, мягколиственных пород древесины, реликтовой темнохвойной тайги. Широк и богат разнообразием видов растительный мир кустарников, трав и цветов.В охотничьих угодьях района водятся изюбрь, косуля, медведь, волк, росомаха, белка, прибайкальский и баргузинский соболь, в водах оз. Байкал водится нерпа, в реках – ондатра, хариус, омуль, осетр.

Хатки ондатры можно встретить на мелких озерах Татаурово, расположенных в районе старого русла реки. Тут же были замечены гнездовья цапель. Из леса уже не раз выходили изюбры. А охотники встречали следы рыси. Так же можно встретить места ночевок дикой козы.

Что угрожает нашему району. Прочтение отрывков из доклада.

Нельзя не учитывать, что наш район относится к одному из самых «лесных» районов, и среди них по объему отгрузки продукции обрабатывающих отраслей район занимает 2 место, уступая лишь Кабанскому району. По вывозке древесины район в абсолютных показателях обошел все районы республики.

По данным Бурятстата, только по кругу обследуемых крупных и средних предприятий вывозка древесины в районе превысила 150 тыс. кубометров, в то время как в Кабанском районе этот показатель составил 101 тысячу, а в Заиграевском, Хоринском, Иволгинском – от 30 до 44 тыс. куб. м.

В отрасли растениеводство валовой сбор зерновых культур составил 79%, в связи с чем произошло невыполнение прогноза на 2%. Из-за агротехнических нарушений и из-за потравы зерновых 127 гектаров было переведено из статуса зерновых в статус кормовых. Низкие результаты по производству зерна остаются в СПК «Нестеровский», кроме того, здесь сокращены посевные площади, качество агротехнических работ.

На фоне других районов республики, район не выглядит одним из самых отстающих. Например, по показателям деятельности сельскохозяйственных предприятий, приведенным в республиканской статистике, несмотря на 7 место по поголовью скота, в производстве мяса на душу населения район занимает 3 место. Но снижение численности КРС в сельхозпредприятиях сказывается на производстве молока на душу населениярайон занимает 13 место среди районов.

Источники загрязнения атмосферы.

Неблагоприятная экологическая обстановка в Татаурово формируется под влиянием выбросов вредных веществ работающих котельных. Помимо примесей в воздух попадает сажа, которая впоследствии оседает на самый плотно заселенный район села.

Существенный вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит автотранспорт (38%). Село Карамышево расположено на автотрассе федерального значения Москва – Владивосток. Интенсивность движения транспорта большая.

Источники загрязнения гидросферы.

Деградация почв

Сведение лесов.

Нанесение на схему Татаурово экологически опасных мест

Наше село. (выявление мест с нарушением экологической обстановкой)

Представим себе, что мы работаем в экологической лаборатории, в которую приходят разные сообщения

Выявление проблемных мест.

Служебная записка следователя:

«На месте преступления найдены неизвестные камни черного цвета, которые направлены в экологическую лабораторию для экспертизы»

Оборудование: Каменный уголь, пробирка с растворенным снегом с сажей.

Задание экспертам:

1. Определите камень преступник

2. Изложите дополнительные сведения о нем:

Где используется.

Где храниться

Что выделяет в результате сжигания

Как это влияет на организм человека

Как это влияет на растения

Опасен ли окружающей среде и почему?

3. Попробуйте определить, что представлено в экспертной пробирке. Профильтруйте данный раствор. Определите степень опасности данного экспертного образца.

4. Попробуйте предложить возможные варианты изменения ситуации, которые бы могли снизить нагрузку на окружающую среду.

Это каменный уголь. Его много лежит не далеко от школы, так как рядом располагается котельная.

Уголь содержит в среднем около 4 % серы и при его сгорании образуется сернистый газ. Повышенное содержание в воздухе этого газа вызывает у человека спазмы стенок бронхов, перерастающие в хронический бронхит. Увеличивается количество простудных заболеваний. Кроме сернистого газа в воздух попадает окись углерода или угарный газ, окислы азота.

За все время на поверхность земли происходит изрядное осыпание сажи ??? В весеннее осенний период сажа опадая на листья деревьев и травянистые растения забивает поры и листья погибают.

Из служебной записки землепользователя.

Уважаемые односельчане, помогите!

Армии самых страшных врагов собираются в полнейшей тишине, и никто не следит за их опасной силой. Их все больше и больше, и пощады от них не приходиться. Сначала на их сторону перейдет все что мы имеем, а потом и сама земля будет принадлежать только им.

В пустынных и неиспользуемых территориях собираются захватчики, по сравнению с которыми Чингисхан и Наполеон, беспомощные дети. Помогите!

Задание экспертной группе:

Определите о каких захватчиках идет речь

Дайте им краткую характеристику

Откуда берутся эти захватчики.

Почему они захватывают неиспользуемые территории

Где в нашем селе и за его пределами мы можем встретить эти полчища.

Сколько по времени может разлагаться мусор.

Какие последствия имеет разлагающийся мусор.

Опасен ли окружающей среде и почему?

Попробуйте предложить возможные варианты изменения ситуации, которые бы могли снизить нагрузку на окружающую среду.

Предложите варианты использования вторсырья.

Время разложения материалов в природной среде.

Бумага (2–10 лет).

Консервные банки (80 лет).

Полиэтиленовые пакеты (более 200 лет).

Пластмасса (500 лет).

Стекло (1000 лет).

Стенографическая запись просьбы о помощи жителя реки Селенги.

Люди. Вы ходите на двух ногах, обогреты солнцем и разными благами природы и другими благами, содеянным вашими руками. Мы же жители водоемов всегда ведем борьбу за существование в естественной среде. Для того чтобы продлить наш род мы вынуждены покидать свое чистое убежище и двигаться по реке к её устью, встречая на пути огромные препятствия. Маслянистые пятна, химические вещества, различный мусор. Нам иногда не хватает пищи и кислорода. Но это ещё не самое страшное. Нас ожидают секиры и булавы, клетки, сплетенные из тонких нитей. Нас каждым годом все меньше и меньше. Сильнейшие погибают. Скоро вымрет весь наш род. Помогите.

Задание экспертной группы:

Определите пострадавших

Расскажите о них что вы знаете.

Предложите проекты по сохранению.

Заключение

Экологическая проблема – это очень важный этап в развитии человечества. Она определяет судьбу человеческого мира. Люди покоряя природу, в значительной степени разрушали равновесии экологических систем. «Раньше природа страшила человека, а сейчас человек страшит природу» — сказал французский океанолог Жак Ив Кусто. В некоторых местах экология дошла до кризисного состояния. Никто не может оставаться равнодушным к загрязнению окружающей среды». Плоха та птица, которая загрязняет свое гнездо», — говорит народная пословица.

Загрязнение окрестности, уменьшение природных ресурсов ставит перед человечеством большие задачи. Будущее нашей планеты зависит от чистоты и бережного отношения к окружающему нас миру. Чтобы добиться всего этого необходимо, чтобы человек все осознал сам и сделал шаг по охране природы.

И когда слышишь : человек – царь природы, спрашиваешь: «А что он представляет собой без природы – без воздуха, без воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев – человек?»

Все это щедро дает людям природа и не простит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного, доброго отношения к себе.






See also:
Яндекс.Метрика