урок-исследование Жизнь пресного водоёма 2 класс


Урок – исследование: «Жизнь пресного водоема» 2 класс,

учебник Виноградовой Н. Ф., школа 21 века.

Цели: 1. Образовательные

— формирование у школьников представление о пресном водоёме как природном сообществе, познакомить с разнообразием обитателей пресного водоема;

2.Развивающие:

-развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительные операции сравнения, сопоставления,

-развивать психологические процессы: память, воображение, внимание,

-развивать умение работать с дополнительными источниками информации и применять в работе полученные знания;

-развивать умение работать в малой группе, вести диалог, развивая таким образом

коммуникативные способности детей;

3.Воспитательные:

-учить детей видеть красоту родной природы,

-воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы,

-воспитывать чувство взаимопомощи, толерантности.

Ход урока.

I. Организация урока.

Ну-ка проверь, дружок

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все в порядке?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

  Только лишь оценку «5».

II. Актуализация знаний.

— Ребята. Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошедших уроках? (о лесе, о водоёмах).

Индивидуальная работа:

1.Найди лесные растения. Работа с гербарием.

2. Составить как можно больше из набора слов цепей питания. Работа в паре у доски.

Фронтальная работа.

1.Заселим лесных животных. 2 слайд.

Для чего мы изучаем лесное сообщество? Леса украшают наш край, и очень важно оберегать их. Как использует человек лес? Как нужно вести себя в лесу?

2. Тест «Лес – природное сообщество»    3 слайд.     

1.Лес называют природным сообществом, потому что…

а) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения;

в) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой;

г) весь лес — от верхушек деревьев до земли- заселён животными.

2. В лесу растения образуют ярусы:

а)верхний- мхи и лишайники, средний- деревья, нижний- кустарники;

е)верхний- деревья, средний- травянистые растения и грибы, нижний- кустарники;

о)верхний- деревья, средний- кустарники, нижний- травы, мхи, лишайники и грибы.

3. На деревьях обитают… 4 слайд.

д) белки, дятлы, кедровки;

б) мыши, зайцы, медведи;

в) кроты, лоси, черви.

4. Найди травянистые растения…

о) папоротник, фиалка, ромашка;

а) вороний глаз, ландыш, калина;

в) берёза, ландыш, ромашка.

5. К съедобным грибам относятся…

а) мухоморы, опята, желчные грибы;

о) дождевики, поганки, шампиньоны;

ё) лисички, рыжики, маслята.

Что растет и кто живет в лесу?

6. Ядовитые растения. 5 слайд.

л) берёза, липа, брусника;

м) «вороний глаз», ландыш, красавка;

н) крапива, можжевельник, калина.

Проверка. Ребята, что вы видите на экране? (водоём)

Посмотрите вот сюда.

              Тихо плещется вода,

              Ряска, лилии, рогоз,

              И кубышка и тростник,

              Есть беззубка, прудовик,

              Водомерка вот бежит.  

              Всюду бурно жизнь кипит.

              Это пресный водоем.

— Мы с вами знаем, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоёмы бывают естественные и искусственные. А ещё — пресные и солёные.) 6 слайд.

 — Какие типы пресных водоёмов вы знаете? (Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище) 7 слайд

   — Ребята скажите, а какие типы пресных водоемов есть в нашей местности?  

III. Постановка проблемы.

(Звучит музыка «Песенка Водяного» из м/ф).8 слайд.

— Кто это? (Рисунок Водяного)

— Сегодня Водяной у нас в гостях. — Водяной нам предлагает вместе с ним заселить этот водоем животными. 9 слайд.

-Как вы думаете, правильно мы выполнили задание? А как и где мы можем это узнать?

( в учебнике, в энциклопедии, в книгах, в интернете.)

-Ребята, как вы думаете, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

— И так, тема нашего урока «Жизнь пресного водоёма» 10 слайд (тема записана на доске).

А как вы думаете, какова цель нашего урока?

-Наша сегодняшняя цель на уроке – выяснить, для кого пресный водоем является домом. Узнаем, какое сообщество существует в пресных водоёмах, т.е. все ли его обитатели живут совместно и тесно связаны между собой. Какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь этого сообщества.

— Ребята, а Водяной пришёл к нам не случайно, он хочет познакомить нас с тем, кто живёт в его пресном водоёме. За вашу активность на уроке он  вам обещает награды-рыбки, которые будут учитываться при выставлении оценок за урок.

IV. Открытие нового знания.

1.И вот наша первая встреча на берегу водоёма. С.90 сценка. Кто ответил правильно на вопрос?

2.-Давайте посмотрим на экран. Что вы видите? (аквариум)

-Как вы думаете, для чего он нам сегодня нужен? (чтобы понаблюдать за жизнью и движением рыб) Просмотр видео «Рыбы пресного водоёма). 11 слайд.

3. Работа в группах. Исследуйте гипотезу: «Рыбы — это животные, которые приспособлены к жизни в воде».

Работа по плану с.90 учебника.

Правила работы в группе:

1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

2. Умей слушать других.

3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.

4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками.

Делаем вывод: 12 слайд.

1.Продолговатое, обтекаемое тело, чтобы легче было двигаться в воде.

2.Части тела рыбы: голова, туловище, хвост, плавники.

3.Цвет тела помогает рыбе прятаться от хищников.

4.Тело покрыто блестящей чешуёй.

5.Плывёт с помощью плавников и хвоста.

6.Жабры нужны, чтобы заглатывать воду и дышать.

7.Нет ног, есть плавники, чешуя, жабры, дышат кислородом, растворённом в воде.

8. Рыбы растут, питаются, размножаются, дышат.

Музыкальная физкультминутка.13 слайд.

V. Первичное закрепление.

1. Ребята, как вы думаете, чем рыбы отличаются от животных? С.91. Работа в парах. (Плавники-органы движения, чешуя, жабры, икра) Заполнение кластера. 14 слайд.

VI. Включение в систему знаний и повторение.

— А теперь давайте познакомимся с рыбами. Чтение текста о рыбах с.93-94. 15 -18слайды.

Работа по рядам. Помогаем и добавляем ответы друг друга. Чтение вывода с.95.

Дополнительные сообщения детей о пресноводных рыбах. 19-23 слайды.

VII. Самостоятель-ная работа.

1.Работа в печатной тетради. Исправление ошибок (схема строения рыбы) 24 слайд.

2.Работаем парами. Давайте составим цепь питания рыб.

Водоросли, черви, личинки——карась

Мошки—уклейка

Рыба, лягушки, утки, крысы, раки —щука

Утята, лягушки, моллюски, рыба—сом

Рачки—судак

раки, моллюски, личинки насекомые, водоросли— лещ

побеги камыша, рогоза, икра, насекомые, черви, улитки, кубышки, раки, пиявки—сазан

Планктон, личинки, черви, раки, моллюски—окунь

Рыбёшка, черви, личинки, моллюски, водоросли— ёрш

Как живут обитатели водоема? (Они живут сообща)

-Какой из этого можно сделать вывод? (Пресный водоем – это природное сообщество)

-Какую роль играют животные в жизни водоема?

Экологическая минутка.

— Но человек часто вмешивается в жизнь этого сообщества.

Сценка.  

Юля, как здесь хорошо!

Пойдем, поздороваемся с природой.

Юля: А разве она живая?

Андрей. Конечно. Ещё давно поэт Федор Иванович Тютчев сказал:

В ней есть душа,

в ней есть свобода

В ней есть любовь,

в ней есть язык.

Юля: Значит, с природой можно разговаривать, и она ответит?

Андрей: Ответит, если сможет. Вот мы и понаблюдаем за природой.

Юля: А что наблюдать?

Андрей. Как человек обращается с природой. Есть такая наука — экология.

Юля: А что это за наука?

Андрей Экология — это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.

Юля: Как интересно!

Андрей: Давай возьмем удочку! (идут) Юля: Как красиво!

Андрей: А вот и речка,

Давай рыбу половим.

(Закидывает удочку, 1 -й раз — вытаскивает башмак, 2-й раз банку, 3-й раз — Бабу-Ягу в старом разноцветном платье)

Баба-Яга: Была речка чистая, называлась Прозрачной, да стала грязной — разноцветном. Была многоводной — стала маловодной: уж больно много воды заводы выпивают, а потам грязную опять в речку спускают.

Юля (спрятавшись за Андрея): Бабушка, а Вы кто?

Баба-Яга: Безобразие! Ты что, девочка, сказок не читала? Я — Баба-Яга! А теперь из-за людей, испортивших речку, я — Разноцветная Баба-Яга! Постирала в этой воде платье, видите, на кого я стала похожа. А речка потихоньку погибает. Ее живая вода становится «мертвой» — ни попить, ни искупаться. Мой знакомый Водяной уже убежал из реки. Эх, вы, люди-кочерыжки!

Андрей: Но не все же люди плохо относятся к природе!

Ребята, а вы как думаете, что можно сделать для реки и водоёма?

Баба-Яга: А вы, я вижу, люди ничего.

-А вы знаете, какие редкие виды рыб встречаются в водоёме? И что с ними нужно делать? 

Какие беды принес человек? (Отлов раков привел к увеличению количества больных рыб. Уничтожение моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных)

— Что надо делать, что бы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось? (Надо охранять редкие растения, не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек – будет много мошек и комаров)

Итог урока. — Молодцы, ребята! Нашему гостью Водяному очень понравился наш чистый и красивый водоем, он решил здесь поселиться, надеясь на вас, что и дальше вы будете поступать правильно: не будете засорять водоемы, ловить мальков рыб и головастиков, убивать лягушек, выбрасывать из водоема ракушек.

— А что важно для любого природного сообщества?

— Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни? Как?

— Как вы думаете, все ли мы узнали о жизни пресного водоема? Нужно ли знать обитателей водоемов, которых мало осталось в нашем районе?

— В пресном водоёме совместно обитают — ……..(растения и животные)

— Все обитатели объединены разнообразными связями, главная из которых — …….(пищевая)

-Водоём – это…… (природное сообщество)

VIII. Рефлексия.25 слайд.

Я узнал..

Я научился..

Мне больше всего удалось …

Я могу себя похвалить за…

Я могу похвалить одноклассников за…

Меня удивило…

Взаимооценка и самооценка

( разноцветные кружки, выбрать для себя и для соседа по парте)

Отлично хорошо не очень хорошо

26 слайд.






See also:
Яндекс.Метрика