Урок-исследование текста Учебник ОКубасовой УМК Гармония 4 класс Тема АП Чехов Вань


Урок-исследование текста

(Учебник О.Кубасовой, УМК «Гармония» 4 класс)

Тема: А.П. Чехов. « Ванька».(2 урок, продолжение темы)

Цели урока:

образовательные

познакомить с содержанием рассказа А.П.Чехова « Ванька»;

выяснить с детьми, как жил их ровесник, живший 200 лет назад;

подвести детей к выводу о тяжёлой судьбе крепостных людей;

совершенствовать навык осознанного правильного чтения;

совершенствовать умение работать с иллюстрациями рассказа;

совершенствовать умение работать с текстом рассказа.

развивающие

развивать память, внимание, мышление, речь, наблюдательность.

воспитательные

воспитывать интерес к произведениям русских классиков;

воспитывать нравственные качества.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, презентация «А.П.Чехов «Ванька», толковые словари, репродукция картины В.Маковского «Свидание», Перова «Тройка»

Методы и приёмы обучения

к методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, используемые на данном уроке, относятся: словесные, наглядно-практические, индуктивные и дедуктивные, проблемно-поисковые.

методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание эмоционально-нравственных ситуаций, учебная дискуссия.

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: фронтальный и индивидуальный опрос.

Ход урока.

Организация на урок.

Проверка домашнего задания.

— Какую страницу истории России приоткрыл рассказ А.П.Чехова «Ванька»?

(Тяжелая доля детей старой России)

— Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

— Что произвело на вас наиболее сильное впечатление?

Постановка учебной задачи.

Сегодня мы продолжаем работу по произведению «Ванька».

Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.

О трудностях и лишениях того времени писали не только многие писатели но и художники.

Работа по картине В.Маковского «Свидание» и Перова «Тройка»

— Внимательно рассмотрите картины В. Маковского «Свидание» и Перова «Тройка». Эти художник был современниками А.П. Чехова.

— Как вы понимаете слово «современник»?

(Тот, кто живет в одно время с кем-нибудь)

— О чем рассказывает картина?

( Картина рассказывает о свидании матери с сыном, отданным в учение к какому – то городскому ремесленнику (судя по кожаному фартуку мальчика – к сапожнику ). Судя по узелку и дорожной палочке, по одежде женщины, она приехала из деревни, чтобы повидаться с сыном и покормить мальчика. Её жест и взгляд, направленный на мальчика, выражают боль и любовь. Ей явно очень жаль сына, и она молча наблюдает, как он торопливо жует принесенный ею калач. У этих двух близких людей нет даже возможности повидаться в нормальных условиях: встреча явно происходит в сенях. А поскольку мальчик даже не снял фартук, он явно торопится вернуться на свое рабочее место.)

К какие общие  проблемы у детей этих картин и Ваньки?

(Общими проблемами являются бесправие и скука. И того, и другого по сути не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих. И того и другого неоправданно обижают. И тот и другой мечтают вырваться из этой страшной атмосферы хамства и рабства.)

IV.Сообщение темы урока.

Ребята,у кого красные квадраты, анализируя работу на уроке,сделают вывод и назовут тему урока.

Жизнь “больших” и жизнь “маленьких”, увидеть отличия и разобщённость этих двух миров. 

Подготовка к восприятию рассказа А.П.Чехова «Ванька»

Давайте перенесемся в то далекое время, представим зимнюю заснеженную Москву, ночь, в избе при свече сидит на коленях перед скамьей мальчик и что-то пишет

(прослушать отрывок)

— Что тронуло вас при чтении этого рассказа?

-Сколько лет Ваньке?

-Из каких двух частей состоит его девятилетняя жизнь?

— В каком чувстве он пребывал, живя там? (страх, нервозность, одиночество).

— Какие слова нам это передают? (“…он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ … прерывисто вздохнул”).

— Ванька живет в постоянном страхе перед хозяевами. И автор каждым движением Ваньки показывает его страх, предосторожность, затравленность, нервозность, одиночество

V.Словарная работа.

— Некоторые слова в этом рассказе мне не понятны. Постарайтесь объяснить их значение. Можете воспользоваться словарем.

Каждая группа ищет слова в толковых словарях.

1гр.- заутреня, колодка, клирос;

2гр. –людская, тулуп,

3гр. — иезуитское, ледник, горничная;

4гр.- подпасок, кучер, ямщик

(Заутреня – ранняя церковная служба в праздник;

колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви, клирос-место для певчих в церкви перед иконостасом;

людская— помещение для слуг в барском доме,

тулуп – долгополая меховая шуба;

иезуитское – лживое, лицемерное;

ледник – погреб;

колотушка- устройство из дощечек для постукивания;

горничная – работница для уборки комнат;

подпасок – мальчик, помогающий пастуху;

кучер – работник, который правит лошадьми;

ямщик – кучер.

VI. Чтение текста по частям с использованием индивидуально-дифференцированного подхода.

— Как построен рассказ? (чередование от 3лица-от имени автора- и от первого, от имени Ваньки)

I часть стр.108 со слов: “Ванька перевел глаза на темное окно…” до слов на стр.109 “Как будто его перед праздником помыли и потерли снегом”.

— Найдите описание внешности дедушки Константина Макаровича.

— Как автор описывает ночь в деревне. (чтение наизусть у доски)

(Вершинин,Феклин,Кильдишева)

— От какого лица ведется повествование в этой части?

Обобщение: Ванька смотрит на темное окно, а что он в это время вспоминает? Прочитайте выборочно.

(Все самое дорогое, любимое, светлое).

II часть

стр. 109 со слов “Ванька вздохнул…”

стр.110 до слов: “Все равно как за мамку Пелагею

— Найдите и прочитайте, из чего состоит “учение Ваньки»?

— На что согласен Ванька, лишь бы его отсюда забрали?

Найдите предложение в тексте, в котором выражено отчаяние мальчика?

Смотрите, дети, какие страшные слова: “смерть одна”, какая безысходность

И пусть на этот раз его желание не сбудется, но в его жизни будет “свое

Рождество!»

— Какой фразеологизм вы нашли в тексте?

(секи как Сидорову козу)

VII. Физкультминутка.

III часть

стр.110 со слов: “А Москва город большой…” до слов на стр. 112 “К сапожнику Аляхову»

— Поняли ли вы, о чем речь идет в этой части?

Творческая работа.

— Что для Ваньки является самыми светлыми воспоминаниями? (рисунок)

IV часть

1) Чтение “шепотом”

— Согласитесь ли вы с утверждением, что Ванька наблюдательный и чрезвычайно сообразительный мальчик.

Докажите словами из текста

— Какая часть письма мальчика Вам кажется самой драматической?

— Как автор называет письмо?

(Доверено самое сокровенное, мечты, надежды)

— Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?

— Как вы думаете, получит дедушка это письмо?

— Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.

Составьте фразу из этого рассказа, которая стала крылатой.

Небо, астра, дым, енот, рама, ельник, вышка, нож, юность, декабрь, ералаш, дракон, удочка, шапка, кольцо, единство.

    -Что обозначает данная крылатая фраза?

(“на деревню дедушке”, т.е. неизвестно куда)

— Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними).

Чехов – мастер слова, он умеет при помощи слова, короткой фразы создать характеристику человека.

Есть один интереснейший прием, который применяет Чехов. По тому, как разные люди относятся к ребенку, писатель, в сущности, рассказывает о самом человеке: добр он или зол, алчен ли, способен ли на сострадание.

— Найдите в тексте, как характеризуются городские хозяева Ваньки.(работает группа, отчет о творческой работе)

— За что была выволочка Ваньке?

— Как кормят Ваньку?

— Спит ли Ванька ночью?

— Как к нему относятся подмастерья?(отчет группы)

(Бессердечные, грубые, злые, бездушно-тупые подмастерья)

— Никто не сомневается в том, что Ванькины хозяева, подмастерья — жестокие, равнодушные люди.

— Этот маленький литературный шедевр достигает высот трагедии. Горькая сиротская судьба мальчика воспринимается и в более широком смысле. “Ванька”, как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира.

X. Рефлексия.

-Подведите итог урока. Что мы с вами должны были увидеть анализируя текст? (ответ группы)

Жизнь “больших” и жизнь “маленьких”, увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.

Сделай вывод, что тебе дал этот урок для жизни?

XI. Подведение итогов урока. Комментированное выставление оценок.

XII. Дом. задание по выбору.

Уровневая дифференциация.

Пересказ.

— Представьте, что вы можете встретиться с Ванькой. Что бы вы ему сказали?

3.Написать продолжение, что могло произойти дальше с Ванькой.

4.Составить Ванькин портрет.






See also:
Яндекс.Метрика