Урок-исследование Состав числа 8


Урок математики (1 класс)

Учитель:

Кудрявцева Татьяна Владимировна

Класс: 1

Предмет: математика

УМК/система: «Планета Знаний».

Тема:  «Состав числа 8».

Цель урока:

создать условия для формирования у учащихся знания состава числа 8.

Задачи:

обучающая:

формировать навыки сложения и вычитания чисел на основе знания состава числа 8

развивающая:

развивать навыки устного счёта;

развивать логическое мышление, математическую речь, умение объяснять и доказывать;

воспитательная:

воспитывать любознательность, стремление познавать новое, интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового.

Планируемые результаты образования:

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Развивающие метапредметные:

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать тему, цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

понимать смысл сложения и вычитания чисел на основе знания состава числа 8.

Оборудование:

Математика. Учебник для 1 класса начальной школы в 2 частях. Часть 1. / М.И. Башмаков,

М.Г. Нефёдова – М.: АСТ: Астрель, 2012.

Математика. Рабочая тетрадь №1 к учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдовой «Математика»: 1 кл./ М.Г. Нефёдова – М.: АСТ: Астрель, 2013.

для учителя: изображения осьминогов, методическое пособие «Математические бусы», картинки морских ракушек (со словами стихотворения для рефлексии)

для ученика: сигнальные карточки-смайлики, круги для изучения состава числа 8, фигура осьминога, карточка-помощница.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности.

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Математики урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

-Какими качествами должен обладать человек, чтобы он смог открыть математическую тайну?

-А вам нравится открывать тайны математики? Фиксирую по сигнальным карточкам.

-Я рада, что у вас хороший настрой и вы готовы к открытию новых знаний. Тогда в путь!

-Смекалистым, любознательным, внимательным, желающим узнавать новое, исследователем …

Показывают настроение сигнальными карточками-смайликами.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация.

У острова, на дне морском

Средь водорослей и кораллов,

Где рыбы ходят косяком,

Где валунов, камней не мало,

В своём укромном уголке

Живёт…

— Кто может жить на морском дне?

— Какое морское животное появится у нас на уроке, вы узнаете, выполнив математическую раскраску.

— Внимательно ознакомьтесь с инструкцией, сигнальными карточками покажите, понятно ли вам задание.

— Выполните задание.

Груша с длинными руками

Поселилась в океане,

Целых восемь рук и ног.

Это чудо – …

(на доске открывается осьминог с осьминожками)

— Выполните самопроверку по самому большому осьминогу. Проверяем правильность цветов.

— Покажите сигнальными карточками, довольны ли вы своей работой?

Крабы, морские ежи, медузы ….

Читают задание, сигнальными карточками показывают его понимание.

Самостоятельная работа: решают примеры и закрашивают фрагменты картинки определённым цветом.

— Осьминог!

Выполняют самопроверку по образцу.

Оценивают свою работу, самооценку показывают сигнальными карточками-смайликами

3. Постановка учебной задачи.

— Интересно, зачем осьминог со своими осьминожками пожаловал к нам в гости на урок математики? Кто догадался?

— Сформулируйте тему урока.

— Какие математические тайны узнаем?

— Принёс нам цифру 8, потому что у осьминога 8 ног и вокруг большого осьминога 8 маленьких.

— Состав числа 8.

— Узнаем состав числа 8, научимся решать примеры на состав 8, применять состав числа 8 при вычитании чисел.

4. «Открытие» нового знания.

Вот осьминог, у него осьминожки

Хотят они поиграть немножко.

Все осьминожки разного цвета:

первый – зеленый,

второй-фиолетовый,

Третий как зебра — весь полосатый,

черные оба — четвертый и пятый,

Шестой темно-синий от носа до ножек,

желтый- прежелтый седьмой осьминожек.

Восьмой – словно спелая ягода красный…

Словом, не дети, а тюбики с краской.

— Осьминожки очень любят играть. Зелёный и жёлтый осьминожки приглашают вас поиграть с ними в математические прятки. Они ждут вас на волшебном круге. Ваша задача в парах составить числовые выражения и записать их на лапки осьминога так, чтобы в сумме было 8.

— Проверяем (учитель показывает карточки с правильными числовыми выражениями)

— Молодцы! Чья пара выиграла, поздравьте друг друга!

Находят глазами осьминожек разного цвета на доске.

Работа в паре.

Составляют выражения на состав числа 8 и записывают на фигуре осьминога.

1+7=8 и 7+1=8

2+6=8 и 6+2=8

3+5=8 и 5+3=8

4+4=8

Загибают лапки осьминога, на которых записаны правильные выражения.

Поздравляют друг друга пожатием руки.

Физкультминутка.

— Внимание! В гости к осьминогам спешат рыбки!

Рыбки плавали, плескались

В чистой, тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Выполняют движения.

5. Первичное закрепление.

-Два чёрных осьминожка подготовили для вас очень интересное задание: стр.88 учебника, задание 2.

— Выполняем его самостоятельно на стр.51 тетради.

— Выполним взаимопроверку в парах. Что будем оценивать?

— Для проверки пользуйтесь карточкой-помощницей. Если задание выполнено безошибочно, рисуем морскую звёздочку.

— Встаньте, кто получил морскую звёздочку?

По моделям составляют выражения на состав числа 8.

— Правильность.

Взаимопроверка в парах по карточке-помощнице.

Встают.

Физкультминутка.

— Для всех ребят от осьминожек музыкальный подарок.

Звучит песня «Осьминожки»

Выполняют движения.

6. Включение в систему знаний.

— Синий и красный осьминоги предлагают вам поперебирать коралловые бусы. Составим числовые выражения на разность, используя знания состава числа 8. Запишем их в тетрадь.

— Зелёный и полосатый осьминожки приглашают нас в гости к морскому царю. Приготовьте кассу цифр. Задача 8.

— 4 и 6. Кто прав?

Используя 8 двусторонних кругов, нанизанных на верёвочку, составляют числовые выражения на разность. Записывают выражения в тетрадь с комментированием.

Читают задачу.

Показывают ответ цифрой из кассы.

В ходе рассуждений приходят к выводу, что оба ответа правильные.

7. Рефлексия.

Завершается урок.

Он пошёл ребятам впрок?

Постарались всё понять?

Учились тайны открывать?

Какие тайны математики открыли?

Чему научились?

— Ребята, осьминогам вы понравились, и они дарят вам на память ракушки. Положите в них «камушки». Но будьте внимательны – нужно правильно выбрать ракушку!

1 ракушка:

Урок полезен, всё понятно.

2 ракушка:

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3 ракушка:

Ещё придётся потрудиться.

4 ракушка:

Да, трудно всё-таки учиться.

— Спасибо за урок!

Ответы детей.

Кладут «камушки» в ракушки соответственно самооценке.






See also:
Яндекс.Метрика