Урок-исследование с применением техологии проблемного обучения по предмету окружающий м


Тема урока: «В гости к весне» Окружающий мир ,2 класс.

«Природа так обо всём позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться».

Леонардо да Винчи

Цели:

Личностные: применять полученные знания и умения на уроках и в жизни; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи ;воспитывать интерес способам решения новой частной задачи;воспитывать бережное отношение к природе.

Метапредметные:учиться осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире,называть признаки весны(ледоходтаяние снега, распускание листьев, начало цветения первоцвета, прилёт и гнездование птиц),высказывать своё предположение;предлагать способы проверки; работать по инструкции по предложенному учителем плану; добывать новые знания,используя свой жизненный опыт,исследовательские наблюдения; перерабатывать полученную информацию, делая выводы; преобразовыватьинформацию из одной формы в другую;составлять рассказ по результатам, фиксировать в бланке исследования; оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других,договариваться с одноклассниками,работать в паре по операциям,обнаруживать и формулировать исследовательскую проблему в диалоге с учителем и учащимися.

Предметные:показывать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны;

Оборудование: цифровой микроскоп MicroLife ML-12-1.3 ;компьютер для учителя и для детей; интерактивная доска.

Материалы для проведения занятия: «Поперечный срез почки»,бланк «Маршрут исследования»,фрагмент видеофильма «Пробуждение природы»,картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели» и И.Левитана «Март».

1 Подготовительный этап.

Вводная информация.

Стихотворение Ф.Миронова «Где прячется весна».

Ну где же прячется весна,

Пока ещё не стаял лёд?

И у кого гостит она?

И где она зимой живёт?

У почки приоткрылся глаз:

— Я сдаю квартиру ей.

И сладко спит она сейчас

В тепле, за пазухой моей…

Ответил грач: — Твой дом хорош,

Но старый адрес ты даёшь,

А у весны есть новый дом.

Её я спрятал под крылом.

Проснувшись, ручеёк блестит,

Журчит: — Известен адрес мне,

Я знаю, где весна гостит, —

Конечно, у меня на дне!

Но тут подснежник-первоцвет

Шепнул тихонько: — Вот и нет.

Весну я прячу много дней

Под синей шапочкой своей.

2.Создание проблемной ситуации

Ввести учащихся в проблемную ситуацию можно предложив им сравнить две репродукции картин, на которых будет изображена ранняя и поздняя весна. Ученики, как правило без труда перечисляют отличия, одним из которых будет отсутствие листьев на деревьях в картине ранней весны.

Учителю в беседе следует подвести детей к исследованию через вопрос:»Где же находится колыбелька листика?»,предложив им выяснить ,где рождается листок А поможет им в этом отгадка к ребусу.

П Б

(ПОЧКА)

3.Подготовка к исследованию.

Перед исследованием следует предложить учащимся выдвинуть гипотезы:»Что находится внутри почки?»Все они должны быть зафиксированы на доске. Для подтверждения или опровержения гипотез необходимо провести исследование по теме»Где находится колыбелька листика?»

Для этого необходимо раздать «Поперечный срез почки» и бланк «Маршрут исследования».Следует ещё раз заострить внимание учащихся на основных этапах исследования ,которые обозначены символами –помощниками.

Маршрут исследования

1.Рассмотри невооруженным глазом препарат»Почка в разрезе».

2.Положи препарат на предметный столик микроскопа и рассмотри его с десятикратным увеличением Х 10,используя верхний свет микроскопа.

3.Зарисуй в бланке, что ты увидел невооружённым глазом и с помощью микроскопа.

Почка в разрезе

(вид невооруженным глазом)

Почка в разрезе

(вид с увеличением в 10 раз)

4.Сфотографируй почку в разрезе с помощью микроскопа и подпиши её части.

5. Обсуди в группе полученные результаты. Подтвердились ли ваши гипотезы о строении почки дерева?

Что нового вы открыли для себя?

4.Рефлексия.

Из перечисленных пунктов выбери те ,с которыми ты согласен.

1.Мне очень понравилось.

2.Мне было неинтересно, скучно.

3.Было здорово!

4.Я не запомнил части почки.

5.Мне было трудно.

6.Я и так всё знаю.

7.Здорово,я ещё хочу наблюдать.

8.Я узнал много нового.

9.Я не смог объяснить свою работу.

10.Поделюсь своими знаниями дома.

Если учащиеся выбрали пункты 1,3,7,8,10,следовательно,цель занятия достигнута, поскольку материал был для них понятным и интересным. Соединив данные цифры в порядке возрастания, на интерактивной доске на ветке дерева должен появиться лист.

В качестве дополнительных заданий с использованием цифрового микроскопа можно также предложить учащимся рассмотреть под разным увеличением «Поперечный разрез листа».Можно исследовать жилки, причудливую форму края листа, которая помогает им поймать свет в затенённых местах.

Также интересно изучить препарат»Поперечный срез стебля».На покровной ткани стебля можно рассмотреть выросты-волоски и предложить учащимся узнать их функцию.

Используемая литература при подготовке к уроку:

Васильева Ю.А., Гудзь Л.В.»Исследование окружающего мира младшими школьниками с помощью цифрового микроскопа :методические рекомендации для учителей начальных классов.






See also:
Яндекс.Метрика