Урок-исследование по окружающему миру Дыхание


Урок окружающего мира в 3 классе

Тема: Дыхание.

Цель: познакомить учащихся с органами дыхания, их функцией; показать значение дыхания для жизни человека; развивать навыки исследовательской деятельности;воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Задачи:

Значение органов дыхания в жизнедеятельности человека.

Органы дыхания, как часть организма человека

Воспитание гигиенических навыков.

Просветительно-воспитательная работа о ценности здорового образа жизни.

Оборудование:

учебник «Окружающий мир»,

рабочая тетрадь,

таблица «Органы дыхания»

Диск «Моё тело» (БСЭ),

сантиметровая лента,

шарики,

карточки с терминами (трахея, альвеолы, бронхи, фитонциды)

1. Включение детей в деятельность.

Перечислите, что необходимо для жизни человека? (пища, сон, вода, воздух)

Сколько времени человек может находится без пищи? (до одного месяца)

Без сна? А без воздуха? (2-3 мин.)

Проверим. Вдохнули. (засечь время по секундомеру)

Вывод: без дыхания человек не может прожить и двух минут и только, например, японские ныряльщицы за жемчугом задерживают дыхание до 5 мин. — Почему?(тренированный человек)- Что дают тренировки?

 2. Работа над новым материалом.

Исследование: измерить объем грудной клетки на выдохе и вдохе (вызвать для измерения двух  уч-ся: слабого и активно занимающегося спортом, результаты записать на доске.)

Чем объяснить разницу в объеме грудной клетки (тренированностью)

Давайте проследим как воздух попадает в организм человека.

Рассмотреть таблицы (в учебнике и на доске)

Какую роль выполняет нос в дыхании?

Почему важно дышать через нос, а не через рот?(просмотр диска или презентации) Нос это сторожевой пост, проходя через него воздух согревается, увлажняется и очищается.

Что происходит, если мы дышим ртом? Воздух проходя через трахеи, бронхи, попадает в легкие (трахеи и бронхи представляют трубки) не соприкасается со слизистой оболочкой носа.

(Запись на доске)Функции носа:

Защитная.

Согревает воздух.

Увлажняет воздух.

Защищает от попадания вредных веществ.

Обонятельная функция.

— Что такое легкие? (предположения детей) Легкие состоят из мельчайших пузырьков – альвеол,  пронизанные капиллярами, которые насыщаются кислородом.- Каков объем легких? Если альвеолы разложить на волейбольной площадке, они займут всю её  поверхность.- Хочешь узнать твердые или мягкие легкие. (мягкие)- Легкие являются очень важным органом для человека, что их защищает? (грудная клетка)

3. Работа с книгой.

Самостоятельно чтение текста с. 68-69

Прочитать какой путь проходит воздух и по каким органам?

Что происходит в легких?

Вы произносите слова при вдохе или при выдохе? (на выдохе)

Давайте найдем у себя гортань. Потрогайте шею.

Что вы чувствуете? (твердое ребристое образование – гортань)

Когда мы дышим гортань открыта, а когда едим? (см. диск) (гортань закрывается)

Почему закрывается во время еды? (чтобы пища не попадала в дыхательные пути)

«Когда я ем, я глух и нем.» — как вы объясните эту пословицу.

 Вывод: во время еды нельзя разговаривать.

— Что собой представляют легкие? (губку)- Что происходит в легких? (газообмен, кровь отдает углекислый газ и впитывает в себя кислород. )

4. Физминутка.

Раз, два —  руки шире,Дышим глубже — три, четыре.Вдох — выдох, выдох — вдох.Наш урок совсем не плох.Мы подпрыгнем высоко,Дышим ровно, глубоко,Чтоб здоровье укреплятьНадо правильно дышать.

5. Работа по карточкам в группах  ( с.71-72 )

1 группа. Какие заболевания передаются по воздуху через органы дыхания?Какие правила надо соблюдать, чтобы не заразиться? (записать их) 2 группа. Почему люди разводят комнатные растения?3 группа. Почему одной из экологических задач, которые решает человечество, является борьба за чистый воздух ? Что нужно делать?4 группа. Почему после каждого урока необходимо открывать форточки и   проветривать класс?Почему нужно приходить со сменно обувью?5 группа. Что происходит с органами дыхания, если человек курит?

6. Рефлексия:

Доклад по окружающему миру про дыхания

(можно оформить как кроссворд, в середине слово – дыхание.)

7.Итог урока .- Что на уроке для вас было новое и что интересно? Как вы будете относиться к органам дыхания? А сейчас выйдем на перемену, а дежурные проветрят класс.






See also:
Яндекс.Метрика