Урок-исследование по математике в 1 классе


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28»

Конспект открытого урока по математике в 1 классе «А»

по теме «Перестановка слагаемых»

Учитель первой квалификационной категории:

Пирогова Ольга Ивановна

п. Богородское

Сергиево-Посадского района

Московской области

2012год

Используемые учебники и учебные пособия: 

Математика , 2ч., М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова (Москва «Просвещение», 2011).

Рабочая тетрадь, 2ч., М.И. Моро, С.И. Волкова (Москва «Просвещение», 2011).

Поурочные разработки по математике, Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко (Москва «ВАКО», 2011).

Поурочные разработки по математике, С,В, Бахтина (Издательство «ЭКЗАМЕН», Москва, 2012).

Уроки математики с применением информационных технологий. (Методическое

пособие с электронным приложением, Москва «Глобус», 2008).

Тема: Перестановка слагаемых.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: урок — исследование

Цели: Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Формирование УУД:

 1. Личностные: ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

2. Регулятивные: ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

3. Коммуникативные: ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте.

4. Познавательные: ученик научится или получит возможность научиться подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков, выполнять задания с использованием материальных объектов, строить объяснение в устной форме по предложенному плану, выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий

Задачи:

образовательные: познакомить с правилом перестановки слагаемых, научить применять правило перестановки слагаемых на практике;

развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность, самоконтроль;

воспитательные: воспитывать позитивное отношение к урокам математики.Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки с самостоятельной работой, раздаточный материал.

Ход урока.

1. Организационный момент.

— В одном ауле люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто, когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, теплая искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. Давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, посмотрим в глаза друг другу и тепло улыбнёмся. Какое у вас стало настроение?

А теперь повернитесь к нашим гостям и передайте им искорку добра и своё хорошее настроение. Садитесь.2.. Актуализация знаний.

— Начнём наш урок с зарядки для ума. Слайд№1

1) Составь примеры, используя числа. Слайд №2

2) Назови геометрические фигуры. Слайд №3

4) Заполни пропуски. Слайд №5

5) На день рождения Муха-Цокотуха позвала друзей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья.

Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали

Кузнечики и уселись на двух стульях. И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали– приполз жук и занял ещё одно место.

Вопросы: сколько было гостей? (8) Сколько стульев было занято? (9)

Молодцы!

3.Самоопределение к деятельности.

Посмотрите, ребята, кто к нам ещё в гости на урок пришёл? Слайд № 6

-Леопольд сделал 5 добрых дел, а Матроскин 3 добрых дела. -Сколько всего добрых дел сделали наши герои? Как вы узнали? ( на магнитах – 5 + 3 и 3 + 5 )

.Матроскин и Леопольд устроили спор. Леопольд утверждает, что верное решение – 5+3, а Матроскин, что – 3+5. Кто же прав?

— Что вы заметили ? (слагаемые поменялись местами)

-А можно ли так поступать в математике?

Это и будет темой нашего урока. Прочитайте. Слайд №7

Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?

4. Работа по теме урока.

-Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь. А кто такие исследователи? ( Исследовать – это значит понять, установить. )

Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением)

1)Практическая работа.

На экране записан план работы. Прочитайте его.

1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам фигуры. Запишите их в тетрадь.

2. Сравните результаты.

3. Сделайте вывод.

-Будем работать в парах. Возьмите фигуры из конверта и выполните задание согласно плану.

. Каждая пара получает кружочки, квадраты, треугольники двух цветов :1 ряд — 3 КРАСНЫХ КВАДРАТА И 4 ЗЕЛЁНЫХ, 2 ряд — 2 СИНИХ КРУГА И 6 ЖЁЛТЫХ, 3 ряд– 7 красных треугольников и 2 синих.

Договоритесь в группе, кто будет отвечать.

-Какие получились примеры? (Называют по рядам)

-К какому выводу вы пришли? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)

2) Давайте проверим, правы ли вы. Я предлагаю, юные мои исследователи, применить этот закон на практике. Вот яблоко (учитель показывает), я разрезала его пополам. Соединяю половинки. Получим целое яблоко? Поменяю половинки местами. Это же яблоко?

— Ещё раз скажите правило, которое мы сами смогли вывести из нашего исследования. Слайд №8

Проговорите это правило друг другу в парах.

3) Откройте учебник на с. 14 и прочитайте правило в учебнике.

Совпадают ли наши правила? (да)

Эту особенность ученые заметили давно. Они назвали ее математическим законом.

5. Физминутка (музыкальная)

6. Закрепление изученного материала.

Порадуемся нашему открытию и пойдём дальше. Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое поможет его запомнить.

(с.14 учебника, №1)

— Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. ( 3+ 2=5)

— Как получили второй пример? (фишку перевернули)

— Сколько всего точек на 1-й фишке?

— Как изменится сумма, если фишку перевернуть? (не изменится)

— Объясните, как получили остальные примеры.

— Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.

(Дети комментируют и повторяют правило.)

5+32+7 4+5

3+5 7+2 5+4

7. Самостоятельная работа (по карточкам).

— Найди и соедини пару. Слайд №9

( Взаимопроверка)

— Посмотрите на эти карточки. (28 + 15 и 15 + 28) Кто сможет посчитать?

Если посчитать не можем, то, что можем сказать про сумму в этих выражениях?

Как доказать?

8. Повторение и включение нового знания в систему знаний.

— Вы мозаику любите складывать? Сейчас поработаем в группах. Вспомните, из каких частей состоит задача и расположите части задачи по порядку. Что у вас получилось? (рыбка)

— Прочитайте задачу. Слайд №10

Матроскин поймал 4 рыбки, а Леопольд на 6 рыбок больше. Сколько рыбок поймал Леопольд?

— Что известно в задаче? О чём спрашивается? Какое действие выберем для решения задачи? Почему?

Запишите решение и ответ задачи в тетрадь. Проверьте, кто так решил задачу? Кто допустил ошибку? Кто не справился? ( На слайде №11 – готовое решение.)

-Какое правило помогло решить задачу?

— А кто сможет посчитать, сколько вместе рыбок поймали Матроскин и Леопольд?

9.Физминутка для глаз

10. Устная работа.

— Вы любите мультфильмы смотреть?

— Давайте посмотрим небольшой мультфильм о том, как мальчик идёт на рыбалку. (мультфильм)

— Давайте дадим имя нашему рыбаку и поможем ему поймать золотую рыбку!

Ребята, мы все знаем, чтобы поймать рыбу, нужно внимательно следить за крючком. Давайте проверим, насколько вы внимательны.

(На экране рыбки, на которых записана цепочка взаимосвязанных круговых примеров. У трёх рыбок цепочка прерывается).

Дети, среди этих рыбок одна золотая. Чтобы найти её, надо решить круговые примеры, но у трёх рыбок цепочка прерывается. Для того чтобы определить, с какого примера нужно начать решение, отгадаем загадку:

Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом такая злюка!

Конечно, это……(щука)

Решаем пример, относящийся к щуке: 5 + 4.

Следующим будет пример: 9 – 3 – судак

6 + 4 –сазан

10 – 8 –карась

2 + 1 –окунь

3 + 2 –зеркальный карп

Молодцы!

— А теперь, чтобы найти, где золотая рыбка, вам нужно решить такую задачу:

Золотая и одна из не золотых рыбок плывут навстречу друг другу, золотая и другая не золотая рыбка плывут в разных направлениях. Какая из них золотая?

( Вторая цепочка примеров:

4 + 3 – зеркальный карп; 7 + 1 – окунь; 8 – 3 – плотва, которая затем превращается в золотую рыбку.

Вы молодцы, ребята, помогли нашему рыбаку поймать золотую рыбку. Так как рыбка золотая, она может выполнить одно желание. Можете загадать его и оно обязательно сбудется.

11. Рефлексия учебной деятельности.

а) Откройте тетрадь на печатной основе на с. 8, найдите №3. Самостоятельно выполните его. ( Проверка: 1 ученик читает равенство. Если равенство составлено правильно, дети 1 раз хлопают в ладоши. Если нет – молчат.)

б) А теперь оцените свою работу на уроке с помощью квадратика.

. Он может быть: синим — « Я — молодец! Справился сам»;

Зеленым — « Я — молодец!  Но мне сегодня было трудно, но я справился»;

Желтым  — « Я,вообще-то, — молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся. Следующий раз у меня получится лучше».

12. Подведение итогов урока.

— Какой математический закон мы сегодня открыли?

— Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие?

— Что интересного вы расскажете дома родителям об уроке?

Спасибо за старание. Ведь главное – желание.А навыки и знание с годами к вам придут.Прозвенит звонок с  урока  – Отдохнуть придет  пора.Что узнали на  уроке. Не забудьте  никогда.

Ребята, наш  урок  окончен.  Вы хорошо поработали, поаплодируем своим одноклассникам и себе, конечно.






See also:
Яндекс.Метрика