Урок-исследование Колокола на Руси


Урок – исследование

«Колокола на Руси»

3 класс

2013

Задачи: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры. Путем исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке.

Музыкальный материал: П.И. Чайковский Симфония «1812 год»; М. П. Мусоргский Увертюра к опере «Борис Годунов»; А. П. Бородин опера «Князь Игорь»; С, В. Рахманинов «Концерт для фортепиано с оркестром №2», «Христос воскрес» детская песня

Видеоматериал: «Колокольный звон», «Музей колоколов» (фрагменты).

Литература: Энциклопедический словарь юного музыканта./Сост. Медушевский В.В. – М.: Педагогика, 1985. Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. З. – С. Пб.: Лита, 2000. Мишин В. Колокола России. Краткая иллюстрированная история. – М.: Московский журнал, 1995.

Ход урока

(Звучит колокольный звон.)

— Здравствуйте ребята. Скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок? ( Это был колокольный звон).

— Правильно. А где можно услышать колокола? (На улице, в церкви, по телевизору.)

— Наш сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению – колокольному звону. Скажите , пожалуйста, можно ли колокола назвать музыкальным инструментом? (Да).

— А почему? (Потому что когда звонят колокола, то можно услышать в их звоне мелодию.)

— Правильно. Как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет? (Нет. Это было придумано давно).

— Если придумано давно, то должны были остаться доказательства. Наша задача сегодня – исследовать, где звучал колокол, и какое место он занимает в душах русских людей. А когда колокола звучат по особенному, не так как обычно? (На праздниках).

— Верно, и сегодня мы услышим один из самых красивых праздничных звонов, где будут звучать все колокола: и большие и маленькие.

— Как вы думаете, в каком веке появились колокола на Руси? (…)

— Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, и на протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби.

Ребята, вы наверное слышали такое выражение «малиновые» перезвоны», как вы считаете, откуда взялось это название? ( От звона воздух как будто малинового цвета…

— На самом деле выражение «малиновый» звон западного происхождения – от французского названия города Мехелна ( фр. Malines), где издавна отливали колокола.

Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава, что звон» — так говорили о том, что было достойно высшей похвалы. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью.

Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте как это сказано в стихах:

Колокола! Колокола-

Ваш звучный звон – Руси венец,

Язык земли, Червонным золотом

Меня вскормившей, Горящий,

Живет в вас радость, Ваш звон —

Клич и стон, Связующая нить

Как отголосок Меж будущим

Жизни бывшей. И настоящим.

Г. Голуб.

Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обошла вниманием колокола и русская классическая музыка. Давайте послушаем с вами фрагмент из увертюры П. И. Чайковского «1812 год».

( Звучит фрагмент с колокольным звоном).

— Постарайтесь рассказать, каким вам услышался этот звон, о чем он говорил – о празднике или о несчастье?

( Анализ прослушанного фрагмента)

-А теперь я предлагаю вам музыкальную загадку. Послушайте внимательно и подумайте, что же здесь звучит?

(Звучит фрагмент из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов».)

(Звучали колокола)

— Нет, это была имитация звона инструментами симфонического оркестра. Вспомните, пожалуйста, что означает слово «имитация»?

(Это значит изображение или подражание).

— Часто композиторы пользовались этим приемом в различных произведениях. Послушайте фрагмент «Концерта №2 для фортепиано с оркестром» С. В. Рахманинова и постарайтесь догадаться, какой инструмент изображает колокольный звон.

(Звучит фрагмент «Концерта №2» С. В. Рахманинова).

(Это рояль)

— Правильно. О каком событии рассказывает этот колокольный звон ?

( О том, что произошло что-то очень важное, наверно какая -то беда.)

— Да, композитор очень переживал за те события, которые происходили в его родной и горячо любимой стране. Этот звон звучит очень тревожно и называется он «набат».

— Вы, наверное, слышали и о таком названии как «красный» звон. Что означает это название?

(«Красный» в старину на Руси означал красивый).

— Конечно, и этот звон был праздничным.

Светлый праздник.

И мощный звон промчался над землею,

И воздух весь, гудя, затрепетал.

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества.

Хомяков.

У каждого колокола свой особенный, неповторимый голос. Голоса колоколов называют так же, как и голоса людей. Какие тембры голосов вы знаете?

(Женские: сопрано и альт, мужские: тенор и бас.)

Это не случайно. К колоколам относились, как к людям. Их наказывали, отправляли в ссылку и даже брали в плен. У побежденных брали то, что являлось национальной святыней. Очень часто можно услышать в песнях упоминание колоколов и даже изображение звона.

(Звучит песня «Колокола».)

— Колокола находились в специальном помещении. Как оно называется?

(Колокольня, звонница.)

— Почему колокольня понятно, а вот почему звонница?

(Потому что оттуда лился колокольный звон.)

— А как называли человека, который звонил в колокола?

(Звонарь)

— Послушайте стихотворение, которое написал иеромонах Роман:

…Твой черед настал,

Молодой звонарь,

Пробуди простор,

Посильней ударь.

— Господи, помилуй.-

С музыкой такой

Хоть иди на смерть!

Много ли тебе,

Русь Святая, петь?

-Здесь автор символически говорит о колокольном звоне как о главной песне Святой Руси, а о звонаре – как традиционном пробудителе народа, его совести, сил к духовному возрождению.

Церковные звоны в России стали народным искусством. О колоколах сложилось много легенд, сохранились наблюдения, что под колокольней не живут крысы, что колокольный звон способствует выздоровлению, заживлению ран. В волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится.

— Давайте и мы с вами споем песню о колокольном звоне.

(Исполняется песня «Христос воскрес».)

— Мы спели такую строчку: «Повсюду благовест звучит». А что такое «благовест»?

( Это праздничный перезвон).

— Верно, от каких слов образовалось это название?

(От слов «благо», и «весть».)

— Получается, что колокола празднуют вместе с людьми. А ведь действительно, колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звучании слышалась человеческая речь.

По рассказам жителей Ярославской губернии, однажды люди перевозили два колокола, отлитые одновременно на одном заводе. При перевозке через реку один колокол утонул, да так и остался на дне реки. Второй благополучно довезли до места и повесили на колокольне. Однако, когда он звонил, звуки его были печальны. И в них ясно можно было расслышать слова: «Брат Кондрат на дне лежит, а мне не велит.»

Как колокол называл своего брата? (Кондрат)

— Многим большим колоколам давали имена. Например: Лебедь, Сысой, Реут. А теперь назовите имя самого большого колокола не только в России, но и во всем мире.

(Царь – колокол. Он находится в Москве, только он не звонит, потому что поломан).

— Самые лучшие колокола отливали в России. Они на столько разные, звонкие да певучие, что в Суздале даже устраивают колокольные концерты. Давайте посмотрим фрагмент такого концерта.

(«Колокольный звон»).

— Вы заметили, что после концерта всем желающим разрешали попробовать себя в роли звонарей? Широко известен обычай: в Пасхальную неделю пускать на колокольню всех желающих, и звон в эти праздничные дни продолжается весь день.

Говорят: икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в звуке.

Скажите, смогли ли мы доказать большое значение колокола в жизни русского человека?

-И я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.






See also:
Яндекс.Метрика