Урок-исследование как условие самореализации ученика и учителя


Урок-исследование.

Такой тип урока повышает мотивацию, формирует умение исследовать, обобщать и систематизировать учебный материал, применять теорию на практике. Это позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся. Урок-исследование имеет целью сфокусировать учащихся на учебно-исследовательской деятельности, формированию умений получить результат исследования. Поэтому на таких уроках не представляют нового грамматического материала, а повторяется лексика и грамматика предыдущих уроков. Данный урок активизирует речемыслительную деятельность учащихся и учитывает их возрастные особенности и ценностно-ориентационную сферу учащихся.

Специфика урока иностранного языка – обеспечить формирование речевых умений и навыков применительно к определенной теме и на основе определенного языкового материала, а также компетенций в различных сферах деятельности. Уроки такого типа позволяют формировать учебно-познавательные, информационные и коммуникативные компетенции.

Триединая дидактическая цель видится в реализации трех аспектов:

— учебный аспект – научить владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; сформировать навыки исследовательской и аналитической работы и осуществлять продуктивную речевую деятельность.

— познавательный аспект – расширить культурные знания учащихся.

— развивающий аспект – развитие способности к общению, логичности, исследованию, обобщению.

— воспитательный аспект – воспитание субъекта межкультурного взаимодействия.

Цели и задачи урока должны удовлетворить основную потребность общества, а именно развить индивидуальность в каждом человеке, в гуманизации образования и воспитания, ставящие в центр процесса ребенка, который, как субъект познания, способен к саморазвитию.

Всё это также отвечает основному требованию родителей, которые ищут благоприятную образовательную среду для ребенка, где видна его индивидуальность и где готовы выслушать его точку зрения.

При условии, что класс очень подвижен, как психологически, так и когнитивно, все учащиеся очень активны на уроке. Однако силы учащихся не равны, поэтому одной из главных задач является удовлетворить активность учеников вне зависимости от их способностей, а также создавать ситуацию успеха для всех учащихся и укрепить их уверенность в себе. Необходимо учитывать возрастные, поведенческие, учебные, индивидуальные особенности учащихся. Таким образом, осуществлялся дифференцированный подход в обучении. Учитывая особенности темперамента учеников, надо спрашивать нетерпеливых холериков в первую очередь и приободрить неуверенных меланхоликов, если они е уверены в себе.

Учебный материал, отобранный для урока, должен отвечать цели и структуре урока как урока-взаимодействия и урока-исследования. На уроке основное внимание уделяется иноязычному общению учащихся и учителя, установлению отношений между отдельными учащимися и учителем и учащимися между собой. Учебный материал также должен отвечать требованиям программы по английскому языку, одобренной Министерством Образования Российской Федерации.

Система учебных заданий должна быть построена по принципу от простого к сложному: тренировка лексики, прослушивание текста с последующим чтением его вслух, работа с текстом с целью проверки понимания – все это готовит учащихся к основному этапу урока – исследованию и обобщению знаний. Такие задания ставят учащихся в ситуацию «Я могу», «У меня получается». Это лишает учащихся стрессовой ситуации во время ответа, ученик не боится сделать ошибку или получить плохую отметку, что является основой здоровьесберегающих технологий.

Выбор таких методов, как командная, парная, фронтальная работа, а также исследовательская работа учащихся обоснован приоритетной образовательной задачей урока – сформировать умения обобщать и систематизировать свои знания. Методы ведения урока обусловлены современными требованиями общества — здоровье сберегающие технологии – что подразумевает учет индивидуальных особенностей учащихся, создание ситуации успеха, ориентировка не личностно-значимые аспекты. Сочетание парной, групповой и индивидуальной работы позволяет

•включить каждого учащегося в активную учебно-познавательную деятельность

•обеспечить роль учителя не как главного действующего лица на уроке, а как организатора и помощника учебной деятельности

•организовать урок через диалог и полилог

•создать атмосферу толерантности и доверия.

Кроме того, участвуя в учебном диалоге и групповой работе, пятиклассники приобретают опыт общения, публичного выступления, навыки исследования, анализа и обобщения. Все это важно для дальнейшего обучения и адаптации ы новых жизненных условиях и обстоятельствах. Уроки такого типа призваны развивать познавательный интерес к изучаемому языку.






See also:
Яндекс.Метрика