Урок-игра


УРОК — ИГРА

Изучающее (Функциональное чтение) – это чтение с извлечением информации для себя, с полным пониманием прочитанного.

В данной работе предлагаются контрольно-обучающие упражнения при работе над изучающим (функциональном) чтением.

Прежде чем приступать к этим упражнениям нужно дать детям время для прочтения текста. После знакомства с текстом следует переходить непосредственно к выполнению упражнений.

1.Разминка. Ученики делятся на три команды по 3-4 человека. Выбирают ведущего (капитана), он пишет название команды на доске ( на данном уроке начальные буквы имен или фамилий, например: Ирина, Костя, Анастасия, Рита – ИКАР). Проводится жеребьевка, какая команда будет выступать первой, второй, третьей.

2. Задание на знание лексики и правописание отдельных слов и словосочетаний из текста.

Учитель проводит словарный диктант по активной лексике. Один из членов команды пишет на листке слова, другие ему помогают ( с лексикой ученики ознакомлены заранее, на предыдущем уроке). Это задание я не оцениваю ( но , можно и поставить какие-то баллы). С содержанием текста, который будет предложен, ученики не знакомы!

3.Учитель предлагает прочитать текст .

4.Упражнение, направленное на быстрое ориентирование в тексте (время на подготовку -1 -3 минута). Затем в” бой” вступают учащиеся. Представитель, ( не обязательно капитан), первой команды ставит задачу: “Я читаю начало, середину или конец предложения , а вы должны найти его в тексте!”- За правильный ответ – 1 балл.

Команды начинают искать эти предложения в тексте, а найдя, озвучивают их. Учитель внимательно следит, кто первый. При одновременном поднятии рук предпочтение отдается более слабой команде, или той, у которой еще нет очков. Баллы фиксируются учителем на доске. Затем выступает представители 2-й и 3-й команды.

За каждый правильный ответ начисляется- 1 балл. Если предложение найдено, но при его прочтении были допущены ошибки, то за каждую снимается по 0,1 балла.

Учитель дает новую задачу.

Выполнение частичного или полного перевода предложений на русский язык ( по 2-3 предложения от команды).

Представитель следующей по жребию команды предлагает соперникам:

Упражнение, контролирующее осмысление логической последовательности развития действия в целом (в тексте). Задание: ”Поставьте предложения в их логической последовательности”. Команды выписывают 3-5 предложений из текста, несущие основную информацию и меняют их последовательность. Правильный вариант предоставляют учителю. Передают предложения, написанные на отдельном листе, соперникам.

Упражнение, контролирующее понимание фактического материала, содержащегося в тексте. Задание: ”Скажите, соответствуют ли мои высказывания содержанию текста. Если соответствуют, то ответ – да, верно, если нет, то не верно, и почему не верно.”

Упражнение, контролирующее понимание причинно-следственных связей, содержащихся в тексте. Учитель озвучивает это задание для всех команд: Найдите в тексте предложения, подтверждающие такую мысль, и, в зависимости от текста, “выдаёт” 3-4 предложения.

4.Упражнение, направленное на осмысление и на этой основе на разделение заданной информации на основную и дополнительную. В принципе, это повтор предыдущего упражнения.

5.Упражнение, контролирующее осмысление структуры текста. Задание: “Составьте план к тексту и будьте готовы к пересказу.”

6..Пересказ текста. Ученики, по одному из команды, пересказывают текст, дополняя друг друга, обязательно высказывают свое мнение и отношение к книгам, говорят, что они узнали нового, чему научились, понравился текст или нет, актуален ли он сейчас, используя активную лексику согласия или не согласия, слова и предложения-связки .Нужно обязательно выразить своё отношение к тексту.

При пересказе текста учащиеся используют следующую схему:

Расскажите о строении данного текста. Выразите свое впечатление, используя подходящие выражения:

Это юмористический, захватывающий, печальный, забавный , сентиментальный, трогательный , сатирический, иронический, трагический, детективный рассказ.

Расскажите о форме рассказа:

Рассказ написан в форме: повествования от автора, сравнения текущих событий, размышления, диалога, повествования от 3-го лица, эссе и т.д.

История рассказана: одним или несколькими персонажами, наблюдателем описанных событий, летописцем, ученым и т.д.

Определите и назовите основную тему рассказа (сформулируйте главную идею)

Кратко перескажите сюжет рассказа, используя выражения:

действие рассказа происходит в…, сюжет рассказа концентрируется вокруг..,

рассказ поделен на 2-5 и т.д. логических частей, которые можно озаглавить следующим образом…

Рассказ начинается с описания, разговора между…, с эпилога и т. д.

Первую часть рассказа можно рассматривать как введение. Мы знакомимся с главными персонажами, изображенных в рассказе

Кульминационная точка хорошо видна в 3,4,6… части рассказа

Рассказ заканчивается в эпизоде, где, когда, с кем, и т.д.

Часть рассказа, в которой проявляется суть, считается развязкой

Дайте краткую характеристику главных героев рассказа

Выразите свое отношение к рассказу, используя, например, следующие выражения:

Рассказ читается хорошо, мы можем выразить свое мнение о способности автора создавать незабываемые характеры, у читателя рассказ оставляет чувство интереса, радости, печали, мрака и т.д.

Рассказ оставил читателя равнодушным (не равнодушным)

Я не мог оторваться от чтения этого рассказа (статьи)

Рассказ мне понравился, не понравился






See also:
Яндекс.Метрика