Урок-игра Веселый цирк


Урок – игра по математике в 1-м классе по теме: «Задача и ее составные части ( «Цирк» )

Цели урока:

повторение состава чисел;

работа над числовым рядом;

решение примеров;

закрепление знаний детей о составных частях задачи (условие, вопрос, решение, ответ) и об основных этапах её разбора и решения.

Оборудование:

рисунки с изображением артистов цирка (клоун, клоуны, медведь на велосипеде, слоны, тюлени — жонглёры, девушка с птицами);

карточки с цифрами;

карточки с названиями составных частей задачи (условие, вопрос, решение, ответ);

примеры на доске.

Ход урока.

1. Сообщение темы урока:

Ребята! Сегодня на уроке мы с вами:

— повторим состав некоторых чисел,

— поработаем с числовым рядом,

— порешаем примеры,

— а главное — вспомним, из каких частей состоит любая задача и порешаем некоторые из них.

2. Вступление:

— Урок у нас сегодня необычный. Мы приглашены в цирк на представление.

— Поднимите руку, кто из вас был в цирке.

— А кому из вас понравилось представление?

— Садитесь удобнее — наше представление начинается.

3. Работа по числовому ряду.

— Встречайте, клоун Гоша!

— Он такой смешной. А ведь клоуны, которые выступают в цирке, должны многое уметь. Вот и Гоша решил показать нам, как он умеет жонглировать, но нечаянно рассыпал карточки с цифрами и не знает, как их правильно расставить.

— Давайте поможем ему.

— Поставьте их так, чтобы они расположились по порядку.

— Но вот незадача — некоторые карточки незаполнены (Рисунок 1).

Рисунок 1

— Приготовьте счётный материал.

— Какое число при счете идет перед числом 10, 8, 6, 4, 2?

— Какое число при счете идет за числом 2, 4, 6, 8?

— Назовите «соседей» числа 5, 1, 3, 7, 9.

— Какое число больше числа 6 на 4?

— Какое число меньше числа 5 на 1?

— 5 — это 3 и …?

— 7 — это 6 и …?

— 4 — это 2 и …?

(Дети работают со счётным материалом)

— Ну вот, мы и помогли Гоше.

4. Устное решение примеров.

4.1. На арену цирка выезжает косолапый мишка на велосипеде.

— Говорят — «косолапый», а как ловко он умеет крутить педали!

— Помогите мишке проехать по математическому лабиринту. (Рисунок 2)

Рисунок 2.

(Дети решают примеры и стрелками указывают путь по лабиринту).

— Мишке мы помогли.

4.2. А теперь на арене цирка слонёнок.

— Такой лопоухий, смешной, хочет подружиться с детворой.

— Он подружится с вами, ребята, если вы справитесь с его заданием (Рисунок 3).

Рисунок 3.

(Несколько детей, по очереди, решают у доски по одному примеру, а остальные сигнализируют им «светофорчиком»).

— Молодцы, ребята! Вы правильно решили примеры и теперь у вас есть новый друг — добрый, смешной слонёнок.

4.3. А вот перед вами тюлени — жонглёры.

— Они считают себя самыми ловкими из всех.

— Скромно ли это?

— А действительно ли они такие ловкие? Давайте проверим.

(Учитель читает условие задачи).

5. Работа над задачами.

— Тюлени жонглировали четырьмя мячами. Им принесли ещё один. Сколько мячей стало у тюленей?

(На четырёх мячах написано по одному слову: условие, вопрос, решение, ответ).

— Ребята, прежде чем мы начнем решать задачу, давайте расставим в правильном порядке её составные части.

(Дети устно называют составные части задачи в правильном порядке и объясняют каждую. На доске в нужном порядке располагают мячи с надписями: условие, вопрос, решение, ответ).

— условие (то, что известно),

— вопрос (то, о чём спрашивается),

— решение (как ответить на вопрос),

— ответ (сколько получится).

— Повторите условие задачи.

— Повторите вопрос.

— Как решить задачу?

— Какими действиями она решается?

— Почему?

(Один ученик записывает решение задачи на доске, остальные — складывают на парте из счетного материала.)

— А что же написано на пятом мяче, который дали тюленям?

— Молодцы.

6. Физминутка.

Раз — мы встали, потянулись,

Два — согнулись, разогнулись,

Три — руками три хлопка,

А четыре — на бока.

Пять руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть,

Семь, восемь — лень отбросим.

7. Закрепление умения решать задачи.

Учитель читает задачу:

— На арене было 7 собачек. Убежали 3 собачки. Сколько собачек осталось на арене?

— Что мы знаем из текста задачи?

— Это … (условие).

— Что спрашивается в задаче?

— Это … (вопрос).

— Помогите мне сделать краткую запись задачи на доске, назовите опорные слова.

— Было — 7 с.

— Убежали — 3 с.

— Осталось — ? с.

— У меня на доске записано несколько решений. Посмотрите и выберите нужное и докажите, что ваш выбор правильный.

Рисунок 4.

(Дети объясняют свой выбор.)

— Дайте полный ответ задачи.

(На доске появляется клоун Гоша)

— Как здорово вы задачи решаете! Молодцы! А вот мою задачу попробуйте решить.

— Клоуны жонглируют шляпами и кольцами.

— Сколько всего предметов у клоунов?

— Почему вы не можете решить её?

— А это вообще задача?

— Почему нет?

— Дополните задачу и решите её.

(Учитель на доске с ответов детей составляет решение задачи, а дети — в тетрадях)

8. Физминутка.

Лебеди летели и на воду сели.

Сели, посидели, снова полетели.

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

9. Работа в тетрадях.

— Только что мы сделали физминутку про лебедей. А сейчас на нашей арене знаменитая дрессировщица голубей. Она просит:

— Сосчитайте, пожалуйста, сколько у меня голубей на правом кольце и запишите число в тетради (письмо цифры 3).

— Сосчитайте, пожалуйста, сколько у меня голубей на левом кольце и запишите число в тетради (письмо цифры 5).

— Спасибо! Но это ещё не всё. Мои голуби часто перелетают с кольца на кольцо, при этом рисуют в воздухе необыкновенные узоры. Некоторые из них я прошу вас повторить.

10. Итог урока.

— Молодцы, ребята! Но прежде чем артисты цирка попрощаются с вами, я хотела спросить, чем мы занимались на уроке, что повторили?

— Я попрошу вас дома придумать свою задачу, в которой вы вспомните артистов цирка, с которыми встречались сегодня на уроке, а может быть, мы в вашей задаче познакомимся с новыми артистами.

11. Оценки за урок.






See also:
Яндекс.Метрика