Урок-игра Кодировщики


Урок-игра «Кодировщики»

Тема урока: «Кодирование информации»

Тип урока: комбинированный урок (урок-игра, соревнование между командами).

Дидактическая задача урока: формирование универсальных учебных действий (УУД) в условиях решения практических задач (познавательная, речевая, организационная, коммуникативная деятельность); формирование умений применения теоретических положений в условиях решения нестандартных задач.

Цели урока:

Образовательная – обобщение и расширение знаний и умений по темам «Системы счисления», «Кодирование»

Воспитательная – формирование критического мышления, чувства коллективизма, исполнительности, инициативы, целеустремленности; формирование интереса к профессии;

Развивающая – развитие познавательных, коммуникативных УУД

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие. Деление на команды. Выбор капитанов команд.

Постановка цели урока. Постановка задачи командам.

(К капитанам особые требования: в течение игры они должны следить за дисциплиной в группе, за участием каждого участника в работе, и в конце урока назвать самых активных игроков своей команды).

Ответы оцениваются для каждого задания индивидуально. За правильные ответы начисляются баллы (либо выдаются жетоны). Выигрывает та команда, которая наберет больше баллов (или жетонов).

Задания для команд:

Задание 1. (правильный ответ – 1 балл, если дали правильный ответ первыми – 2 балла)

Расшифруйте некоторое высказывание, пользуясь предложенной кодировочной таблицей. Способ кодировки вы должны разгадать сами.

Кодировочная таблица

0

1

2

3

4

5

6

7

8

0

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

1

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

3

Ы

Ь

Э

Ю

Я

.

,

?

4

:

;

!

«

»

(

)

%

Закодированный текст:

25201538350304053835111503040038

Время выполнения задания: ___5___ мин.

Ответ: Что? Где? Когда? (каждая буква кодируется двумя цифрами)

Задание 2. (правильный ответ – 1 балл за одно слово)

На столах у каждой команды – по 11 карточек с обрывками слов. Необходимо собрать из этих обрывков два слова, связанных с информатикой. После этого должно остаться 4 обрывка.

Материал для карточек:

Р

РЬ

НЕ

ТОР

ТЕ

ТА

ИН

ЕР

НИ

ПР

МО

Ответ: Слова — ПРИНТЕР, МОНИТОР.

РЬ

ЕР

НЕ

ТА

Оставшиеся карточки:

Задание 3. Русская поговорка. (Задание оценивается 5-ю баллами.) 

Расшифруйте известную русскую поговорку, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности.

Ответ: ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ

Задание 4. (каждое верно отгаданное слово – 1 балл)

Недавно был открыт новый, неизвестный компьютерный язык. Удалось понять только 3 фразы:

Фраза на компьютерном языке «каля маля» в переводе на русский означает «красное солнышко», «фаля маля баля» — «большая красная груша», «цаля баля» — «большое яблоко».

Выясните, как на этом языке записать слова: ГРУША, ЯБЛОКО, СОЛНЫШКО.

Ответ: ГРУША – фаля

ЯБЛОКО – цаля

СОЛНЫШКО — каля

Задание 5. Конкурс капитанов (один верно разгаданный ребус – 1 балл)

Разгадайте ребусы:

Ответ: модем

Ответ: сервер

Ответ: винчестер

Ответ: накопитель

Ответ: исполнитель

Ответ: программист

Задание 6. Числовой лабиринт. (Задание оценивается 10-ю баллами.)

Переведите числа, записанные в различных системах счисления, в десятичную систему счисления; затем полученные после вычисления числа замените буквами русского алфавита, которые имеют соответствующие порядковые номера; запишите полученное слово.

Ответ: ДИСКОВОД

Задание 7. (7 баллов – за каждое верное слово по 1 баллу и 1 балл за ключевое слово)

Разгадайте кроссворд. Ответы записываются строго сверху вниз, вопросы представляют собой анаграммы, ключ кроссворда – выделенное слово.

Ответы:

Задание 8. (2 балла той команде, которая последней назовет слово)

Из букв данного слова составьте как можно больше других слов: КОДИРОВКА

Ответы: код, кар, корова, ковка, корка, кивок, кадр, кирка, кора, кок, кров, ода, око, окрик, орда, дока, дрова, диво, дар, двор, ива, икра, ров, род, рак, вор, вар, вода, вид, вика, ад, ар, аккорд и т.д.

Задание 9. «Художники»

(6 баллов команде, которая раскрасила все правильно, и дополнительный балл команде, справившейся первой).

Перед ребятами альбомные листы бумаги и цветные карандаши (6 цветов по количеству детей) с номерами в десятичной системе счисления. Задание: раскрасить рисунок соответствующим цветом.100 – ЗЕЛЕНЫЙ 4101 – ГОЛУБОЙ 5110 — КРАСНЫЙ 6111 – ЖЕЛТЫЙ 71000 – КОРИЧНЕВЫЙ 81001 – ЧЕРНЫЙ 9

Дополнительное задание. Командам выдаются карточки со стихами и таблицы ASCII-кодов. Каждая команда сначала шифрует своё сообщение с помощью кодировочной таблицы ASCII, затем команды обмениваются шифровками и занимаются обратным процессом декодирования.

СТИХИ ДЛЯ ВТОРОГО ЭТАПА (КОДИРОВАНИЕ)

Желаем вам, желаем вам



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика