Уроки ритмической гимнастики в начальной школе


Уроки ритмической гимнастики в начальной школе.

Автор: учитель ритмики школы №375 Малеева Александра Юрьевна

Ритмической гимнастике, как учебно-воспитательной дисциплине, должно отводиться значительное место в образовательном процессе современной школы. Ритмическую гимнастику можно преподавать как третий урок физкультуры в начальной школе.

Переход от дошкольного образования к школьному для ребенка очень важный этап в развитии – это и физическое, нравственное, социальное становление. В этот период проявляются другие требования, другие ставятся задачи и цели. Чтобы преодолеть многие психологические трудности, связанные с этим, детям нужна разгрузка. Именно ее они получают на уроках ритмической гимнастики. На занятиях дети проявляют творческую активность, слушают музыку, самостоятельно выражают эмоциональное восприятие движений. Многие дети внимательно слушают музыку и воспринимают ее логическое заключение, но еще не могут вовремя остановиться, им мешает плохая координация движений. Чтобы научить детей управлять своими движениями, надо развивать у них «мышечное чувство», воспитывать ощущение позы и направления движения. Некоординированость и неритмичность движений зависят иногда от чрезмерного возбуждения, нервозности детей. В таких случаях необходимо подбирать музыкальный материал более спокойного характера. Следует отметить, что дети начального школьного возраста любят фантазировать. Их мечты и фантазии очень разнообразны. Облекая эти фантазии в художественные образы и подбирая подходящий музыкальный материал, учитель направляет творчество ребенка в нужное русло, воспитывает цельную, свободную личность. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлены занятия ритмической гимнастикой. Правильно организованные систематические занятия ритмической гимнастикой являются важнейшим средством укрепления здоровья. И проводить такие занятия необходимо уже с первого класса. На этих занятиях у них развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус, вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляются различные группы мышц, происходит восприятие ритма и музыки. Возникновение системы ритмического воспитания восходит к Э.Жаку Далькрозу. Ритмическая гимнастика является тем видом деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Восприятие музыки — активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребенок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности. Планируя работу по ритмической гимнастике, необходимо тщательно отбирать упражнения, способствующие формированию музыкального вкуса, расширяющий кругозор, пополняющий музыкальный «багаж» ребенка высокохудожественными произведениями, обогащающий словарный запас и предлагающий обширные знания о музыке. Уроки ритмической гимнастики помогают выработать у детей красивую осанку, свободу и пластику движений. На занятиях музыкальным движением образное содержание и характер упражнений всецело вытекает из содержания и формы музыки. У детей развивается умение слушать музыку и эмоционально переживать ее. В специальных упражнениях, играх, танцах они сами включаются в действие и целостно воспринимают содержание музыки. Это оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности — методом, основанным на умении слушать музыку, на желании передавать музыкальные образы в движении. Начиная с простейших ритмических игр, занятия постепенно подводят детей к освоению танцев народов мира, некоторых историко-бытовых танцев, к осознанию драматургии музыкально-пластических образов. У детей формируются пространственные ориентировки, эмоциональная отзывчивость на музыку, желание двигаться в соответствии с ее характером. В ходе занятий дети приобретают творческие умения, развивают и обогащают двигательную реакцию, импровизируют под музыку. Развитие творческой активности детей средствами ритмопластики обусловлено объективными предпосылками возрождения российской культуры, интересом к народному танцу, преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров. Необходимо отметить, что уроки ритмической гимнастики, используя разные виды искусства: живопись, музыку, театр, хореографию, являются одним из наиболее эффективных средств проявления и развития творческой активности детей, укрепления здоровья. Учебный материал следует составлять соответственно возрастным особенностям детей, по принципу постепенного перехода от легкого к более трудному. Также, иногда надо предусматривать выполнение некоторых упражнений на результат. Но это не в целях учета успеваемости. А с целью предоставления учащимся возможности испытать свои силы, ознакомиться со своими достижениями. А учителю определить степень физической подготовленности школьников.

Для учащихся начальных классов одним из важнейших средств развития координационных способностей и стимулирования умственной активности являются общеразвивающие упражнения с предметами. Большое значение отводится танцевальным упражнениям — это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью, возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребностью в оборудовании.

Для повышения интереса, содействия эстетическому воспитанию большое значение приобретает музыкальное сопровождение занятий.

Выбор упражнений ритмической гимнастики зависит, прежде всего, от задач урока, возрастных особенностей занимающихся, состояния здоровья и уровня двигательной подготовленности.

В ритмической гимнастике применяются несколько групп упражнений: строевые, специальные упражнения для согласования движений с музыкой, общеразвивающие, танцевальные, упражнения художественной гимнастики и нетрадиционных оздоровительных видов гимнастики.

Строевые упражнения служат средством организации занимающихся и удачного размещения их в зале, на площадке. Они выполняются в строгом соответствии с требованиями гимнастического стиля и могут сочетаться с движениями рук, головы, ног и другими несложными движениями, а также выполняться под музыку.

В зависимости от подбора этих средств ритмическая гимнастика может носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Упражнения для согласования движений с музыкой являются специальным разделом в ритмической гимнастике и подбираются для формирования знаний и умений различать средства музыкальной выразительности (темп, музыкальный размер, ритм, динамические оттенки, характер музыкального произведения и др.). Они помогают занимающимся лучше согласовывать движения с музыкой, регулировать скорость и силу мышечного напряжения. В связи с этим на каждом занятии по ритмической гимнастике необходимо работать над согласованием движений со средствами музыкальной выразительности, систематически развивать у детей музыкальный слух.

Уроки имеют цель сформировать активное восприятие музыкального и танцевального искусства через осознание драматургии музыкального произведения, воспитать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами ритмической гимнастики, а также всестороннему оздоровлению учащихся. Формирование выразительной, эмоциональной личности, ее культуры средствами хореографического искусства является одной из важных задач педагога. Расширяя мировоззрение, развивая интеллект у детей, сохраняя их любовь к творчеству, учитель помогает преодолеть трудности современного бытия через соединение духовной и телесной красоты.






See also:
Яндекс.Метрика