Уроки математики в адаптационный период обучения в 1 классе


Уроки математики в адаптационный период обучения в 1 классе

Чаликова Любовь Ивановна учитель начальных классов МОУ лицей №9 Волгоград

Основным вопросом, который изучается в первые два месяца обучения в школе, является первый концентр натуральных чисел – однозначные натуральные числа. Наряду с его изучением происходит формирование первого представления о том, чем занимается математика, какую роль в жизни человека она играет, ориентация на плоскости и в пространстве, уточнение и расширение представлений о плоскостных и объемных геометрических фигурах.

Предлагаемые уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-игры будут способствовать закреплению и расширению знаний и представлений, полученных на уроках. Благодаря таким формам проведения учебных занятий детям легче адаптироваться к школьным условиям. Педагогу очень важно помочь детям преодолеть трудности в первые месяцы школьной жизни, когда так нелегко перейти от игровой деятельности в детском саду к учебным требованиям учителя и родителей.

Материал можно использовать как педагогам в рамках внеурочной деятельности (кружковая работа, группа продленного дня), так и родителям младших школьников.

Урок-путешествие.

Тема: «Наши встречи с математикой»

Урок желательно провести в окрестностях школы, проложив маршрут так, чтобы можно было посетить несколько разных магазинов, пройти мимо домов разной высоты, перейти или хотя бы посмотреть на улицы разной ширины. Во время путешествия дети измеряют отдельные, выбранные учителем, отрезки пути шагами, считают повороты налево и направо и др. Желательно, чтобы учитель при участии детей составил план пройденного пути.

Урок-игра.

Тема: «Ориентация в пространстве»

Урок проводится на свежем воздухе или в помещении, которое позволит назвать большое количество предметов в любом названном учителем направлении – слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, перед, за, между. Класс разбивается на две команды, которые переменно называют предметы, расположенные в заданном направлении. Команда которая не смогла назвать предмет, отдает фант. В конце игры фанты разыгрываются. В процессе игры желательно несколько раз менять местоположение команд, что позволит рассмотреть положение предметов с разных позиций.

Урок-экскурсия.

Тема: «Геометрия вокруг нас»

Урок можно провести, следуя по тому же маршруту, который был использован на уроке 1, но теперь основное внимание сосредотачивается на форме окружающих предметов, среди которых дети стараются найти похожие, а также на поиске в объемных предметах знакомых плоскостных фигур (кругов, многоугольников разной формы и т.д.).

Урок-игра.

Тема: «Больше, меньше, столько же»

Урок проводится в заранее выбранном учителем месте, где ученики могут собрать разнообразный природный материал (шишки, желуди, каштаны, листья, мелкая галька и т.д.). Ученики разбиваются на несколько команд, каждая из которых получает свое задание на сбор какого-нибудь из возможных природных материалов в соответствии с одним из отношений больше, меньше, столько же. (По желанию учителя ориентиром может быть или названное число или набор из нескольких предметов). Например, членам команды дается 5 палочек и каждый должен собрать шишек больше, чем палочек, не прибегая к счету. Собранные группы предметов сравниваются, принесшие неверное количество отдают фант.

Урок-путешествие.

Тема: «Зачем людям нужны числа»

Урок проводится в окрестностях школы по маршруту, на котором ученики могут увидеть различные объекты, в которых использованы числа (номера домов, маршрутов автобусов и других видов транспорта, шкалы весов, цены товаров и т.д.). При проведении урока желательно использовать стихотворение из книги Л.Маш, Г.Граник «Моя самая первая книжка по математике» М., Издательский дом «Дрофа», 1995

Негаданно, нежданно Нагрянула беда: Все числа потерялись, Исчезли без следа. Как дом или квартиру Без номера найти? И к другу в день рожденья Вовремя прийти? Ведь стрелка не покажет Нам время на часах, И сколько весят фрукты, Не видно на весах. Отныне заблудиться Не стоит и труда: Автобус без маршрута Уходит в никуда…

Урок-экскурсия.

Тема: «Линии вокруг нас»

Урок желательно провести там же, где проходил урок 3, но сосредоточив внимание на поиске линий, как части рассматривавшихся на нем объектах и плоскостных фигур.

Урок-игра.

Тема: «Движемся по плану»

(Данный урок является завершением работы над ориентацией в пространстве (урок 2) с использованием одного направления).

На пришкольном участке или в любом выбранном для проведения урока помещении устраиваются «тайники» с сюрпризами по числу команд, на которые учитель разделит учеников. Для каждой команды заготавливается план движения к одному из тайников с указанием поворотов и длины проходок по прямой между ними в шагах или с использованием любой другой мерки, которая вручается команде (это может быть палочка, кусок шнура и т.д.). Желательно, чтобы на каждом отрезке пути число мерок не превышало 9. Игра завершается, когда все команды найдут свой тайник. Те, кто справился с заданием раньше, могут по просьбе оставшихся оказывать им помощь. (Команды должны быть примерно равными по возможностям).

Урок-игра.

Тема: «Найди пару»

(Соответствие между числом и знаком, который используется для его записи).

Урок проводится на улице или в любом просторном помещении, на полу которого можно начертить «классы» вида:

Количество таких «классов» соответствует числу команд, на которые будет разбит класс. Для каждой команды необходимо заготовить 2 комплекта карточек. На одном комплекте на карточках цифры от 1 до 9, на другой – изображения любых предметов тоже от 1 до9.

Карточки одного (любого) комплекта раскладываются в беспорядке в клетках «класса», карточки другого комплекта перемешиваются и вручаются одному из членов команды. Ученик должен из полукруга прыгать в клетку, где лежит соответствующая карточка другого комплекта и кладет верхнюю карточку рядом с находящейся в клетке. Передвигаясь прыжками из клетки в клетку, ученик составляет все пары, после чего остальные члены команды проверяют правильность выполнения условия игры. Если допущена ошибка, ученик отдает фант. Затем из клеток собирается один или оба комплекта и игра повторяется с участием другого водящего. (Если собирается один комплект, то это должен быть тот, который лежал до начала игры. Собранные карточки перемешиваются, что обеспечивает движение следующего игрока по другому маршруту).






See also:
Яндекс.Метрика