Уроки доброты


В зарослях кошачьей мяты

Цель: Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости

к объектам и явлениям живой природы.

Задачи:

– воспитывать у детей понимание сходства эмоций и чувств человека и животных, развивать способность видеть в них такую же, как в человеке, жизнь «с теми же простыми и бесконечно важными заботами: быть живым, не голодать, вырастить и воспитать детей» (И.А. Корсаков);

– учить детей замечать неблагополучие природного объекта и искать способ устранения этого неблагополучия; связывать выбор решения проблемы с личными практическими действиями; воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к живому;

– учить детей размышлять о взаимоотношениях человека и живой природы, рассуждать о животном как субъекте, партнере взаимодействия;

– учить познавать природные объекты и явления не только разумом, но и чувствами, формирование умения переживать эмоциональную общность с познаваемым, становиться словно бы участником познаваемого природного явления; видеть поведение животных с точки зрения «аналогичного» поведения человека, а также переносить чувства жалости к объектам природы на людей;

– формировать умение передавать в творческой деятельности радость, восхищение, удивление, печаль, тревогу и др. – широкий диапазон чувств, глубоко переживаемых в связи с познанием мира природы.

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация о кошках, музыкальные произведения, бумага, цветные карандаши,

1.Ввводная часть.

Упражнение «Небо»

Материалы: мультимедийная аппаратура, специальные серии музыкальных произведений («Волшебные голоса природы», «Наедине с природой», «The sounds of nature» т.п.).

– Сядь прямо, опираясь на спинку стула, но не напрягаясь. Ноги должны касаться пола. Можно сесть на пол, скрестив ноги. Закрой глаза.

– Представь прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Ты наблюдаешь за ними. Если ты о чём-то думаешь, пусть твои мысли улетят вместе с облаками. Ты сосредоточен на небе. Человек, смотрящий на облака – внутренний наблюдатель, тот, кто всегда наблюдает за твоими мыслями.

– Внутренний наблюдатель очень спокоен, уравновешен и счастлив. Ты ощущаешь покой, тишину и радость.

– Открой глаза. Некоторое время посиди спокойно.

Учитель: Но не всегда мы ощущаем тишину, покой и радость.

Упражнение «Чувства»

Материал: мультимедиа-аппаратура, изображения лиц с различными чувствами (радость, злость, печаль, веселье, обида и др.).

Дети рассматривают картинки, называют изображённые на них чувства и рассказывают, в какой ситуации они испытывали (испытывают, могли бы испытывать) это чувство.

Затем детям предлагается закончить предложения: «Мне хорошо, когда…», «Мне грустно, когда…», «Я сержусь, когда…», «Я чувствую себя глупо, когда…» и т.п.

Учитель: А кто дома может помочь вам успокоиться?

2. Основная часть

Взаимоотношения кошек с человеком

Являясь одним из самых популярных животных-компаньонов, кошка находится в постоянном общении с человеком, в связи с чем ее поведение подвержено его сильному воздействию. Но, несмотря на это, кошки воспринимают окружающий мир интуитивно и любят делать все по-своему.

Отношение людей к кошкам может быть различным. Одни люди держат кошек в качестве домашних питомцев, и иногда заботятся о них, как о маленьких детях. К людям кошки легко привязываются. Если кошка очень привязана к своему хозяину, она может даже наследовать некоторые человеческие привычки: ложиться под одеяло в постель к хозяину и т.п. Некоторые кошки могут даже имитировать интонации голоса человека; этими звуками они могут оповещать хозяина о своих нуждах. Многие владельцы кошек отличаются фанатичной привязанностью к своим кошкам, как есть и кошки, безгранично привязанные к хозяину.

Так же, как и каждый из нас, кошки могут выражать чувства и эмоции посредством мимики и взгляда

Особенности поведения кошек

Кошки сохраняют энергию посредством сна в большей мере, чем большинство животных. Длительность сна в сутки составляет 12–16 часов. Некоторые кошки спят по 20 часов в сутки, но средняя продолжительность сна составляет 13–14 часов в сутки. Кошки, как каждый из нас, видят сны.

Чтобы привлечь внимание других людей, мы используем звуки. Кошки обычно мяукают для того, чтобы привлечь внимание человека (например, для того, чтобы ее накормили или с ней поиграли). В зависимости от значения интонация мяуканья изменяется. Также мяуканье кошки может обозначать приветствие или болезненные ощущения. Как и люди, некоторые кошки очень разговорчивы, другие же редко подают голос. Кошки способны придавать своему голосу около сотни различных интонаций. Вместе с тем для общения между собой кошки редко используют мяуканье, зато общаются через систему знаков, которая имеет обширный звуковой диапазон, телодвижений, взглядов.

Учитель: Давайте помяукаем с вами. Изобразите мяуканьем, когда кошка довольна, не довольна, просит покушать, болеет, рада вам.

Котята при рождении издают тонкий писк, причем известно, что обычно котята зовут мать ультразвуковыми сигналами.

Кошки могут мурлыкать (иначе говоря, «урчать» или «мурчать») – это обычно означает, что животное довольно. Кошки часто мурлычут среди сородичей: например, когда кошка встречает своих котят. Кошки могут мяукать и мурлыкать одновременно; впрочем, это характерно только для разговорчивых особей. В добавление к мурлыканью довольная кошка может наполовину прикрыть глаза. Известно, что кошки могут мурлыкать для самоуспокоения. Иногда мурлыканье может быть признаком болезни у кошки, например при болезни сердца, когда кошка «рассказывает» хозяину о своей болезни.

В случае крайней злобы кошки могут фыркать, шипеть или в редких случаях выть. При этом животное обычно выгибает спину и хвост, вздыбливает шерсть и прижимает уши к голове. Некоторые коты и кошки способны издавать угрожающее рычание, напоминающее собачье, которое служит признаком чрезвычайного гнева и раздражения. При игре с человеком хорошо воспитанные кошки обычно втягивают когти и дотрагиваются до человека только подушечками лап.

Хвост также является важным выразительным средством у кошек: спокойный завернутый вокруг тела или высоко поднятый хвост означает миролюбивое настроение. Кошка может подергивать кончиком хвоста в случае возбуждения или заинтересованности. В состоянии злости хвост кошки начинает биться.

Когда ласкаемая кошка довольна, она может совершать поочередно поступательные движения передними лапами, впуская и выпуская когти.

Любовь кошек к игре

В домашних условиях кошки любят играть с небольшими предметами: мячиками, палочками, скомканной бумагой, специальными игрушками для кошек. Нередко кошек привлекают болтающиеся и подвешенные предметы, так как они обладают способностью двигаться в воздухе, чем имитируется охота кошки на птиц. Особенно склонны к играм котята, у которых уже есть охотничьи инстинкты, но еще нет навыков охоты и точной координации движений. Домашние кошки играют в любом возрасте, но котята бывают гораздо более игривыми, чем взрослые кошки, и могут играть с любым предметом: с колокольчиком, катящимся по полу шариком, бечевкой, телефонным проводом, даже со своим хвостом и т.д.

Имена кошек

В большинстве культур кошкам, так же, как и людям, принято давать имена. По-русски кошек часто называют уменьшительно-ласкательными формами имен: Муся, Мурка, Пушок, Мурзик, Васька, Барсик, Рыжик и пр.

Вопросы и задания:

– Сравните поведение кошек и человека: особенности общения, игры, пристрастия в еде, отношение к детям и прочее. Опишите поведение кошки и человека в одинаковых ситуациях. При этом постарайтесь обращать внимание не только на развитие событий, но и на чувства, переживания, которые в этих ситуациях испытывают кошка и человек. В чем сходство? В чем отличие?

Придумайте названия пород кошек по особенностям поведения, отношения к другим животным и к человеку. Названия должно быть таким, чтобы кошку с таким названием людям «трудно было обидеть». Например: «кошка-болтушка», «кошка-резвушка», «кошка-хохотушка», «кот-крикуха», «кошка-тихоня», «кошка-умница», «кошка сообразительная», «кот-дипломат», «кот-поэт», «кошка-хозяйка», «кот трудолюбивый» и т.д. Дети придумывают названия своим кошкам

– Наблюдение за поведением кошек позволило человеку определить значение некоторых «кошачьих символов». Так, потирание кошки головой означает любовь, преданность, жажду ласки; вертикальное положение ушей – любопытство; прищуривание глаз – спокойствие и сонливость; мяуканье – приветствие, просьбу; поглаживание лапкой человека – выражение любви, нежности, привязанности; приглушенное мурлыканье, переходящее в недовольное урчание – терпение иссякло. Составьте «Краткий словарь «кошачьих символов»».

Упражнение «Придумай окончание сказки»

Детям предлагается послушать начало литературного произведения, в котором участниками событий являются человек и кошка. Например, начало сказки Софьи Абрамовны Могилевской «Про Машеньку и праздничный каравай»:

«Это было дня за два до Первого мая.

Как всегда, раньше всех пришла бабушка за Татой. Потом забрали Костю Курочкина. Потом Юру. Потом Аню. И постепенно никого из детей не осталось в детском саду – ни в старшей группе, ни в младшей. Все разошлись по домам. Все, кроме Машеньки. За ней пока никто не пришёл: ни мама, ни папа, ни бабушка.

–Почему за тобой не идут? – спросила Нина Николаевна.

–Не знаю, – ответила Машенька.

–Сейчас выясню, – сказала Нина Николаевна и пошла в кабинет заведующей звонить по телефону.

А Машенька пока стала играть в кукольном уголке. Но играть-то интересно, когда рядом и Алёнка, и Тата, и другие дети. А одной ведь совсем скучно.

И на рыбок хорошо смотреть, когда вместе с тобой их разглядывают другие ребята. А так что же? Плавают, ну и пусть себе плавают…

От нечего делать Маша вышла в раздевалку. Она по очереди открывала и закрывала шкафчики для одежды. Все были сейчас пустыми. И только в том, на котором была нарисована морковка, висело Машино пальтишко, стояли Машины калоши и лежала Машина шапка с красным шарфиком.

Тут Машеньке вдруг стало так скучно, так скучно!.. Почему же за ней никто не идёт? Она села на стульчик и уж собралась было заплакать…

Но дверь из коридора тихонько приоткрылась, и в раздевалку вошёл кот. Он был очень чёрный, а глаза у него были совершенно зелёными.

Он посмотрел на Машу и сказал:

–Мяу!

Маша тоже посмотрела на кота, но ничего ему не сказала. Тогда кот, осторожно ступая, подошёл к Маше, вспрыгнул на стульчик, который стоял с ней рядом, и ещё два раза сказал:

–Мяу, мяу!

Машенька поняла: «Стыдно плакать!»

–Ну, вот ещё, – ответила она чёрному коту. – Вовсе я не собиралась плакать! С чего ты взял? – и сунула обратно в кармашек фартука носовой платок, который только что вынула.

А кот заговорил уже совсем понятными словами:

–Пошли на кухню?

–А зачем? – удивилась Машенька.

–Тётя Таня праздничный каравай месит.

–Пошли, – согласилась Машенька. – Тебя звать Антоном?

– Антоном, – ответил чёрный кот с зелёными глазами.

– Я тебя давно знаю, – сказала Машенька.

И они вместе – кот Антон впереди, Машенька за ним – отправились на кухню.

Но едва лишь они переступили кухонный порог, как …»

Детям предлагается закончить сказку, при этом постараться обращать внимание не только на развитие событий, но и на чувства, переживания, которые в этих ситуациях должны бы испытывать их герои.

Задание:

Представьте, что вы – кошка. Опишите особенности вашего стиля жизни, личных отношений в соответствии с вашим знаком зодиака. Нарисуйте ваш портрет в листочках кошачьей мяты, напишите на листочках ваши самые лучшие качества: спокойная, нежная, ласковая, верная, заботливая и т.д.

Игра «Котенок под дождем»

Один из детей играет роль котенка, который остался без мамы. На улице дождь и ветер, котенку холодно. Какие у него грустные глаза! Несчастный котенок садится в центр круга и плачет. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.

3. Заключительная часть

Упражнение «Поиграем-помечтаем»

– Представь, что ты – рука и ласкаешь котенка. Ты поглаживаешь его, щекочешь за ушками, почесываешь спинку? Котенок мягкий или колючий? Опиши или нарисуй свои ощущения. Как мы будем относиться к животным?






See also:
Яндекс.Метрика