Уроки — 2 класс — чтение


Методические разработки уроков

Работа с рубрикой «Наш театр»

Данный урок определяет систему работы с рубрикой «Наш театр».

Тема урока

Инсценирование русской народной сказки «Лиса и журавль».

Специфическими особенностями подобных уроков являются следующие:

работа в группе, распределение ролей в группе;

инсценирование (отбор выразительных средств);

подготовка реквизита для спектакля.

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Личностные результаты:

проявлять интерес к чтению высокохудожественных произведений;

сотрудничать со взрослыми, сверстниками, находить выход из трудной ситуации при распределении обязанностей в группе.

Метапредметные результаты:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя;

планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;

анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить;

овладевать навыком смыслового чтения;

искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя, методического аппарата учебника.

Предметные результаты:

уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);

отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);

уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).

Ход урока

Вступительная часть урока

Проверка домашнего задания.

Методический комментарий

В качестве домашнего задания для учащихся высоких учебных возможностей можно предложить ответить на вопрос «Какая мысль объединяет ненецкую сказку «Кукушка» и нанайскую сказку «Айога»?».

Учащимся, испытывающим трудности в обучении, можно предложить нарисовать иллюстрацию, или рассказать, что может быть изображено на ней.

Постановка учебной задачи.

Прочитайте название рубрики.

Сформулируйте основную задачу урока (разыграть спектакль по сказке «Лиса и журавль»).

Методический комментарий

В случае, если учащиеся испытывают трудности в обучении, то основную задачу урока формулирует учитель.

Основная часть урока

Решение поставленной задачи на уроке.

Составьте план выполнения поставленной задачи.

Методический комментарий

В случае, если учащиеся испытывают трудности в обучении, учитель предлагает поработать с деформированным планом, либо он полностью представляет план на доске, а учащиеся его комментируют. Например:

Восстановите деформированный план, записанный на доске:

Чтение сказки «Лиса и журавль».

Пробное инсценирование произведения.

Определение героев произведения.

Выбор героев для инсценирования.

Распределение ролей в группе.

Определение ошибок при разыгрывании спектакля.

Выбор интонации, мимики, жестов для инсценирования.

Работа с методическим аппаратом учебника (2 класс, 1 часть, с. 84 – 85).

Прочитайте сказку самостоятельно.

Перечислите героев произведения. Определите их характер с помощью таблицы.

Установите соответствия. Свой ответ аргументируйте.

Лиса

Хитрый

Журавль

Умный

Коварный

Злой

Весёлый

Перечитайте сказку. Самостоятельно определите, какие поступки совершают герои. Как к ним относится автор? Как вы относитесь к поступкам героев?

Сделайте разметку текста и определите реплики лисы.

Методический комментарий

Для разметки текста учащиеся определяют в тексте паузы (длинные и короткие). Длинная пауза (на счёт 1―2―3) ― конец предложения. Короткая пауза (на счёт 1) ― знак препинания в середине предложения.

Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Покушай, голубчик куманёк, сама стряпала.

Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем!

Подумайте, с какой интонацией надо читать слова лисы? (Быстро, заискивающе, глядя в глаза, весело, грустно, удивленно.)

Прочитайте реплики лисы, сохраняя выбранную интонацию.

Обсудите в паре, удалось ли сохранить выбранную интонацию. Что нужно изменить при чтении? Какую мимику и жесты использовать? Должна ли лиса стоять на месте? Или она все время должна быть в движении?

Сделайте разметку текста и определите реплики журавля.

Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Есть ли похожие интонации в речи журавля и лисы? Одинаковые ли будут жесты у журавля и лисы?

Прочитайте реплики журавля, сохраняя выбранную интонацию.

Обсудите в паре, удалось сохранить выбранную интонацию. Что нужно изменить при чтении? Какую мимику и жесты использовали? Должен ли журавль стоять на месте? Или он всё время должен быть в движении?

Кто ещё будет участвовать в спектакле?

Как должен читать свои слова автор?

Обсудите в паре, с какой интонацией надо читать слова автора: спокойно, размеренно, негромко?

Подведение итогов урока

Методический комментарий

Основным результатом данного урока является инсценирование сказки. Можно сначала инсценировать сказку в группе, чтобы большее количество учащихся могло участвовать в этой работе. Также в процессе инсценирования в группе необходимо будет внести коррективы в исполнение роли лисы и журавля.

Инсценирование сказки в группе. Обсуждение с друзьями.

Удалось ли разыграть сказку в соответствии с выбранной интонацией?

Выбор лучшего актера из группы.

Методический комментарий

Учащиеся в группе должны выбрать лучшего исполнителя роли, предварительно оговорив критерии оценки. Например, речь исполнителя соответствует выбранной интонации, используются верные жесты и мимику.

Инсценирование сказки лучшими актерами, которых выбрали в группах. Обсуждение в классе.

Удалось ли разыграть сказку в соответствии с выбранной интонацией?

Рекомендации к выполнению домашнего задания

Сделать маски, костюмы к спектаклю.

Познакомиться с любой театральной программкой. Подумать, какая информация в неё включена. Сделать программку самостоятельно или с друзьями.

Найти в словаре значение слова афиша.

Познакомься с другими театральными афишами.

Подумай, какая информация отражена на афише?

Сделать афишу самостоятельно или с друзьями.

Анализ лирических произведений

Этот урок определяет систему работы с текстом лирических произведений. В данном случае учащиеся будут работать с текстами художественных произведений в прозаической и поэтической форме.

Тема урока

В душу просится весна. Лирические произведения А.Чехова, А. Фета, А. Барто. (Образ весны в лирических произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто.)

Специфическими особенностями подобных уроков являются следующие:

определение опорных (ключевых) слов, которые помогают передать настроение при чтении, представить изображенные картины.

подготовка к выразительному чтению и выразительное чтение.

сравнение произведений по теме, настроению.

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Личностные результаты:

проявлять интерес к чтению высокохудожественных произведений;

эмоционально отзываться на прочитанное произведение;

принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

находить слова в произведении, которые помогают представить увиденные картины;

определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора;

сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему.

Предметные результаты:

знать особенности жанра лирических произведений;

представлять картины, описываемые в произведении;

выразительно читать лирические произведения.

Ход урока

Вступительная часть урока

Проверка домашнего задания.

Методический комментарий

Одним из вариантов домашнего задания может быть заучивание наизусть стихотворений, которые изучались на предыдущем уроке.

В качестве проверки домашнего задания можно предложить детям прочитать наизусть стихи и прозу о весне И. Никитина, Т. Белозерова, А. Плещеева, И. Шмелева. Необходимо определить критерии оценки чтения наизусть. Например, правильно ли отражено настроение; сохранена ли интонации в соответствии со знаками препинания, соответствует ли авторскому тексту?

После чтения учащийся сначала оценивает себя самостоятельно, затем оценку делают товарищи по классу или учитель.

Постановка учебной задачи.

Знакомство с темой урока «В душу уже просится весна». (Образ весны в лирических произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто).

Прочитайте тему урока. Найдите главные (ключевые) слова темы. (Учитель выписывает эти слова на доске). Например, весна, душа.

Продолжите ассоциативный ряд слов. Например, весна, радость, счастье, пробуждение; душа, сердце, весна.

Составьте палитру красок, которые передают настроение.

Методический комментарий

Цвет определяет настроение: например, красный радостное, чёрный грустное и т.д. Эту работу учащиеся могут сделать как индивидуально, так и в паре, группе.

Какое настроение вызывают слова?

О чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте основные вопросы урока на основе представленной темы.

Методический комментарий

Если учащиеся испытывают трудности в обучении, то необходимо дать варианты вопросов, на которые необходимо ответить на уроке.

Можно ли сказать, что задача урока состоит в том, чтобы определить настроение изучаемых произведений?

Совпадает ли наше настроение с настроением авторов прочитанных произведений?

Можно ли сказать, что речь на уроке пойдёт о приближении весны, об изменениях в природе, о весеннем настроении?

Основная часть урока

Знакомство с изучаемыми произведениями. Работа на с. 54 – 55 учебника.

Методический комментарий

Варианты работы на уроке. Можно читать произведения, которые необходимо изучить на данном уроке, в определённом порядке. Сначала лирическую зарисовку А. Чехова «Весной» и анализируют её, затем стихотворения А. Фета «Уж верба вся пушистая…», потом стихотворение А. Барто «Апрель» и обсуждают эти произведения.

Учащиеся могут читать сразу три произведения (А. Чехов, А. Фет, А. Барто), они определяют жанр, тему, главную мысль произведений, анализируют в сравнении.

Другой вариант, предложить учащимся прочитать стихотворения по группам. В этом случае каждая группа читает одно произведение и отвечает на вопросы из методического аппарата учебника.

Рассмотрите с. учебника 54 – 55 (2 класс, 2 часть). Прочитайте названия изучаемых произведений. Кто их авторы? В прозаической или поэтической форме они написаны?

Можно ли все эти произведения объединить названием «В душу просится весна». Аргументируйте свой ответ.

Методический комментарий

Если ученики в классе испытывают трудности в обучении, то необходимо им предложить составить план действий.

Прочитать название каждого изучаемого произведения.

Подобрать слова-ассоциации к названиям произведениям.

Определить общую тему или настроение.

Сделать самостоятельный вывод.

Можно ли сразу ответить на вопрос: «Совпадает ли наше настроение с настроением авторов изучаемых произведений»?

Составим план урока, который поможет нам ответить на предыдущие вопросы.

Методический комментарий

Если учащиеся испытывают трудности в обучении, то план работы предлагает учитель. Это может быть деформированный план.

План работы с лирическим произведением:

Читаем произведение самостоятельно.

Наблюдаем картины, изображенные в произведении. Определяем ключевые (опорные) слова, которые помогают увидеть эти картины. Правильно называем средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора.

Слушаем звуки природы, которые автор сумел передать в стихотворении. Определяем слова, которые помогают их услышать. Как называется этот приём? (Звукопись.)

Определяем настроение, которое отражено в этом стихотворении.

Делаем разметку произведений. Читаем выразительно в соответствии с подготовленной разметкой.

Сравниваем все прочитанные произведения.

План сравнения лирических произведений:

Одинаковы названия произведений?

Кто авторы прочитанных произведений? Что мы знаем о них?

Одинакова ли тема?

Какое настроение создают прочитанные произведения?

Какова идея (главная мысль) прочитанных произведений?

Подводим итог урока. Можно ли все эти произведения объединить названием «В душу просится весна»?

Чтение лирической зарисовки А. Чехова «Весной».

Перечитайте текст и определите, какие объекты природы описывает автор. Используйте приём выборочного чтения.

Методический комментарий

Для расширения поля чтения необходимо использовать различные приёмы: чтение первых слов на строчке, последних слов на строчке, чтение с заложенной посередине строки закладкой и т.д.

Какие слова из текста вы запомнили?

Методический комментарий

После чтения текста дети называют слова, которые они запомнили. Если учащиеся в классе испытывают трудности в обучении, то можно предложить им прочитать слова на доске и дополнить словами из текста. Например: земля, воздух, солнце, речка, деревья.

Перечитайте про себя произведение. Найдите слова, которые помогают представить то, о чём идёт речь.

Какие картины вы увидели?

Можете ли вы согласиться с тем, что создаётся неприглядная картина?

Перечитайте первое предложение произведения. Что значит, в душу просится весна? Представьте картины, изображенные автором. Аргументируйте свой ответ.

Но почему тогда на душе весело и легко?

Как мы будем читать произведение. Сделайте разметку для выразительного чтения произведения.

Самостоятельное чтение и перечитывание стихотворения А. Фета «Уж верба вся пушистая…», А. Барто «Апрель».

Какие картины вы увидели в стихотворениях А. Фета и А. Барто? Нравится ли они вам? Какие слова помогают их представить?

Какое настроение стараются передать авторы в своих лирических произведениях?

Подведение итогов урока

Сравнение стихотворения А. Барто, А. Фета с лирической зарисовкой А. Чехова.

Можно ли сказать, что все эти произведения на одну тему?



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика