Урок-экскурсия


Игра-викторина «В лесу»

Урок — экскурсия в природу

С.Н. Вайчик. учитель ГБОУ лицея № 470 Калининского р-на Санкт-Петербурга

Задачи:

а) развитие наблюдательности у детей;

б)расширение их кругозора;

в)привитие интереса к изучению природы;

г)воспитание экологической культуры, любви к родной природе.

Организация игры-викторины.

Игра проводится во время экскурсии в лес. Объекты для игры-викторины подготовлены и выбраны заранее организаторами игры.

В игре могут участвовать несколько команд, состоящих из учащихся 3-4-х классов. Выход каждой команды со старта — через 15-20 минут после выхода предыдущей. Каждую команду сопровождают взрослый (член жюри, родитель, учитель) и один старшеклассник, которые будут оценивать ответы детей.

Каждая команда имеет маршрутный лист. Игру лучше проводить в конце весны или в начале осени. Можно проводить эту викторину и в летнем лагере отдыха для детей того же возраста.

Объекты для игры могут быть заменены в зависимости от условий игры и природных особенностей местности.

Объект 1

Около дерева прикреплена дощечка с надписью: «Терем-теремок, кто в тереме живет?».

В дереве — дупло, и слышен слабый писк. Вопрос: чей же это дом? (Ответ: гнездо большого пестрого дятла.) Примечания: 1) заранее выбирается пустое дупло;

писк птенцов записан на магнитофон;

объяснить детям, почему нельзя стоять долго у настоящего гнезда.

Объект 2

Береза, на ней записка с вопросом: «Какой чудак засунул сюда еловую шишку?».

(Шишка должна находиться высоко и так, чтобы ее было трудно вытащить.)

Соревнующиеся рассматривают шишку и видят, что чешуйки наполовину содраны, остался один стерженек.

(Ответ: это белка грызла шишку и оставила, спрятала остатки про запас.)

Объект 3

Молодая сосенка. На ветке — письмо: «Кто сумеет дать ответ, старше вас я или нет?».

Ответ: на макушке сосенки ежегодно образуется новая мутовка, только в первый год своей жизни сосна совсем не образует мутовок. Нужно сосчитать количество мутовок и добавить к их числу один год.

Объект 4

Заросли крапивы. Записка: «Я ответ у вас найду, вам подумать лишь придется: что имеем мы в виду, говоря «крапива жжется!»?

Ответ: стебли и листья крапивы содержат муравьиную кислоту. Верхняя часть волоска при малейшем прикосновении обламывается и ранит кожу, вызывая ощущение ожогов.

Объект 5

На траве записка: «Говорят, что это кукушкина слюна. Зачем было кукушке плевать на траву? Да так ли это?».

Ответ: это личинки насекомого — пенницы. Она выделяет пену, чтобы спрятаться в ней от врагов и защитить себя от высыхания.

Объект 6

Молодая поросль осинника. Плакат следующего содержания: «Отвечайте без запинки, кто посеял здесь осинки, если взрослой нет осины по округе и в помине?».

Ответ: семена осины очень мелкие (0,08 г) и снабжены белыми длинными волосками. Они легко переносятся ветром и, попадая в благоприятные условия, прорастаю.

Объект 7

Что это за ягода?

Рассыпает солнце стрелы, сосны зажигая, что за ягода созрела синяя такая?

На кусточки, под листочки кто-то бусы бросил. Все поляны в синих точках у зеленых сосен. (Ответ: голубика.)

Объект 8

На поляне, среди елей растение с белыми цветками, напоминающими ландыш.

Вопрос: «Почему «ландыши» зацвели летом? Почему они не имеют аромата?»

Ответ: это не ландыши, а грушанка. От ландыша отличается тем, что листья похожи на листья груш и собраны в розетку.

Примечание: объекты 7 и 8 лучше использовать для игры в летнем лагере отдыха в июле.

Объект 9

Кисличка. Записка: «Кто я? Попробуй мои листочки на вкус. Можешь положить их в салат, винегрет, даже в суп. Можешь приготовить прохладительный напиток. А на ночь я засыпаю вместе с птицами и зверями».

Ответ: это кисличка, тройчатые листочки, белые цветы. На ночь или перед дождем листочки складываются. Листики этого растения съедобны.

Объект 10

А это что притаилось в тени у елей? Новая записка: «Почему ко мне нельзя притронуться?»

Ответ: это аконит, возвышается над всеми лесными травами. Листья отливают металлическим блеском, темно-синие цветочки-башмачки уходят вверх соцветием, похожим на свечу. Это одно из самых ядовитых растений.

Примечание: аконит можно заменить другим произрастающим в этом месте ядовитым растением.

Объект 11

Лесная полянка. Заросли кипрея. Записка: «Почему меня называют растение-комбинат?».

Ответ: кипрей, или иван-чай. Молодые побеги можно отваривать и использовать в пищу сырыми. Из них делают муку, высушенные листья заваривают и получают крепкий напиток. В семенах содержится масло, цветки содержат нектар. Из стеблей вьют веревки.

Объект 12

Куст можжевельника. «Почему это растение называют виноградом хвойных лесов?»

Ответ: осенью созревают шишечки. Они напоминают черные с сизым налетом ягоды, содержат 42 % сахара, очень ароматны. Из них можно приготовить различные напитки.

Подведение итогов.

Во время движения по маршруту за каждый правильный ответ дается определенное количество баллов. Победители награждаются.






See also:
Яндекс.Метрика