урок


МБОУ СОШ № 1 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области Галкина Елена Александровна

Разработка урока «Природные зоны материка Австралии».

Цель урока: выявить особенности органического мира Австралии на примере изучения природных зон материка.

Задачи урока:

— выявить особенности своеобразия природных зон Австралии;

— познакомится со своеобразием органического мира материка;

— выяснить причины эндемичности органического мира;

— закрепить навыки работы с физико — геогафической, почвенной картой, природных зон;

— закрепить навыки работы с интерактивной картой Австралии;

— работать с тестами в программе «Notebook»;

— привлекать детей к поиску информации в Интернете;

— учить детей делать презентации и демонстрировать их на уроке:

— учить любить природу, восхищаться её красотой;

— развивать внимание.

Оборудование:

1. Коринская В.А., Душина И.В. География материков и океанов.7 класс. М.; Дрофа, 2004.

2. Яворовская И. Занимательная география. Ростов-на-Дону.; Феникс, 2007.

3. Атлас по курсу «География материков и океанов»;

4. Интерактивная доска;

5. Интерактивная карта «Австралия»;

6. Программа «Notebook»;

7. Мультимедиа презентации детей: «Органический мир переменно-влажных лесов Австралии», «Органический мир саванн, пустынь полупустынь Австралии», «Бумеранг»;

8. Диск. География. «Наш дом- Земля»;

9. Картины «Природные зоны Австралии»;

10. Интернет ресурсы поисковых систем (http://ru, wikipedia,org/wiki/, http ://www. yandex. ru, http:// www. rambler. ru), интернет ресурсы «Архив учебных программ Rus. Edu. ru».

11. Документ- камера;

12. Австралийские монетки 5, 10 центов;

13. Презентация «Австралия».

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

а). За компьютером на интерактивной доске ученик готовит практическое задание 5, 4 с диска «Наш дом-Земля».

б). Викторина:

— самая длинная река Австралии (показать на карте);

— что такое крики;

— самый большой приток самой длинной реки Австралии (показать на карте);

— «Мёртвое сердце Австралии»- что это такое?

— есть ли ледники в Австралии и почему;

— почему Австралию называют самым сухим материком?

3. Изучение нового материала.

— Ребята, попробуйте определить, прослушав стихи Ирины Яворовской, о чём мы сегодня будем говорить на уроке-

Синий-синий океан,

Кенгуру прыгучий,

Быстрый-быстрый бумеранг

И цветок пахучий.

Ярко светит в вышине

Золотое Солнце,

Бумеранг летит ко мне

(Он всегда вернётся).

Разжимаю свой кулак,

Руку подставляю:

Вот он, вот он — бумеранг!

Всё равно поймаю.

Страус весело бежит,

Тень короче стала.

А на ветках сладко спит

Маленький коала

— дети отвечают, что на уроке мы будем говорить о природных зонах Австралии.

— Открываем тетради и записываем тему урока: «Природные зоны Австралии».

— Чтобы запомнить и понять лучше основные моменты урока нм необходимо приготовить таблицу-конспект в следующей форме:

Природная зона

Географическое положение

Тип климата

Почвы

Растения

Животные

— Сейчас открываем карту в атласе стр. 17 «Природные зоны Австралии». Внимательно рассматриваем и определяем, в каких природных зонах располагается Австралия, записываем названия природных зон в таблицу (соответствующая колонка). Пока ребята рассматривают природные зоны Австралии, учитель ставит диск интерактивной карты «Физическая карта Австралии» и по мере готовности детей вызываю ученика к интерактивной доске нарисовать, примерно, границы природных зон материка. Проверяем.

— Вместе с детьми выясняем географическое положение природных зон, кратко записываем в таблицу.

— По карте атласа стр. 7. вспоминаем типы климата Австралии и записываем в таблицу.

— Исследуем карту атласа стр. 8 , записываем в таблицу почвы природных зон материка.

— А кто, ребята, населяет материк Австралия? Ученик демонстрирует мультимедиа презентацию об органическом мире переменно-влажных лесах Австралии, а дети внимательно смотрят и в соответствующие разделы таблицы «Растения» и «Животные» записывают растения и животных. Затем идёт показ мультимедиа презентации ученика об органическом мире саванн, пустынь и полупустынь Австралии. Дети делают записи в таблицу. После просмотра мультимедиа презентаций рассматриваем картины на доске по природным зонам и не названые виды растений и животных записываем в тетрадь.

— Вы видели, что на материке растёт необычное растение акация. Из одной её разновидности акации мульга местные жители изготавливают своё национальное оружие- бумеранг. Что это за оружие- ученик демонстрирует мультимедиа презентацию «Бумеранг».

— В саваннах, полупустынях Австралии встречаются заросли колючих кустарников — скрэбы. В них растут низкорослые акации, эвкалипты. Рассматриваем картину скрэба и записываем определение «скрэб» в тетрадь.

— Мы видим, что органический мир Австралии своеобразен. Почему многие растения и животные встречаются только на этом материке? – открываем стр. 153 учебника и ищем ответ.

— Уникальность органического мира материка подчёркивается в главном символе Австралийского Союза — гербе (презентация учителя), на монетах, стоимостью 5, 10, 20 центов, на которых изображены ехидна, лирохвост, утконос (рассматриваем монеты 5, 10 центов, используя документ камеру). Какие животные на них изображены?

— Сегодня на уроке мы познакомились со своеобразием природных зон материка Австралия. Сейчас ещё раз давайте обратим внимание на основные особенности органического мира материка.

4. Закрепление.

Решаем тесты и задания на интерактивной доске.

Задание №1. Рассказ — провокация.

Найти ошибки в рассказе: большая часть Австралии находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат. В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальмами, фикусами) произрастают своеобразные деревья баобабы с толстыми у основания стволами, резко суживающимися к верху. Самая большая речная система Австралии – Дарлинг с крупным притоком Муррей. Временные пересыхающие речки на данном материке называют вадями. Рельеф Австралии, как и Африки, сравнительно простой. В основании её лежит складчатость, На востоке материка находится Австралийская платформа. Животный мир своеобразен. Здесь обитают ехидна, утконос, которые выводят детёнышей из яиц. Часто встречаются бегемот, слон, другие крупные животные. Много сумчатых.

На интерактивной доске подчеркнуть ошибки, допущенные в рассказе.

Задание 2.

На интерактивной доске даны природные зоны и указаны растения и животные данных природных зон. Тест выполнен в режиме программы «Notebook», позволяющей передвигать ответы к соответствующим заданиям. Данная программа оборудована «шторкой», за которой я скрываю ответы.

Переменно-влажные лесаСаванны, редколесья

Кенгуру, акация, вомбат, лиана, крокодил, казуарин, дикая собака динго, страус эму, утконос, ехидна, эвкалипт, древовидный папоротник, коала.

За шоркой ответы:

Переменно-влажные леса: лиана, утконос, ехидна, эвкалипт, древовидный папоротник, коала, крокодил.

Саванны и редколесья: кенгуру, акация, вомбат, крокодил, казуарин, дикая собака динго, страус эму.

5. Домашнее задание:

-на контурной карте закрасить природные зоны Австралии;

-приготовить кроссворд: «Органический мир Австралии».

Источники информации.

1. Смирнова Т.А. Хрестоматия по географии материков и океанов. Москва, «Просвещение», 1987 год.

2. Смирнова Н.П. По материкам и странам. Москва, «Просвещение», 1981 год.

3. Яворовская И. занимательная география. Ростов-на Дону, 2007 год.

4. Диск. География. «Наш дом-Земля».

5. Программа «Notebook».

6. Архивы учебных программ. Rus. Edu. ru.

7. Интерактивная карта. «Австралия».

8. http: //ru.wikipedia.org/wiki/

9. http: //www. yandex. ru.

10. http: //www. rambler. ru.






See also:
Яндекс.Метрика