Урок живой мир Тема Люби и береги природу


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Калининской Калининского района Краснодарского края

Учитель начальных классов: Малютина Ирина Александровна

Урок живой мир.

Тема: «Люби и береги природу».

Цель:

Развивать экологическое сознание и экологическую культуру детей.

Задачи:

•усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;

•расширить представления детей о рациональном взаимодействии с

природой — допустимых и недопустимых действий на природе, природоохранной деятельности.

•воспитание эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное.

Оборудование:

•динамическая картина «Лес и река»;

•старичок — Лесовичок;

•экологические знаки;

•задания для конкурсов на карточках.

Ход мероприятия

1.Рапорт.

2.Работа по карточкам сигнальным (определение погоды)

3.Работа в тетрадях.

4.Домашнее задание. Назвать животных — хищников

Вступительная беседа.

Сообщение цели урока

Учитель.

— Сегодня непростой урок, а внеклассное занятие и у нас 2 команды:

Первая – колокольчики, вторая – солнышко.

Сегодня вас ждёт увлекательное путешествие по экологическим тропинкам. Ребята — что такое ЭКОЛОГИЯ?

Дети. (Экология — это забота о природе, о сохранении чистоты в ней).

Учитель. Правильно! Экология – это наука о доме, о природе. Ведь природа — это и есть наш большой общий дом, и мы все, сообща, должны поддерживать порядок.

Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы, а человеку — нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

И так в путь!!!!!!

1. Конкурс «Бывалые туристы«.

Поход, костер, палатка — разве это не прекрасно?! Но туристами быть непросто, много надо знать и уметь. А вот вы умеете укладывать рюкзак, собирать в поход только самые нужные вещи? Это мы сейчас и проверим.

(Дети должны отобрать только те предметы, которые необходимы в походе).

Компас, учебники, мыло, полотенце, кружка, чашка, телевизор, миска, ложка, будильник, коробка конфет, пакет для мусора, консервы, палатка, хлеб, утюг, спальный мешок, кошка, теннисные ракетки, зубная щетка, коньки.

2. Составление динамической картины «Лес и река«.

(Звучит аудиозапись «Звуки леса»).

Учитель.

Ребята, куда мы отправимся дальше, вы узнаете, если отгадаете загадку.

— Богатырь стоит, богат, угощает всех ребят:

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой.

(Лес)

Учитель. Да, мы отправимся в лес.

Однажды один художник решил нарисовать лес. Сразу же взялся за работу, и вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья. Наш художник остался, очень доволен. Он лег спать. Проснувшись утром, он увидел, что лес завял, все деревья засохли. А рядом с картиной, стоял какой — то старичок — Лесовичок. Он сказал: «Лес — это не только деревья».

Ребята, давайте оживим наш лес. Лесовичок нам поможет в этом.

Дети отгадывают загадки. (Отгадки — рисунки прикрепляют на картине).

Конкурс загадок:

Ну — а, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит и не пекарь, а печёт.

(Солнце).

Нет ног, а идут, глаз нет, а плачут.

(Тучки).

Землю пробуравил, корешок оставил.

Сам на свет явился, шапочкой накрылся.

(Гриб).

Нарядные сестренки весь день гостей встречают, мёдом угощают.

(Цветы).

В ярком платье модница – полетать охотница.

От цветка к цветку порхает, утомится — ожидает.

(Бабочка).

Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь, тут уж вволю нажужусь.

(Жук).

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая.

Птица говорливая, самая болтливая.

(Сорока).

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой – всё равно он будет мой!

(Дятел).

Учитель. Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

Дети: Лес — это дом для зверей и птиц. Лес — наш друг. Там, где лес всегда чистый воздух. Лес — даёт нам грибы, ягоды и орехи.

Учитель. Какой красивый, светлый уголок природы у нас получился. Очень хочется, чтобы именно таким чистым и прекрасным, чтобы люди могли восхищаться им, удивляясь щедрости природы.

Но наша природа в опасности: человек всё сильнее и сильнее ранит природу.

Об этих тревожных сигналах мы и поговорим сегодня.

3. Конкурс «Экологические знаки«.

Знаки и обсуждение их.

1.Не рвать цветы.

2.Не стрелять из рогатки.

3.Помогать птицам.

4.Не портить деревья.

5.Не уничтожать грибы, даже ядовитые.

6.Не шуметь в лесу.

7.Не вырубать деревья.

8.Не оставлять мусор.

Обсуждение знаков.

Давайте подумаем вместе: будет ли нашему лесу хуже, если, проходя по

тропинке, вы сломаете веточку или наступите на мухомор? Сделаете венок из цветов, которые растут на поляне?

Ответы детей.

Да, природе будет хуже! Ведь каждая зря сломанная веточка или гриб — это маленькая рана, нанесенная природе. Природе трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Учитель. Кто же виноват? Давайте вспомним правила в лесу:

1.Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй.

Только, чур, не забывай, что в лесу нельзя шуметь. Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

2. Ветки дуба не ломай, и почаще вспоминай: мусор с травки убирать!

Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать!

3.Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин — дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги.

«Мылюбители природы«.

1.Мы — любители природы! Чтоб её покой хранить, мы хотим от человека всю природу оградить.

2.Мы помочь животным рады, мы хотим удачи им. Всех напоим лимонадом, шоколада им дадим.

3.Без природы в мире людям, даже дня прожить нельзя. Так давайте к ней мы будем, относиться как друзья.

4.И при всём честном народе, добавляем мы потом: «Нужно помогать

природе, но со знаньем и с умом!»

4. ТЕСТ (устно)

Конкурс «Отгадай-ка».

Учитель. Надо угадать по подсказке различные понятия. Если не сможете отгадать с первой подсказки, то попробуйте следующую.

1.КОСТЁР

-служит защитой от животных;

-спасает от холода;

-его разводят туристы;

-на нём можно кипятить воду и варить еду.

2.ПАЛАТКА

-она необходима в походе для туристов, которые отправляются в лес на несколько дней;

— помогает спрятаться от зверей и насекомых;

— защищает от холода, ветра или дождя.

«Как люди речку обидели» н.а. Рыжовой

Рассказ

Жила-была голубая речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада», — говорила речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и убил её, потому что он не любил лягушек. И ещё он раздавил большого чёрного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своём доме.

Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

Вопросы для обсуждения:

Какой была речка до прихода Костиной семьи? Опишите её.

Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на её берегу?

Как папа, мама и Костя обидели речку и её жителей?

При обсуждении ответов на эти вопросы подчеркните, что и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что очень хотели этого. Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться. Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки можно выбрасывать мусор. Если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки останутся голубыми.

Подведение итогов занятия.

Используемая литература:

1. Буянова Н.Ю. Природа. Я познаю мир. — ООО «Издательство АСТ», 2005г.






See also:
Яндекс.Метрика