Урок защита проектов Великий гражданин нашего Отечества Михаил Васильевич Ломоносов


Мбоу «Гимназия №7»

г.Торжка Тверской области

Тема: Великий гражданин нашего Отечества

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

учитель начальных классов:

Иванова Е.Д.

2011

Урок защита проектов:

Великий гражданин нашего Отечества

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Цели и задачи:

Подвести итог сформированных представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова;

Обобщить знания;

Проверить сформированность умения делать выводы;

Воспитывать чувство гордости за Россию, дающую миру таких учёных, каким был М.В.Ломоносов;

Способствовать развитию познавательных интересов и желания учиться.

Оборудование: подготовленные проекты учеников, тест, проектор, компьютер учителя, индивидуальные словари устаревших слов (см.приложение).

Форма проведения: защита проектов.

Ход урока:

I.Орг.момент

Приветствие

Мотивация

II. Актуализация знаний и постановка проблемы

1. Беседа

— О каком великом человеке говорили на прошлом уроке?

— Какие преобразования в России произошли за время правления Петра I?

— Кем он был провозглашён?

2. Тест.Проверка. Оценивание.

III. Совместное открытие новых знаний.

— Мы уж начали урок –

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь многое понять

Об учёном всё узнать.

— Посмотреть на доску. По какому принципу зашифровано слово?

Л М Н С В

— О каком учёном будем говорить?

— Какие задачи поставим?

(учитель комментирует тему, цели, план и др.)

— В течение 2-х недель мы с вами вели исследовательскую работу о жизни и творчестве М.В. Ломоносова. И сегодня на уроке подводим итог. Каждая группа представит подготовленный материал.

Учитель:

Петр I дал сильный толчок развитию русого народа. Потребность в образовании стала ощущаться всё сильнее. Образованные учёны е стали выходить не только из богатых слоёв общества, но и из бедных. Ярким примером является появление М.В.Ломоносова, который будучи крестьянином, стал величайшим русским учёным, поэтом.

Читаю эпиграф на доске.

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отросли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страсти все души: историк, риторик, механик, химик, металлург, художник и стихотворец – он все испытал и все проник…»

А.С. Пушкин

IV. Жизнь и творчество М.В. Ломоносова.

1 группа.

А) Детство М.В.Ломоносова

Б) Годы учёбы

Открытия в области наук

2 группа

М.В. ломоносов основоположник русской поэзии. Он написал более 20 торжественных од (работа со словариком). В них он вкладывал пламенную любовь к науке и Отечеству.

А) Открытия в области литературы

Б) Выпустил учебник «Риторика»

В) Разработал правила грамматики русского языка

Г) Составил книгу «Российская грамматика»

Д) В 1751г. Вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе» М.В. Ломоносова (чтение стихотворения)

3.Учитель

М.В.Ломоносов был величайшим новатором в химии. Он требовал объединения химии, физики, математики для совместного изучения химических явлений. Химия и физика, по его мнению, составляют неразрывное целое. Он провёл свыше четырёх тысяч опытов, открыл смальту — цветное непрозрачное стекло, стал мастером мозаичного искусства.

2 группа — Открытие в области химии.

(презентация открытие в области химии)

4.Учитель

Ломоносов призывал к изучению и разработке земных недр. Он писал:

— «Пойдём ныне по своему Отечеству… Станем добираться отличных камней, мраморов и даже изумрудов, яхонтов и алмазов. Дорога будет не скучна, в которую хотя и не везде сокровища нас встречать станут, однако везде увидим минералы, в обществе потребные»

Как горный инженер и металлург Ломоносов содействовал поискам и разработке полезных ископаемых.

(Презентация разработка земных недр)

5.Учитель.

Ломоносов не щадил сил чтобы обеспечить развитие науки и культуры в России. Он стремился сделать науку – всеобщим достоянием, привлечь к ней ,как можно больше одарённых людей из самых глубин русского народа.

3 группа – презентация о МГУ

Открытие в области: астрономии, истории, географии.

Мы обобщили работу, у нас получился проект. Тем. Кто работал оценка «5»

V. Обобщение:

Учитель.

— Великий сын русского народа М.В. Ломоносов вошел в нашу эпоху как почетный гражданин Отечества.

— Что позволило М.В. Ломоносову так много величайших открытий?

Учитель.

Обращаясь к российскому народу, к вам, ребята, Ломоносов призывает показать способность к учебе и наукам, считал, что ставить свое Отечество надо знаниями.

Работа в группах

Подведение итогов:

Восстановите план рассказа о Ломоносове

1.Возвращение в Россию.

2.Учеба за границей.

3.Детские и юношеские годы.

4.Учёба в Славяно-греко-латинской академии.

5.Работа в Петербургской академии наук.

6.Учёба в Петербургской академии.

3.Детские и юношеские годы.

4.Учёба в Славяно-греко-латинской академии.

6.Учёба в Петербургской академии.

2.Учеба за границей.

1.Возвращение в Россию.

5.Работа в Петербургской академии наук.

Проверка

Этот план вам поможет приготовить домашнее

Домашнее задание: пересказ по плану, тетрадь к.1, учебник

Приложение

ТЕСТ

1.В какой стране Петр I учился плотницкому делу:

Голландии

Швеции

Франции

2.Как называлось судно, на котором царь учился навигации:

Ладья

Фрегат

Бот

3.В какое море Россия получила выход после победы над шведами:

Черное

Балтийское

Баренцево

4.Первая русская газета называлась:

«Новости»

«Ведомости»

«Россия»

5.В каком городе был открыт первый русский музей:

Москве

Петрозаводске

Санкт-Петербурге

Словарь

Одажанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.

Смальта —  цветное, непрозрачное стекло, применяемое для изготовления мозаик

Мозаикаизображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; отрасль живописи, используемая преимущественно для украшения зданий.

Восстановите план рассказа о Ломоносове

Возвращение в Россию.

Учеба за границей.

Детские и юношеские годы.

Учёба в Славяно-греко-латинской академии.

В Петербургской академии наук.

Учёба в Петербургской академии.






See also:
Яндекс.Метрика