Урок Водоёмы нашего края


Автор составитель: учитель начальных классов

Медянова Анна Алексеевна

Место работы: МОУ « СОШ с. Николаевка»,

Наримановского района, Астраханской Области

Предмет: окружающющий мир, 4 класс.

Тема урока: Водоемы нашего края.

Цели урока:

Сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной.

Задачи урока:

Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Формировать в сознании ученика ценностный образ окружающего мира родного края.

Формирование экологического опыта.

Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование:

Глобус, карта Астраханской области, схема реки, слайды с видами горы Большое Богдо, озера Баскунчак, реки Волга, Каспийского моря , схемы, таблицы, интерактивная доска.

Ход урока

1.Организационный момент

Сообщение темы и целей урока.

Слайд 1. Кроссворд.

— Сегодня мы отправимся туда, Где пресная плещется вода. Чтоб тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать!

22

44

66

77

33

11

55

Вопросы к кроссворду:

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.

2.Место, где река берет свое начало. 3. Нижняя часть горы, холма.4. Есть у оврага, холма, горы. 5. Самое теплое море России. 6. Формаповерхности. 7. Вся территория земной поверхности разделена наприродные…

(Ответы: 1. Овраг. 2. Исток. 3. Подошва. 4. Склон. 5. Черное море. 6. Холм. 7. Зоны.

Ключевое слово: ВОДОЕМЫ.)

На доске и в тетрадях тема урока: «Водоемы нашего края».

II. Проверка знаний и умений

— Тему урока мы узнали сейчас,

Но сначала о поверхности нашего края рассказ.

Проводится конкурс рисунков, детские рисунки закреплены на доске. Краткие комментарии авторов работ.

Какой рисунок вам понравился больше всех? Почему?

Расскажите, как образуются овраги и о способах борьбы с ними. (Ответы детей.)

Что вы узнали о пещерах и горе нашего края? (Ответы детей.)

Слайд2 гора Большое Богдо.

Комментарии и ответы учащихся:

1 ученик

К югу от озера Баскунчак можно увидеть гору Большое Богдо— единственная настоящая гора в Прикаспийской низменности. Подножие Богдо лежит на два десятка метров ниже уровня моря, а вершина — примерно на 150 выше. С каждым годом гора Большое Богдо становится выше. Дело в том, что внутри горы находится соляной купол, который за год увеличивается примерно на 1 мм. Высота  Большого Богдо над уровнем моря составляет 149,6 м, а над окружающей местностью и того больше.

2 ученик

Гора Богдо имеет развитые наземные и подземные формы карстового рельефа — балки, воронки, пещеры, гроты и т. п. На сегодняшний день окрестности горы Большое Богдо и озера Баскунчак насчитывают более 30 пещер, самая крупная из которых – Баскунчакская – достигает 1,5 км.

3 ученик

Гора Большое Богдо донесла до нас остатки мезозойской эры. В обрывах горы находится морской триас с окаменелыми останками животных, живших 200-250 млн. лет назад – это делает Большое Богдо настоящим геологическим раем. Кроме того, гора Большое Богдо – это единственное место в Европе, где триасовые осадочные породы, богатые скелетными останками, выходят на поверхность.

4 уч. Большое Богдо входят в состав уникального природного комплекса. В 1997 Богдинско-Баскунчакский природный комплекс был объявлен заповедником (Богдинско-Баскунчакский заповедник), где на площади 53,7 тыс.га установлен специальный природоохранный режим.

Графический диктант

Если вы согласны с высказыванием, пишите знак +, если не согласны, то ставьте знак -.

Формы земной поверхности — это равнины и горы.

Возвышенность, высота которой более 1000 метров, — холм.

Терриконы — это горы, созданные природой.

Старый заброшенный карьер — это рана на поверхности Земли.

Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно.

Овраги и балки украшают поверхность родного края.(Ответ: + — + + —)

III. Изучение нового материала.

Слайд 3. Загадка.

Разгадайте, ребятки, такую загадку:

Я и тучка, и туман, я — река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.

(Вода.)

Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)

Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)

Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.)

Какая вода в водоемах нашего края?

Где вода соленая? (В морях и океанах.)

Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.)

Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные). Запишем в тетрадях такую таблицу:

водоёмы

естественные

искусственные

река

канал

озеро

водохранилище

море

пруд

океан

ручей

А сейчас поработаем с картой нашего края. Какие водоемы расположены на территории нашего края?

Назовите естественные водоемы. (ответы учащихся)

Перечислите искусственные водоемы нашего края. Ответы детей дополняются рассказом учителя.

На берегу какой реки расположен наш город?

Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.)

А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? (Устье.)

Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)

А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева левый берег и левые притоки?)

А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на стр. 154 вашего учебника.

Слайд 4. «Схема реки».

Работа ведется в парах с использованием карты местности. После подготовки заслушиваются ответы. Ответы обобщаются и дополняются учителем и учениками.

IV.Физкультминутка

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед

Мы на пляже,

Солнце жжет.

Побежим скорее в реку,

Окунемся, поплывем.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

Исследовательская работа на уроке.

Группа экологов класса заранее подготовила сообщения о водоёмах нашего края

Слайд 5. Река Волга.

Длина реки Волга составляет в настоящее время свыше 3.5 тыс. км. Трудно переоценить историческое значение этой реки для русского человека. Состояние реки не может не вызывать у большинства россиян искренний и живой интерес. Экологическое состояние Волги прямо или косвенно сказывается на огромном количестве населения, проживающего в ее бассейне. Площадь водосбора реки составляет примерно 8 процентов территории России.

Рассматривая экологические проблемы реки необходимо заметить, что в настоящее время река несет колоссальную экологическую нагрузку. На прилегающей площади реки и ее основных притоков находится огромное количество промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Удельный вес этих предприятий в экономике страны составляет для промышленных предприятий 45%, сельскохозяйственных 50%. Значительное негативное влияние на состояние реки оказывают города, расположенные в ее бассейне. По статистике из ста самых грязных городов России шестьдесят пять, расположены на берегах реки и ее притоках. Общий объем, загрязненных стоков, которые тем или иным образом попадают в реку, составляет около 38% от общего объема таких стоков по стране.

Слайд 6. Озеро Баскунчак.

1 ученик. Баскунчак — уникальное творение природы, своеобразное углубление на вершине огромной соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров в глубину земли и прикрытой толщей осадочных пород. Это самое большое и самое солёное из всех известных соляных озёр мира. Площадь озера Баскунчак около 115 кв.км, находится оно в Астраханской области в 53 км к востоку от Волги. Рядом с озером Баскунчак расположены п. Верхний Баскунчак и Нижний Баскунчак.

2 ученик. Мощность поверхностной залежи соли на озере Баскунчак достигает 10-18 м. В результате добычи соли образовались выломы глубиной до 8 метров. Глубина залегания соли на озере Баскунчак достигает 6 км. Весной и осенью уровень рапы в озере максимальный — до 1 метра. В рапе обитают только бактерии, которые выносят соль. Сегодня чрезвычайно чистая соль озера Баскунчак составляет до 80 % от общей добычи соли в России, здесь добывают от 1,5 до 5 миллионов тонн соли в год. Для вывоза соли была построена Баскунчакская железная дорога.

3 ученик. Соленое озеро Баскунчак входит в состав уникального природного комплекса. В 1997 Богдинско-Баскунчакский природный комплекс был объявлен заповедником (Богдинско-Баскунчакский заповедник), где на площади 53,7 тыс.га установлен специальный природоохранный режим.

Слайд 7. Каспийское море.

1 ученик. Каспийское море самое большое озеро на Земле, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за его размеров. Каспийское море представляет собой бессточное озеро, и вода в нём солёная, от 0,05 % близ устья Волги до от 11—13 % на юго-востоке. Уровень воды подвержен колебаниям, в настоящее время — примерно 28 м ниже уровня Мирового океана.

Площадь Каспийского моря в настоящее время — примерно 371 000 км.кв, максимальная глубина — 1025 м.

2 ученик. Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу и экспорт.

О какой роли водоема была наша физкультминутка?

Что мы делали? (Мы отдыхали, значит водоем — это место отдыха людей.)

А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи.

Вывод:

Водоемы то дом для растений и животных. Из водоемов берут воду

для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики.)

-Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?

Прочитайте об этом в учебнике на стр. 155 -156, как взрослые и дети должны охранять водоемы?

Вывод:

Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода – это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

VI.Закрепление изученного

Составление памятки «Правила поведения у водоема». Работа проводится в парах.

После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляется общая памятка.

Слайд 8. Памятка.

Не бросай мусор в воду.

Не оставляй мусор на берегу.

Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

Что еще загрязняет водоемы, с чем надо бороться? (В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.)

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь для вас игра «Слова».

Слайд 9. Игра.

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу, и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слова!

Дети называют водоемы и их обитателей. Побеждает тот, чье слово оказалось последним.

Задание «Подумай!» на стр. 156.

Какое значение в природе имеют водоемы? (Хранилище водыдля быта, производства, дома, приготовления пищи; местодля отдыха; перевозка грузов.)

VII.Подведение итогов урока

Выставление оценок.

VIII. Рефлексия.

На столе у вас смайлики. Выберете. Какое у вас настроение после урока.

Всем спасибо за урок.






See also:
Яндекс.Метрика