урок Водные ресурсы_6794


Тема «Водные ресурсы на Земле».

Цель: формировать научное мировоззрение на уникальность планеты Земля, взаимодействии всех компонентов природы, как единого целого. Расширить кругозор учащихся по проблеме неравномерного распределения, использования и охраны водных ресурсов.

Урок – виртуальное путешествие.

Ход урока

-Ребята, сегодня на уроке, мы совершим виртуальное путешествие.

-А, зачем, спросите вы?.

— Ответить на этот вопрос вы сможете, если разгадаете загадку. «Если на карту земли посмотреть, земли на Земле всего одна треть, но странный вопрос возникает тогда, планета должна называться …. Вода?

-Правильно, наше путешествие посвящается изучению воды на Земле!

-и так у каждого уважающего свой труд путешественника есть путевой дневник и вы, в ходе путешествия также должны вести дневник наблюдения, куда вы будете заносить свои открытия. Данная работа поможет вам в подготовке вашего проекта и даст вам возможность попробовать себя в общешкольной игре – «Самый умный».

-Наша планета видна в космическом пространстве, как планета синего цвета. Вода, является ресурсом планеты. Водные ресурсы на Земле относятся к исчерпаемым и возобновимым природным ресурсам.

-Предлагаю вашему вниманию первый фрагмент (Пресная вода) – фрагмент круговорота воды.

— Как мы видим, вода находится в постоянном движении, т.е. -…в круговороте.

— В результате круговорота воды на земле появилась пресная вода, которая сосредоточена на суше и в полярных областях Земли.

(Опыт – испарение пресной воды из раствора соли.)

Работа с презентацией — Слайд 3. «процентное отношение воды на Земле»,и дневником наблюдения – Заполнить таблицу №1.

Мировой океан — — зарождение жизни на Земле и кладовая жизненного разнообразия. (фрагмент – мелководные моря).

Река Амазонка самая полноводная река на планете.(фрагмент Амазонка).

Озеро Байкал – хранилище пресной воды на планете (фрагмент в Зазеркалье Байкала).

Айсберги в Антарктиде – слайд 3.

В дневнике наблюдений заполните таблицу №2 «Семь лидирующих стран мира по объёму стока», пользуясь картами атласа.

— Общий объём возможных для использования пресных вод (поверхностных и подземных) – согласно данным ООН на 2009 год – 54 тысячи кубических километра. В дневнике найдите данные о количестве воды на Земле и сравните эти цифры, что они обозначают? Запишите свой вывод в табл. №3.

Работа с презентацией – Слайд 4. «Схема водопотребление в Российской Федерации».

— в дневниках наблюдений заполните таблицу №4. «Нормы расхода воды в промышленности РФ, на 1 тонну готовой продукции», в графе примеры приведите города РФ, где есть данные производства – работа с экономической картой России.

— Водные ресурсы расположены на нашей планете неравномерно, как вы думаете, почему?

Человек использует водные ресурсы не только в качестве сырья, т.е. воды, но и использует биологические ресурсы, т.е. животные и растения для употребления в пищу и продажу с целью заработка. Представляю вашему вниманию ещё несколько фрагментов (фильм – добыча рыбы, икры).

— Следующая запись в вашем дневнике наблюдения – список рыб, морепродуктов, которые человек добывает в водах мирового океана.

— Человек использует энергию текучей воды, это считается неисчерпаемым ресурсом, строя на реках плотины электростанций. Самая крупная гидроэлектростанция в Мире – Итайпу в Бразилии (Фрагмент строительство Итайпу).

— А в нашей стране есть электростанции?

— в Д.Н.заполните табл. №5 по экономической карте России «Гидроэлектростанции в РФ.

— Почему Мировой океан называют «Кладовой»? Человек использует воду, чтобы добыть из неё полезные ископаемые. Например со дна морей добывают нефть (Фрагмент), из морской воды добывают соль и металлы.

— в странах, где нет пресной воды, воду получают прямо из морской воды, опресняя её на заводах – Слайд 5. Страны Аравийского полуострова испытывают недостаток водных ресурсов. Но арабскому шейху хватит воды, чтобы утолить жажду в жаркий летний день. За эту чистую воду он расплачивается нефтедолларами, свободно конвертируемыми в самую необходимую для жизнедеятельности человека жидкость.

— Наиболее сложная ситуация с обеспечением водой сложилась в бедных экономически не развитых странах: Эфиопии, Судане, Эритрее, Буркина-Фасо, Пакистане. Индии, Узбекистане, Алжире, Марокко, Гаити.

— Если найдётся то пример фильма — недостаток воды и в России. Если нет то примеры из жизни.

— Наше путешествие подошло к финалу. Сегодня мы побывали в разных уголках нашей планеты, в поисках примеров использования водных ресурсов на нашей планете.

— А сейчас составьте ключевую фразу о нашем путешествии. Для этого надо ответить на вопросы, а слова, которые остались не использованные при этом и будут основой этой ключевой фразы.

_ В качестве некоторого итога нашей работы каждый зачитайте свою «Ключевую фразу», задумайтесь над тем что у нас получилось. Сегодня на уроке мы затронули лишь малую долю того, что имеет место на планете, окружающий мир очень хрупкий, главное не нарушить гармонию, берегите всё, что нас окружает.






See also:
Яндекс.Метрика