урок во 2 классе Окружающий мир


Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

2 класс.

Тема: « Родина – что это значит?»

УМК «Начальная школа 21 века»

Андросова Галина Витальевна, учитель начальных классов МБОУ «Новогеоргиевская СОШ»

 

Заречное, 2012

 

Предмет: окружающий мир.

Класс: 2 (8-9 лет).

Тема урока: « Родина – что это значит?».

Форма проведения: урок закрепления пройденного

Цель: создать условия для самостоятельного расширения знаний о нашей Родине.

Задачи: создать условия для формирования понятия малая родина, Родина, национальность; продолжить развивать умение самостоятельно извлекать информацию из источников, выделять главное в тексте; воспитывать уважительное отношение  культуре и традициям народов разных национальностей.

Планируемые результаты:

Предметные: знать название родной страны, её столицы, региона, своего села.

Метапредметные: осознанно строить сообщения в устной форме, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию.

Технические средства: проектор, экран.

Дидактические материалы: учебник, географическая карта, контурные карты

Ход урока.

Организационный момент (2 минуты)

 Сегодня урок необычный у нас

Готов к нему, вижу, каждый из вас.

Улыбка, уверенность! Что ж

«Так держать!»

За парты садитесь,

Пора начинать!

Мир велик и многогранен,

Как же много скрыто тайн…

Так давайте же скорее

Приоткроем эти двери.

 

2.Актуализация знаний (4-5 минут).

 

Учитель: Итак, мы начинаем открывать двери знаний. А зачем нам нужны знания? (ученики: чтобы быть грамотными, умными; знания пригодятся в жизни).

Тогда давайте откроем вот эту чудесную дверь —  нас ожидает задание. Готовы выполнить? (да.)

Задание: в парах разгадать филворд, дать определения полученным словам (работа со словарем в учебнике).

Филворд — разновидность кроссворда. Слова в филворде читаются в разные стороны, сверху вниз и снизу вверх, могут произвольно «ломаться», но никогда не идут «по диагонали» и не пересекаются.

 

Р

Е

П

И

Е

И

Л

О

Н

Д

К

В

К

Е

Я

Я

И

О

Л

Ь

Ф

А

М

Й

М

Б

О

И

Л

Е

Щ

Е

Я

И

С

Ъ

С

Т

В

О

Ответы учеников: реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом; фамилия передается от родителям детям; общество – люди, объединенные совместной жизнью и деятельностью; семья – группа родственников; поколение – родственники близкого возраста.

Учитель: Ребята, а стоило ли открывать дверь, зачем мы выполняли это задание? (Стоило выполнить задание, чтобы повторить слова, которые нам встретились в прошлой теме).

 

3.Презентация нового материала (20 мин)

 

— Соберите выделенные буквы и составьте слово. (Родина) О чем мы с вами будем говорить на уроке, какая тема урока? (тема урока «Родина»).

— Откроем вторую дверь, а за ней спрятался сад. Только вот у одного дерева нет веток и листочков. Но в наших силах это исправить. Если вы придумаете как можно больше слов (ассоциаций), которые возникают у вас при слове «Родина», то наше дерево расцветет (работа в группах 3-4 человека). На доске заполняется дерево предсказаний:

Р

о

д

и

н

а

 

— Ребята, все ли веточки мы заполнили, много мы знаем о нашей Родине? (нет, мало).

— Тогда какая стоит перед нами задача на сегодняшний урок? (Узнать как можно больше о нашей Родине). В конце урока мы вернемся к нашему дереву и посмотрим, сможем ли мы его дополнить. Готовы открыть следующую дверь? (да). Но прежде, чем приступим к новым открытиям, давайте отдохнем.

Физминутка для глаз

— Почему на ветке появились слова «Астрахань», «Заречное»? (Потому что это наша Родина).

А как тогда называют Астрахань? Хотите узнать? ( Приоткроем дверь к еще одной тайне.

— Как же теперь можно назвать с.Заречное? (Малая родина). У всех малая родина город Астрахань или с. Заречное? (нет). Какие слова правильно «разместились» на ветках? (Россия – наша Родина, страна, в которой мы живем).

— Посмотрите на карту России, что вы можете рассказать о своей Родине? (ответы детей).

— Гораздо больше вы можете узнать сами, помощник – учебник (с.101). 

4.Чтение текста учебника “О чем рассказал папа”. Рассматривание иллюстрации.

– Посмотрите на рисунок в учебнике. Прочитайте название текста. Как вы думаете, о чем говорится в рассказе? (Предположения детей.)– Давайте узнаем, о чем говорится в тексте.

Чтение текста с. 100-101

5. Работа с текстом.

– В какой стране папа был в командировке? 

Чтение диалога детей с отцом.- Какой очень важный вывод сделали вы для себя?

(Другая страна остаётся для человека, который любит свою Родину, чужбиной.

– Что же значит слово “чужбина”?– А вы скучаете, если надолго уезжаете из дома?

Учитель:

Чувство привязанности к родному дому, родным местам и Отчизне свойственно любому культурному и порядочному человеку.

– Как еще называют Родину? (Выслушиваются ответы учеников.)

Родина, Отечество, родная сторона, Отчизна – все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают место, где человек родился, где он живет, работает и учится, где живут его родные, близкие, друзья.

Физминутка

6.Игра в группах «Собери пословицу”.

Сейчас все отдохнули

И новая забота,

Нужно сделать на «отлично»

Парную работу.

– Давайте вспомним пословицы о Родине.

Где родился, которая своё гнездо бросает.

Плоха та птица, чужая -мачеха.

Родина – мать, и зайцу дорог.

Родная сторона – мать там и пригодился.

Родной куст умей за неё постоять.

– Как называется наша страна?– Правильно, мы с вами живем в России (Российской Федерации). Это наша Родина. Мы –россияне.

. Рассказ учителя.

– Посмотрите на карту. Россия– самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Более 140 народов живут на территории Россию

Границы проходят по суше и по воде. Никакая даже самая сильная птица не смогла бы быстро преодолеть такие расстояния. Только вдоль сухопутной границы ей пришлось бы лететь не меньше двух месяцев. А вдоль морских – в два раза дольше. Ей повстречались бы 16 разных стран – столько соседей у России.

Россия богатая страна. В ее кладовых – несметные сокровища леса, города, села, звери, птицы, полезные ископаемые и многое другое.

Но страна – это не только лес, поле, горда, села. Это – государство. Каждое государство имеет свои символы – знаки, по которым узнают страну.

Какие государственные символы России вы знаете? (Герб, гимн, флаг)

-Для чего мы должны знать символы своей страны?

. Выступления учащихся.

Гимн Российского государства.

.Есть главная песня у нашей страны.

Услышав её, мы вставать все должны.

И восхваляктся наша держава

Единству народа поётся в ней слава,

На свете много песен разных,

 Но эта нам важней всего,

Она, как символ государства,

Известна всем до одного. (ГИМН)

Государственный флаг.

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг —

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный … (ФЛАГ!)

— Какие цвета присутствуют на флаге России?

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (БЕЛОМ)

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (СИНИЙ)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко.. (КРАСНЫМ)

— Как располагаются цвета на флаге?

— Раскрасьте флаг России нужными цветами.

(работа в тетради с.50)

— Почему на флаге именно эти цвета?

Герб России

Он дополняет гимн и флаг,

 Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)

– Герб России – двуглавый орел. Это очень древний герб. Он появился более 500 лет назад. Внутри российского герба – герб Москвы: не красном фоне– Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб – эмблема государства; он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках.

– Как человек может передать свои чувства к Родине?

(Прежде всего своим трудом.)

– Как передают свою любовь поэт, художник, композитор?

– Какие песни, стихи о Родине вы знаете?

7.Работа с репродукцией в учебнике И. И. Левитана “ Вечерний звон”.

-Поэт передаёт свою любовь к Родине словами, композитор – мелодией, а художник красками. Представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Это наш край. Нам хорошо и привольно здесь…– Что вы чувствуете, глядя на картину?– Почему Левитан дал своей работе такой название?- Можно ли говорить, что космонавт, шахтер, учитель, артист, хлебороб тоже любят свою Отчизну– Как школьники могут выражать свою любовь к родному краю?

Учитель:

Даже самый малый вклад каждого человека может принести большие результаты. Родина будет богатой и ее народ счастливым.

8. Работа с учебником.

– Прочитайте текст песни И. Шаферана.

«Красно солнышко».

– Можно ли сказать, что автор любит свою Родину?– Найдите слова, подтверждающие это.

Какие образные средства использует поэт?

Дети: Он описывает Родину как родного, близкого человека ( «И Россия как Алёнушка, предстаёт во всей красе»; «У неё коса пшеничная, родниковые глаза»)– Какие красоты России особенно волнуют поэта? («синих рек рукава», «поляны земляничные», «светла от берёз Россия»)

Прослушивание песни И. Шаферана «Красно солнышко»

9.Работа в группах.

– У вас на партах контурная карта. Обведите границы Российской Федерации.

Домашнее задание по выбору: 1. Найти сказки народов России и проиллюстрировать их. 2.Подготовить сообщение о каком-нибудь национальном обычае, подобрать стихотворение, песню, элемент одежды.3.Оформить страницу (песню, иллюстрацию) «Красно солнышко».

 

10.Итог урока

 

— Какая перед нами стояла задача в начале урока? (расширить свои знания о родине).

— Справились ли с поставленной задачей? Дополните ряд слов, которые связаны с темой урока (россияне, многонациональная, национальности, быт, леса, горы, моря, нефть, газ, уголь, природные материалы).

На этом уроке я повторил (а)…

На этом уроке я узнал(а)…

 

11.Рефлексия.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика