Урок внеклассного чтения Отважные ребята из произведения АП Гайдара Тимур и его коман


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Приобская начальная общеобразовательная школа»

Тема: Урок внеклассного чтения. Отважные ребята из произведения А.П. Гайдара « Тимур и его команда».Цель: Показать нравственный смысл поступков героев Гайдара, совершенствовать навыки пересказа и анализа текста, обобщить впечатления от произведения Гайдара, развивать творческие способности учащихся.

Ход урока.

1.Организационный момент:

Ребята, сегодня я хочу поздравить вас с праздником. Ведь встреча с книгой, из которой мы узнаем что-то новое, интересное – это всегда праздник.

2.Актуализация знаний.

Начнем урок с эпиграфа: Ты всегда помнил о людях, и они отплатят тебе тем же. А.Гайдар.

— Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?

Давайте поиграем.

— Встаньте те, у кого сегодня есть книги А.Гайдара?

— У кого хорошее настроение?

— Кто в рубашке?

— У кого светлые волосы?

— У кого есть младшая сестра?

— Старший брат?

— Кто съел весь завтрак в столовой?

— Кто занимается спортом?

— Музыкой?

Ни для кого не секрет, что все люди разные. Каждый человек — это целый мир, познавать который — одна из целей жизни. Но в то же время всех людей можно объединить по различным признакам. Например, мужчины и женщины, взрослые и дети, грамотные и неграмотные, образованные и необразованные, предпочитающие спорт компьютеру и наоборот.

Итак, мы видим, что всегда можно найти общее между разными, казалось бы, людьми. Если вы заметили, одно из оснований для объединения людей — это возраст: взрослые — дети. К какой группе вы отнесете себя?

— Получается, что вы уже не дети, но еще и не взрослые. Вашему возрасту есть отдельное определение, объединяющее людей примерно от 10 до 15 лет — отрочество. — Ваш возраст еще называют переходным. Это действительно переход из детства к взрослой жизни, и у каждого он очень труден, как любое изменение, любое новое состояние.3.Проблемные вопросы и комментарии учителя— Как вы считаете, имеет ли значение время, в которое живет человек?- Отличаются ли дети, жившие 50-60 лет назад от сегодняшних? Есть ли между ними общее?- Что же изменилось? Стали люди умнее, добрее, сильнее, образованнее, красивее? — Литература позволяет нам не только совершать подобные путешествия в пространстве и во времени, но и перевоплощаться в героев книг, ставить себя на их место, примерять на себя их жизнь. — Понятно, что героем литературного произведения может стать человек любого возраста. Нас интересует сейчас герой — ваш ровесник. Подростковый возраст — пожалуй, самый ответственный в жизни человека: он во многом определяет, как и зачем будет жить человек дальше, каким он будет взрослым. — Сегодня мы будем говорить с вами о писателе, который в памяти читателей всегда остается молодым, потому что его герои, юные, отважные мальчишки и девчонки со своими жизненными проблемами, убеждениями, верой, искренностью. Мы будем говорить о произведении Аркадия Петровича Гайдара. — У нас замечательная возможность услышать голос писателя. Прослушивание обращения.

— А какие произведения А.Гайдара вы читали?- Я вам предлагаю более подробно остановиться на произведении «Тимур и его команда». — Можете ли вы найти сходство вашей жизни и жизни героев?

— Повесть «Тимур и его команда»- уникальная книга, в мировой литературе трудно найти произведение, которое бы дало начало массовому детскому движению, каким стали тимуровские команды. Литературный герой шагнул в жизнь. Миллионы мальчишек стали подражать Тимуру, миллионы девочек – Жене. С сентября 1940 года повесть начала печататься в газете «Пионерская правда» и сразу же приобрела огромную популярность, а главный герой повести Тимур стал образцом для подражания многих мальчишек и девчонок.

На полях своих рукописей, писем к друзьям и дневников Гайдар рисовал пятиконечную звездочку. Она была как сигнал: Я в строю! Мои книги в строю! Она была словно маяк, как присяга: с винтовкой ли, с пером ли, я – твой боец, Родина. Свет звездочки освещал всю жизнь Гайдара и его героев. Он горит, не потухая на страницах его книг и светит нам, читателям, и зовет вперед, Пусть светит всегда! 

Анализ – характеристика главных героев.

Работа в группах:

Найди героя:

В сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны четырнадцать действующих лиц повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда». Кто из вас найдёт больше персонажей?

м

а

т

и

р

у

м

и

т

к

о

ж

е

н

я

у

а

л

в

с

л

а

л

е

ш

к

а

а

и

к

о

з

а

ч

й

д

к

м

к

н

ч

у

и

е

ы

и

а

ц

ю

р

н

д

г

г

н

к

а

р

у

г

и

ф

и

ш

о

е

к

г

я

р

ц

н

э

в

с

а

о

л

ь

г

а

Ответы: Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, Квакин, Ладыгин, Рита, коза, молочница, Гейка, Алёшка, Коля, Фигура, Симаков.

— Как вы думаете, кто главный герой произведения? Почему?— Почему Тимур решил помогать семьям военных, как вы думаете?- Ребята с радостью выполняли поручения? Почему? Приведите примеры из текста.- Чем отличается Тимур от всех остальных?

К тому же Тимур не по- детски серьезен.

уважение к военным, к пожилым людям, маленьким детям и даже к врагам и сострадание – вот что делает человека личностью.)  — Как вы думаете, легко ли быть участником добрых дел друзей Тимура? Члены команды — такие же дети, как и они, для которых помощь нуждающимся – важный элемент жизни, это их служение Родине. А дела Тимура и его команды благородны и достойны подражания) — Как сами герои относятся к своим заданиям? Приведите примеры из текста.- А вы бы согласились быть членами команды Тимура? Почему?

Рассмотрим иллюстрации к рассказу в ваших книгах.— Какие иллюстрации вам нравятся и почему?- Совпадают ли ваши представления о героях с изображенным на рисунках? — Выберите эпизод, который вас заинтересовал больше всего.Чтение и пересказ.Давайте посмотрим эпизод из фильма «Тимур и его команда».7. Заключительное слово.Сегодня на уроке мы говорили о подростках, как о вас, так и о литературных героях и выяснили, что в какое время человек ни жил бы, проблемы, чаянья, тревоги будут схожи. С той лишь разницей, как человек (подросток) реагирует на происходящее. Гайдар в своих произведениях учит нас быть бесстрашными, сильными и благородными, способными ответить за свои поступки, а главное – любить свою Родину. 

Итог урока.

 Ребята, чем вам понравилась повесть Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда»?

 Какие слова сказала Оля Тимуру в конце повести?

 «Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».

Герой книги Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со сверстниками окружал большой заботой тех кого должны были оставить отцы и братья ушедшие в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, обаятельный мальчуган. Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только познакомились с повестью «Тимур и его команда». Мне очень хочется ребята, чтобы вы росли такими же добрыми и отзывчивыми как Тимур и его друзья.

Вскоре после выхода повести «Тимур и его команда» появилось новое слово тимуровцы. Оно осталось в языке нашего народа и хранится как пример чудесного выражения любви к Родине и деятельной заботе о ней молодых патриотов.

Домашнее задание (по выбору учащегося) Вспомните произведения, в которых героями являются подростки. Составьте небольшую викторину по этим произведениям.

Или

Напишите сочинение-эссе на тему: «Чему учат нас произведения А.П.Гайдара».






See also:
Яндекс.Метрика