урок внеклассного чтения Осень в произведениях художников и поэтов во 2 классе


Урок внеклассного чтения во 2 классе

Тема: осень в произведениях художников и поэтов

Цели: Сформировать у учащихся интерес к детским книгам как к источнику знаний. Учить ориентироваться в книге и среди книг, предугадывать примерное содержание любой детской книги ещё до чтения через метод чтения –рассматривания. Умение определять собственное отношение к прочитанному. Развивать мышление, анализ, умение делать выводы.

Оборудование: слайды, детская книжная выставка, экран, компьютер.

Ход урока

I.Мотивационный этап.

Приветствие.

Книга – верный друг детей,

С ней живётся веселей.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

— Определение темы и задач урока.

Загадка. Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

( Осень.)

— Какие осенние месяцы знаете?

— Что такое осень? Какие явления могут происходить осенью?

Обобщение. Художники, писатели, поэты по- разному изображают времена года: кто – красками, кто литературным словом. Послушайте, как поэты описывают осень в своих стихах.

2.Чтение стихотворения с заданием. — Что такое осень?

Осень – это тучи,

Лужи и дожди.

Слякоть, непогода.

Ждёт зимы природа

И тепла от солнышка

Ты уже не жди.

Осень – это листьев

Чудо – разноцветье,

Нити паутинок,

Хризантем цветенье.

Осень – это птицы

К югу полетели,

Это листопада

Плавное круженье.

Осень с урожаем

Овощей и фруктов,

С тёплою одеждой,

С крышей из зонтов,

С вянущей травою,

Спячкою медведя,

С множеством запасов

Средь густых лесов.

— О каких приметах осени говорится в стихотворении?

Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями поэтов и художников, которые описывали осень изображениями на своих полотнах.

II. Работа с выставкой книг.

Беседа:

— Посмотрите на нашу книжную выставку. Как вы думаете, о каком времени года мы можем в них прочитать? (Об осени.)

— А как вы это поняли?

— Посмотрите внимательно, нет ли на выставке лишних книг?

— Как вы поняли, что лишняя именно эта книга? ( Не соответствует обложка и название книги.)

— Как можно назвать эту выставку? (Осень.)

III. Анализ стихотворных произведений А.С.Пушкина.

Чтение учителем стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

— У многих поэтов осень была любимым временем года. Известный русский поэт А.С.Пушкин в своём стихотворении « Осень» признаётся в своей любви к этому времени года. Послушайте это стихотворение и скажите, какие чувства вы испытывали и какие картины вы представили?

2.Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» учеником.

— Понравилось вам стихотворение?

— Какие чувства вы испытывали, когда слушали его? (Грусть, печаль)

— Какие картины вы представили? (Тускло светит солнце, голые деревья, улетают птицы)

— Как автор описывает осень в стихотворении? (С любовью, с трепетом)

3.Чтение учителем стихотворения К.Бальмонта «Осень».

— Осенью восхищались многие поэты, и каждый по-своему показывал её в своих произведениях. Сейчас послушайте стихотворение К.Бальмонта «Осень» и скажите, как показывает красоту и прелесть осени автор?

Осень.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся.

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся-

И заплачет спросонья.

Беседа по прочитанному.

— Понравилось вам стихотворение?

— Какие чувства вы испытывали, слушая его? (Грусть, печаль)

— Какие картины вы представили, слушая стихотворение? (Крики улетающих птиц, блеск деревьев, вянущие цветы)

— Как описывает автор осень? (С нежность, любовью)

— Похоже ли, это стихотворение на предыдущие? ( В этом стихотворении тоже описывается осень, но другими яркими, красочными словами)

4. Чтение стихов об осени учащимися. Конкурс стихов.

-О чём читали стихи ребята? Чьё чтение вам особенно понравилось?

5. Чтение наизусть стихотворения Ф.Тютчева “Есть в осени первоначальной» ученицей.

— Понравилось вам стихотворение?

— Какие чувства вы испытывали, слушая его? (Грусть, печаль)

— Какие картины вы представили? (Вечерний закат, пустое поле, улетают птицы)

— Похоже ли это стихотворение на предыдущие? (Здесь тоже автор описывает красоту осенней природы)

6. Чтение наизусть стихотворения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»

— Понравилось вам стихотворение?

— Какие чувства вы испытывали, слушая его? (Грусть, печаль)

-Какие картины вы представили, слушая стихотворение?( Пасмурный день, голые деревья, прекрасный закат, ожидание зимы)

-Похоже это стихотворение на предыдущие? Чем?

Вывод. Русская природа с давних времён всегда вдохновляла поэтов своей красотой. На примерах данных стихов мы увидели, что рисуя природу, поэты выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле.

7.Соотнесение репродукций картин с содержанием прочитанных книг.

— Родная природа вдохновляет и русских художников. Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание такого художника, как Исаака Ильича Левитана. Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых известных картин является «Золотая осень».

а) 1 репродукция (показ слайда) Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»

— Какими красками художник изобразил осень? (Тусклыми, хмурыми)

— Какая пора осени здесь изображена? (Поздняя осень, так как небо хмурое, деревья голые)

-Какие стихотворные строки можно отнести к этой репродукции?

(Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость. С.Есенин)

Б) 2 репродукция (показ слайда ) Василий Поленов «Золотая осень»

-Какими красками художник изобразил осень? (Яркими, светлыми)

-Какую пору осени изобразил художник? Почему? (Ранняя осень, так как трава ещё зелёная, мало пожелтевших листьев)

-Какие из строк, прочитанных нами на уроке стихов, подходят к этой картине?

(А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»)

— Зачитайте строки, которые это подтверждают. (Дети зачитывают строки из стихов)

в) И.С.Остроухов «Золотая осень» (показ слайда)

— Посмотрите на эту репродукцию. Какими красками художник изобразил осень?

— Какая пора осени изображена? Почем?

Какими строками из стихов вам хочется подписать эту картину?

г) 4 репродукция Николай Петрович Крылов «Осень» (показ слайда)

— Какие краски взял художник для изображения осени? (Светлые, яркие)

— Какая пора осени здесь изображена? Почему? (переход от ранней поры в среднюю, так как трава ещё зелёная, небо светлое, но деревья жёлтые)

— Какое стихотворение можно отнести к этой репродукции? (Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

8. Анализ выставки творческих работ учащихся.

IV. Самостоятельное чтение стихотворения А.С.Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!» и работа с книгой.

— У вас на партах у каждого есть книга. Рассмотрите её и обратите внимание на обложку, издательство, содержание, иллюстрации. Найдите в книге стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» и прочитайте его.

1. Работа по ориентировке в книге.

— Чем интересна книга? Как она называется?

— Кем издана книга?

— В каком году вышла книга?

— Кто проиллюстрировал эту книгу?

— Как вы это узнали?

— В книгу входят произведения одного поэта или нескольких? Как вы это узнали?

-Как ты искал нужное стихотворение?

— В книге есть иллюстрации к этому стихотворению. Помогли они вам представить ту картину, которую описал А.С.Пушкин?

2. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»

-Какие чувства вы испытали, читая это стихотворение? (Грусть, печаль)

-Какие картины вы представили? (Наступление осени, увядание природы)

— С каким чувством автор описывает осень? (С восхищением, с любовью)

V. Итог урока.

1. Беседа.

— Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется. Каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только суметь увидеть это неведомое.

2. Викторина.

Сейчас мы проведём викторину и посмотрим, кто из вас запомнил всех поэтов и их стихи. Соотнесите фамилии поэтов и написанные ими стихи.

А.С.Пушкин «Осень»

К.Бальмонт «Нивы сжаты. Рощи голы»

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной»

С.Есенин «Уж небо осенью дышало»






See also:
Яндекс.Метрика