Урок внеклассного чтения ЛНТолстой Два брата Философская сказка


Махусаева Людмила Викторовна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ№1 им. Сергея Бондарева п. Серышево

Урок литературного чтения

по теме «Л.Н. Толстой «Два брата»»

(философская сказка)

Задачи

1. Образовательные:

работать над приёмами понимания текста;

работать над лексико-грамматическим строем языка;

работать над формированием умений и навыков владения видами речевой деятельности: слушание, говорение.

2. Развивающие:

развивать интерес к книге;

развивать основные психические процессы.

3. Воспитывающие:

создание комфортных условий на уроке;

воспитывать любовь к книге;

воспитывать самостоятельного читателя;

воспитывать духовную и душевную потребность в чтении.

Цель: показать разность взглядов людей на смысл жизни и счастье.

Урок в технологии анализа художественных произведений.

Ход урока

1. Организационный момент

— Сегодня на уроке предстоит выполнить очень серьёзную работу. Мы с вами будем читать, думать и учиться выражать свои мысли по теме урока.- Но сначала мы подготовимся к этой серьёзной и интересной работе.

2. Динамическая разминка

1 слайд

1. Повторение

Злозачиндоброконцовка помощниккульминация

— К какому литературному жанру можно отнести эти слова?- Что сегодня на уроке мы будем читать? (Сказку)2. «Закончи фразу»

— На доске начало фраз, ваша задача — закончить их.

Сказка — ложь, да в ней намёк,…Скоро сказка сказывается, да не…

— Как можно назвать эти фразы?- Что такое « пословица»?- Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к « Толковому словарю» знаменитого учёного Ожегова С. И.- Попробуем собрать предложение — определение слова «пословица».

2 слайд

В чем мудрость сказки два брата

(Пословица- это краткое народное изречение с поучительным содержанием.)

3. Основная часть урока

1. Сообщение задачи урока

3 слайд Портрет Л.Н.Толстого

Для своих учеников Лев Николаевич писал рассказы и описания, сказки и басни. Попробуйте спрогнозировать задачу каждого из этих текстов, исходя из жанров и общей позиции Толстого – охранять нежную душу. Что может сказка? Рассказ? Описание?

(Сказка и басня может ненавязчиво поучать, описание учит внимательному отношению к себе и к миру, рассказ – это и новые знания, и знакомство с чужим жизненным опытом).

Подсказка через пословицы:

Брат брату смерти не желает, но и возвышения тоже.

Для человека — счастье, если он может добиться того, чего хочет.

Счастье в нас, а не вокруг да около.

«счастье — эмоциональное состояние (чувство)»

— Вы уже сказали, что мы сегодня на уроке будем читать сказку.

4 слайд: Лев Николаевич Толстой

Сказка

«Два брата»

2. Проблема: Сегодня на уроке мы прочитаем одно из произведений писателя, в котором он говорит о счастье.

Эпиграф к нашему уроку

«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»

Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)

А что такое счастье для человека?

Каким его видит Лев Толстой, как его понимаете вы, современные читатели?

Эту проблему мы попытаемся решить на уроке.

5 слайд:

Пословицы

Каждый понимает счастье по-своему.

Каждый делает свой выбор и идет к счастью своим путем.

II.  Работа с текстом до чтения.

6 слайд:

Путешествие, камень, надпись, пошел, остался, царствовал, жил в деревне, 2 иллюстрации.

1.С каким произведением мы познакомимся? Предположите сюжет сказки по ключевым словам, иллюстрациям к сказке (Появляются слова-подсказки, иллюстрации)

(На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. Ставится задача прочитать текст, провести «диалог с автором» и проверить правильность своих первоначальных предположений.)

— Как вы думаете, о чём эта сказка, судя по названию? (Звучат предположения детей.)— Прочтём сказку и узнаем, верны ли ваши предположения.

-Когда будете читать сказку, подумайте, в чём мудрость сказки.

2.Работа с текстом во время чтения

1 абзац: «…и вместе найдем счастье».

— Кто первый предложил пойти в таинственный дом? Почему?

2 абзац: «…Меньшой брат пошел, а старший остался»

— Как называется разговор двух людей между собой? Что вы узнали из этого диалога о характере братьев?

— Чья речь в диалоге более энергична, убедительна? Чем проникнуты слова старшего брата? (Слова старшего проникнуты сомнениями, представлением о непреодолимых трудностях; слова меньшого — решимостью, готовностью преодолеть любые трудности).

— Подсказывает ли вам диалог в ответе, кто пойдет искать счастье?

3 абзац: чтение до конца.

-Завершился ли спор братьев о счастливой жизни? Подсказал ли автор читателям ответ, кто из братьев прав? А как вы думаете, почему?

(Всю свою жизнь Лев Николаевич искал ответ на этот непростой ответ. Писатель был убежден, что человек приходит в этот мир для счастья, но приходит к нему по-своему, он учил людей понимать жизнь и бороться за свое счастье).

7 слайд

Словарная работа по ходу чтения

-подле — ____________________около-писано — ___________________написано-меньшой — _________________младшийнаписано на смех — ___________ради шуткипошёл странствовать — ________путешествоватьзадерёт — ____________________разорвёт помянуть — ___________________вспомнитьхошь — _______________________хочешьне сули — _____________________не обещай

Проблемный вопрос:

-Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? 

3. Работа с текстом после чтения.

— Вы обратили внимание, что в сказке «Два брата» много пословиц? Найдите их и перечтите.

8 слайд: Появляются пословицы:

Искать большого счастья – малое потерять

Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки

Волков бояться, в лес не ходить

Под лежачий камень вода не потечет

— Почему автор вводит в текст так много пословиц? (В них мудрость народа). Как они помогают понять смысл сказки? (Показывают отношение к жизни каждого из братьев)

(Пословицы на каждой парте) Работа в группах.

Счастье в нас, а не вокруг да около.

Не только свету, что в окне; на улицу выйдешь — больше увидишь.

Без счастья и в лес по грибы не ходи!

Не живи, как хочется, а живи, как можется!

Такова наша доля: кому пироги да пышки, а нам желваки да шишки.

Одному сбылось, другому не удалось

Много желал, да ничего не поймал

Счастье вольная пташка: где захотела, там и села

Счастье — не лошадь: не везет по прямой дорожке

Счастье, что палка: о двух концах.

Иному счастье мать, иному мачеха.

Худой солдат, который не надеется быть генералом

Либо мед пить, либо биту быть.

— Попробуйте новые пословицы вложить в уста каждого из братьев (работа по группам)

— Попробуйте выразить мудрость сказки, ее главную мысль с помощью пословиц, поговорки.

Идея сказки, главная мысль Можно ли эту пословицу отнести к сказке.

Счастье в воздухе не вьется — оно трудом дается.

Просто ли вам было понять сказку «Два брата»? Что Лев Николаевич не высказал словами в этом произведении? Что спрятал между строк? —

-Как понимает счастье писатель, КАК ПОНИМАЕТЕ СЧАСТЬЕ ВЫ, чтобы понять глубокий смысл этого произведения?

-Какая это сказка? (бытовая с элементами волшебства)-К какому жанру относится? (смешанный, история из жизни, морально-нравственная)-На что похожа сказка? (рассказ, но это сказка, так как реальное переплетается с волшебством)Работа в группах.Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательно читали сказку. Я предлагаю поработать по группам. Вы будете продолжать учиться помогать друг другу, работая в группе, мы сможем ответить на большее количества вопросов. Каждая группа вытянет своё задание.Вспомните, как вы будете работать в группах.1. Проследить, как реагирует старший брат на надпись. Как он это объясняет? Как поступает? Можно ли с ними согласиться. Ваше мнение.2. Проследить, как реагирует младший брат на надпись. Как он это объясняет? Как поступает? Можно ли с ними согласиться.3. А если был бы третий брат, могли бы родиться другие доводы.

Какие, например.

4. Соберите пословицу.

-Почему именно эту пословицу я вам дала:На чужом несчастье, своё счастье не построишь.Каждая группа внимательно слушает ответ другой группы.

-А ваше мнение, какое?Вы внимательно прослушали мнения ребят. Давайте охарактеризуем братьев.

Младший брат                                    Старший братсмелый                                                       живет, как жизнь поведётищет лучшее в жизни                             разумныйэгоист                                                         приключений не ищетоптимист                                                   рассудительныйдобивается своего                                   довольствуется малымрешительный                                          думает, что о нём подумают люди

Я подобрала свои характеристики братьев. Согласны вы с ними или нет. Подтвердите словами из текста.Младший брат смелый, подберите к этому слову антоним.

— Можно ли старшего брата назвать трусливым? Докажите.-Посмотрите, у обоих братьев, как и у каждого в жизни, есть положительные и отрицательные качества.

-Чья позиция вам близка? С кем вы согласны.В чём мудрость сказки?

Счастья ключи в своих руках ищи.Счастье в нас, а не вокруг да около.

В жизни нужно чего-то добиваться, идти к вершинам, но при этом, не нанося вред другим людям.Он своровал счастье, доставив горе матери-медведице.Давайте подведём итог нашего разговора.

-Какими же качествами должны обладать люди, чтобы достичь успеха в жизни, быть счастливыми?Выберите, эти качества (порядочность, верность, любовь к ближнему, сострадание, уважение, доброта, отзывчивость, целеустремлённость, злоба, жадность, зависть, гуманность, трусость, ненависть, предательство).-Почему эти качества вы выбрали? (положительные, обладают хорошие люди, любить, уважать, заботиться, другие отрицательные).(Это сказка морально-нравственная?)Какими качествами обладаете вы?

Проблемный вопрос:-Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, потому что все люди разные)-Нашёл ли отражение эпиграф урока

Счастье в воздухе не вьется — оно трудом дается

в данном произведении?(разное счастье у братьев, искал счастье по-разному)

В чём заключается мудрость этой сказки?

(Вновь звучат предположения детей.)

— Лев Николаевич Толстой очень просто и понятно говорит в этой сказке о серьёзных вещах: о том, как по-разному можно прожить жизнь, потому что по-разному люди понимают, в чём смысл жизни и в чём счастье!Почему Л. Н. Толстой написал эту сказку для своих учеников, а не написал правила? (сказки нас учат, детям правила читать не интересно)-Ребята, я надеюсь, что вы будете думать о других людях, не причините боль другому человеку. Я верю в вас.Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему?

Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли с урока что-то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать.Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!Красный – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Домашнее задание

Счастье!.. Представьте себе, что это живое существо, попробуйте нарисовать его дома.






See also:
Яндекс.Метрика