урок внеклассного чтения 2 класс


ТЕМА : Русская народная сказка « Как мужик гусей делил?». Русский домострой.

УРОК ОНЗ.

Цели: формировать УУД:

Личностные: развивать способность выражать свои эмоции, оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Регулятивные: учиться высказывать свои предположения на основе предшествующей работы на уроке.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение работать в паре, группе.

Познавательные: умение находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы.

Образовательные: познакомить с русской народной сказкой « Как мужик гусей делил», дать представление о видах сказок, формировать представление о быте русского народа, о русском домострое.

Планируемый результат:

Личностные: уметь проводить оценку жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Метапредметные: уметь высказывать свои мысли, слушать и понимать других, совместно договариваться о правилах работы и выполнять их. Уметь находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную информацию.

Предметные: знать виды сказок, уметь использовать знания о быте русского народа, о русском домострое.

Этапы урока

Ход урока

УУД

Мотивация у учебной деятельности.

Актуализация знаний.

3. Формулирование темы. Овладение новыми знаниями.

4 Рефлексия.

Солнце, дождик, приходите!

Детям сказку приводите!

А из тучи гром, гром!

Загоняет в дом, дом!

Покажись из тучи, солнце,

Загляни скорей в оконце,

Освети ,скорей , светлицу,

Расскажи нам небылицу.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

О сказках.

А почему сказку назвали сказкой?

Ее сказывали.

Верно, сидя вечерком за длинным столом в большой избе или маленькой, любили сказывать сказки. Сказки сказывали разные.

Давайте вспомним, какие бывают сказки?

Волшебные

…………………

О животных

Много сказок придумал русский народ, я буду читать отрывок, а вы угадайте , из какой он сказки?

1.Василиса Премудрая возвратилась домой, хватилась- нет лягушачьей кожи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану- Царевичу, что же ты наделал? Если бы ты только 3 дня подождал, Я бы вечно твоей была! А теперь ищи меня в тридевятом царстве у Кощея Бессмертного.

(Царевна –лягушка, волшебная сказка)

2.Прибежала мышка –погрызуха и спрашивает:

Чей домок-теремок?

Кто в тереме живет?

Я муха -горюха!

Я комар- пискун, а ты кто?

(Теремок, сказка о животных)

3. У одного бедного мужика не было хлеба. Вот и задумал он просить хлеб у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес.

(Как мужик гусей делил)

А к какому виду мы можем отнести эту сказку?

/ ответы детей/

Ребята. сказки, где нет волшебства, где животные не разговаривают, а ведут себя как обычно, называются бытовыми.

Сегодня наша сказка о том, как мужик гусей делил.

Есть ли в заголовке что –либо необычное?

Предположите, о чем может быть эта сказка?

(Учитель зажигает свечку)

Свечка зажигается, сказка начинается….

(Чтение сказки учителем)

(Первичное восприятие- учитель читает- дети следят)

Сколько частей в сказке?

/ответы детей/

/чтение по смысловым частям/

Найдите границу между частями.

Прочитайте первую часть.

Чему смеялся барин?

Понравились ли ему ответы мужика?

Как об этом можно догадаться?

Прочитайте вторую часть.

Чем похожи и чем отличаются две части?

Почему барин прогнал богатого мужика?

За что он наградил бедного?

С каким чувством относится народ к бедному мужику?

С каким к богатому?

Какими словами можно назвать богатого мужика?

Какими бедного?

/работа в паре/

Выберите слова, характеризующие бедного мужика, проведите линии, обоснуйте свой ответ:

Карточка 1.

хитрый

мужик

смекалистый

ловкий

мудрый

умный

1. индивидуальная работа на карточках.

2. Обсуждение в парах.

3. Сопоставление с карточкой — экспертом

Оказывается, для того, чтобы узнать, как жили наши прадедушки и прабабушки, ученые тоже читают сказки. Мало того, они собирают их по всей земле русской, чтобы через сказку узнать жизнь нашего народа в старину. Эти ученые называют этнографами.

Сейчас я вам предлагаю стать такими же учеными. Мы будем изучать русский домострой

ДОМОСТРОЙ

Сколько слов в этом слове?

Что они могут означать?

( открывается запись)

ДОМОСТРОЙ

домашнее строительство

На Руси домостроительством назывались порядки, по которым жила семья.

Эти правила- порядки спрятались в сказке. Мы. Как настоящие ученые, будем искать их. Как только мы с вами отыщем правило- сразу в основании нашего дома будет появляться бревнышко.

(Учитель берет икону)

Русский народ всегда был православным.

В народе говорили: «Без Бога- не до порога»

В любой избе богатой ли бедной всегда был красный угол, в котором стояла икона.

(Учитель ставит икону рядом с горящей свечой.)

Посреди избы стоял стол с лавками. На столе лежала скатерть.

(заранее приготовленный стол покрывается скатертью)

Перед едой и обязательно после- читали православную молитву, благодарили Господа за пищу на столе.

В богатых, зажиточных семьях имелся самовар.

Из него пили чай.

( ставит самовар)

Около самовара сидел отец- глава семьи.

( приглашается ученик)

Тебе сегодня предстоит стать главой семьи.

(выходит ученица)

Рядом с ним садилась жена.

Около жены были дети: дочери и сыновья.

(2 девочки и 2 мальчика)

Могли ли дети начать трапезничать до отца и матери?

Верно, этого было делать нельзя. Всегда начинал есть отец, потом мать, а потом могли приниматься за трапезу и дети, соблюдая очередность от старшего к младшему..

Так в семьях с малых ногтей воспитывалось уважение и почитание старшего поколения.

Перед вами табличка, сейчас, мы постараемся разобраться какие фразы к какому герою можно отнести .

«Ты всему голова»

жена

«Тебе дома сидеть, за домом смотреть»

дочери

«Вот вам ножки, топтать дорожки»

отец

«вы скоро из дома улетите, вам по крылышку»

сыновья

/работа в парах/

Проверка .

Прочитайте, что сказал мужик барину.

Мужик: Ты всему голова, тебе голова!

Что значит быть всему дому головой?

Значит, думать обо всех домочадцах, заботится, управлять хозяйством.

Верно, на Руси отец семьи всегда являлся- главой. По правилам русского домостроя он всегда должен стоять перед женой и детьми. Есть в Библии заповедь: « Да убоится жена мужа своего». Поэтому жена должна стать мужу помощницей.

Почему мужик отдал ей задок от гуся?

«Тебе дома сидеть, за домом смотреть»

Главная роль женщины на Руси- дом в порядке содержать и воспитывать деток.

Детей было много.

Сколько их в сказке?

Что мужик отдал сыновьям?

«Вот вам ножки топтать отцовские дорожки»

Почему мужик так сказал?

Верно. Сыновья идут по следам отца. Раньше была традиция- сыновья продолжали дело рук своих отцов.

Существовали династии, где отец, дед, прадед были , например, пахарями или кузнецами.

«Вы скоро из дома улетите, вам по крылышку»

Что значат эти слова?

Верно, дочери, когда подрастали, уходили в семью мужа- замуж.

Мальчики приводили невест домой и жили они вместе с родителями мужа.

В избах иногда жило по 20-25 человек.

Как они умудрялись жить мирно друг с другом?

Люди жили по заповедям Божьим, по заповедям любви, терпения и добра.

А хочется ли вам построить такой же дом, по правилам старинного домостроя?

Прочитайте правила, выберете те, которые помогают строить.

Любите ближнего как самого себя

+

Живите в мире

+

Ждите похвалы за доброе дело

Живите в свое удовольствие

Будьте милосердны

+

Будьте честными

+

Почитайте старших

+

(работа в группах)

Микрогруппам выдаются карточки с вопросами для обсуждения.

Обсудите вопросы:

Есть ли правила, которые вам не понравились?

Что может произойти с семьей, если каждый будет ждать похвалы?

Что может случиться, если каждый член семьи будет жить в свое удовольствие?

Я хочу пожелать вам, чтобы ваши будущие семьи, которые будут у вас во взрослой жизни, жили только по заповедям любви.

Личностные: позитивный настрой на учебу, узнавание новых знаний

Регулятивные УУД

Вступать в учебный диалог с учителем, умение формулировать цель урока

Познавательные УУД

Умение делать вывод, в результате совместной работы класса и учителя.

Познавательные УУД

Умение ориентироваться в собственных знаниях.

Образовательные УУД

Знакомство с новым видом сказки

Образовательные УУД

Прогнозирование содержания сказки по названию.

Предметные УУД

Воспринимать художественный текст в исполнении учителя.

Познавательные УУД

Умение ориентироваться в тексте.

Коммуникативные УУД

Учиться работать в паре

Личностные УУД

Умение контролировать себя

Образовательные УУД

Базовые национальные ценности

Семья

Регулятивные УУД

Умение высказывать свое предположение

Образовательные УУД



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика