Урок викторина


Урок-викторина по литературному чтению во 2 классе. УМК «Школа 2100». 

Тема: « Сказка мудростью богата». Заключительный урок по разделу.

Задачи:

1.Обучающая: закрепить знания обучающихся о видах сказок , проверить полученные знания через самостоятельную работу;

2.Развивающая: развивать творческие способности, воображение, фантазию, смекалку, речь, эмоциональную сферу;

3.Воспитательная: формирование ответственности, умения работать в группе и самостоятельно.

Оборудование: жетоны; таблички с надписями: сказка, народная, авторская, волшебная, богатырская, бытовая, о животных; 3 колокольчика, 3 альбомных листа, записи с детскими песнями, индивидуальные тетради по литературному чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир»(2 класс).

Ход урока:

I. Организационный момент. (Жеребьевка, распределение по командам, выбор капитанов.) (3 стола по 8 человек. На каждом столике — колокольчик, табличка с названием команды).

Красный жетон- команда «Красная Шапочка»

Жёлтый жетон — команда «Золотая рыбка»

Синий жетон — команда «Серебряное копытце »

II.Вступительное слово:

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интереснее,

Чем наши любимые сказки.

-Сегодня мы с вами приглашены в гости. Да, да! Именно она, Сказка, (на доске табличка «сказка») будет гостеприимной хозяйкой нашего праздника. Но для начала сделаем несколько комплиментов хозяйке. Скажите, какие бывают сказки? (появляется запись на доске):

сказка народная авторская волшебная богатырская бытовая о животных

-Назовите сказочные приметы.

-Это была разминка. Я представляю наши команды, капитанов и правила. За победу в конкурсах будут вручаться жетоны. Право ответа определяет колокольчик, чья команда позвонит первой, та и отвечает.

III. Основная часть урока.

— Итак, друзья, вперёд. Но для начала не мешало бы переобуться, ведь нам предстоит преодолеть сотни игровых км. Вспомните и назовите сказочную обувь. Аукцион – названий: Кто больше? ( Сапоги-скороходы, семимильные сапоги, башмачки Элли, хрустальные туфельки Золушки и т.д.)

— Путь бывает не всегда лёгким и простым. Назовите сказочные средства передвижения, которые помогали герою совершать путешествие по воздуху. ( Ядро, ковёр- самолёт, ступа, метла и т.д.)

— Мы переобулись, запаслись сказочными средствами передвижения и сейчас отправляемся в гости к сказочным героям. А вы знаете их точный адрес? Назовите места проживания сказочных персонажей? Кто быстрее? Баба-Яга (избушка на курьих ножках); Богатыри, к которым прискакал Елисей (терем); Чиполлино (лачуга); Кролик, друг Винни-Пуха (нора); Графини Вишенки (замок); Пятачок (домик); Карлсон (крыша); Дюймовочка (цветок тюльпана); старуха и старик-рыбак (землянка).

— А что делают в гостях? Например, играют в игры.

Ну ,что, ребята, проиграем

Я начну, вы продолжайте,

Только в рифму отвечайте!

(отвечают хором ребята за тем столиком, кто первым позвонит в колокольчик)

1)В сказке лошадь не простая: чудо грива золотая ,по горам парнишку носит, да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок – удивительный конёк, по прозванью …(Горбунок)

2)В реках Африки давно злое плавает бревно. Кто б навстречу ни поплыл, всех проглотит…(крокодил).

3)Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей. А однажды бегемота вынимал он из болота, добротою знаменит это доктор…(Айболит).

4)Его хозяин мальчик Робин ,его приятель –Пятачок, он раз был облаку подобен ;он прост ,но он не дурачок. Для него прогулка -праздник, и на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник, медвежонок…( Винни-Пух).

5)Скорее бы близился вечер, и час долгожданный настал, чтоб мне в золочёной карете поехать на сказочный бал. Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь. Но только лишь полночь настанет , к себе на чердак я вернусь..(Золушка)

6)Перед волком он дрожал, от медведя убежал, а лисице на зубок всё ж попался …(Колобок)

-Настала пора отдохнуть. Игра «Писатель – или не писатель». Я буду называть фамилии известных людей, вы если услышите среди них фамилии писателя или поэта хлопаете в ладоши. Внимание- главное условие игры! (Газманов, Репин, Чуковский, Чехов, Пушкин, Моцарт, Глинка, Носов, Мичурин, Басков, Барто, Есенин, Чайковский, Андерсен, Крылов.)

-В гостях любят рисовать. Проведём конкурс художников. У А.С.Пушкина в стихотворении есть такая строка : «Там на неведомых дорожках следы неведомых зверей…». Никто, никогда не видел ни этих зверей, ни этих следов. Попробуйте их нарисовать -1чел. от команды. Пока художники колдуют над своими шедеврами, мы проведём «Сказочную викторину». Отгадать сказку по фрагменту.

1) Ещё в давние времена жил один падишах. Был он жестокий, особенно не любил стариков и приказывал убивать всех, кому исполнилось 70 лет. «Всё равно от них нет никакой пользы»- говорил при этом безжалостный падишах.(«Мудрый старик» татарская сказка)

2) Ехали 2 брата: один бедный, другой именитый, у обоих по лошади…У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка, жеребёнок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:- Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила.(«Мудрая дева» РНС)

3) Давным-давно жил в одном горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал те дрова на рынке. Около горного озера росло большое дерево. Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро. Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже денег.(«Честный мальчик» — корейская сказка)

4)Оставь мой дворец и мой город- уезжай! Можешь взять с собой всё, что ты больше всего любишь. («Мудрая девушка»- киргизская сказка)

5) –Экой я дурак! Что ж напрасно съел столько калачей. Мне надо было сначала съесть одну баранку.(«Три калача и одна баранка» РНС)

6) В награду за науку лететь ты мне велел,

А сам через минуту об этом пожалел.

Ещё я не успела пуститься в дальний путь,

А ты уже задумал прошедшее вернуть. («Сказка о глупости» И.Франко)

Следующее испытание для капитанов. Закончи пословицу.

Хочешь, есть калачи — …(не сиди на печи).

Цыплят по осени – …(считают).

Ум хорошо,а – …(два лучше того).

У ленивой пряхи нет – …(для себя рубахи).

Не надейся ,дед, -…(на чужой обед).

Других не суди — …(на себя погляди).

Дело наспех сделано -…(на смех).

 

Блиц турнир для команд. (Дать как можно больше правильных ответов и заработать жетоны). Это быстрая игра: вопрос и быстрый ответ!

 

1 команда

2 команда

3 команда

1.Исполнительница желаний в сказке А.С.Пушкина. (Золотая рыбка)

2.Птица, которая была посажена на спицу для охраны границы. (Петушок)

3. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю. (Бочка)

4. Что всего в свете сильней и быстрей.( Ветер)

5.Сколько лет Илья Муромец не мог двигаться?(30)

1.Любимый предмет злой мачехи, на который она

разозлилась. (Зеркальце)

2.Сколько раз ходил старик к морю?(5 раз)

3.Как величали инвалида, выбегавшего из маминой из спальни? (Мойдодыр)

4.Что всего жирнее. (Земля)

5. Какое расстояние между правдой и ложью?(4 пальца: между ухом и глазом)

1.Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. (Белка)

2.Как звали девочку, которая сидела в тюльпане, совсем крошечная, такая нежная и хорошенькая. (Дюймовочка)

3.По какой дорожке шла Красная Шапочка к своей бабушке? ( По самой длинной)

4. Что всего милее? (Сон)

5.Что получил мальчик за честность? (Три топора)

 

IV. Самостоятельная работа. Пока будут подводиться итоги, обучающиеся выполняют самостоятельную работу в тетрадях по литературному чтению по IV разделу.

 

V. Заключительная часть. Итог урока.

— Наше пребывание в гостях у сказочных героев заканчивается. Команда- победительница получает за урок «5»; за II место- оценка «4»; за III место – объявляется благодарность.






See also:

Урок — викторина


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

г.Усмани Липецкой области

имени Героя Советского Союза

М.П.Константинова

Урок — викторина

по ОРКСЭ

4 класс.

Тема: «Вежливость»

Подготовила: учитель начальных классов

Беляева Светлана Николаева

Тема: Вежливость

Цели урока:

Закрепить и обобщить понятия: “вежливость”, “волшебные слова”, “добрые дела и проступки”;

Развивать навыки обобщения, правильного применения волшебных слов, добрых дел на практике;

Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, доброты, чуткости, уважение к личности другого человека.

Ход занятия

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на празднике вашими помощниками.

Наш сегодняшний праздник мы посвящаем вежливости. Что такое – быть вежливым?

Сегодня на уроке проведём викторину. Участники две команды. Придумайте название команде и напишите на карточке. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

1 Конкурс «Разминка» Команды по очереди отвечают на вопросы. Если участники другой команды не согласны с ответом или хотят дополнить ответ, поднимают сигнальную карточку.

Что означает слово этика (греческое слово, означает нрав, мораль – нормы и правила поведения)

Что такое этикет? (установленный, принятый порядок поведения)

Расскажите как появилось слово этикет?(во Франции 300 лет назад на приёме у короля раздали этикетки с указанием правил поведения)

Что такое манеры? (способ держать себя, т.е. выражения речи, походка, интонация, осанка, мимика, жестикуляция)

От какого слова происходит слово « вежливость» ( Знающего, сведущего человека на Руси называли « вежа»)

Что значит слово «вежливость»? (повседневное уважение по отношению к окружающим людям)

Одинаков ли этикет в разных странах мира? ( нет, не одинаков, а порой и абсолютно различен)

Раньше на Руси приветствовали незнакомых людей. А как сейчас? (хорошим тоном считается поприветствовать соседей по доме, двору, даже если вы лично не знакомы)

2 конкурс «Лети с приветом — вернись с ответом» Участники каждой команды по очереди называют слова приветствия и прощания.

3 конкурс «Собери пословицу» Соедините стрелками начало и конец пословицы

В ком добра нет- в том и правды мало.

Худо тому- кто добра не делает никому.

Поклоном спины не надсадишь- шеи не свихнёшь.

Кто правдой живёт- того зло не возьмет.

Кто любит добрые дела- тому и жизнь мила.

Поклоном поясницы не переломишь.

4 конкурс. «Слова благодарности, извинения» команды пишут слова на листе. Кто больше вспомнит слов, получает фишку.

5 Закончи предложение

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, 

(здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания).

6.конкурс «Давайте говорить друг другу комплименты…»

У известного поэта и композитора Булата Окуджавы есть замечательные строчки к песне:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

  Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты… 

Вот как трактуется в толковом словаре значение слова комплимент— это любезные, приятные слова, лестный отзыв.

Комплимент – это одобрение внешности, ума, поступка, работы.

Одобрение – от корня «добр», как и доброта. Значит, добро можно сделать и словом, одобрив что-то в человеке. Комплимент всегда поднимает настроение. Всегда надо помнить, что в каждом человеке есть хорошее.

8 Конкурс «Ситуация»

ВИКТОРИНА

1.Вы звоните по телефону и собираетесь позвать друга или подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы.

А) Позовите Машу.

Б) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.

В) Здравствуйте, позовите, Машу.

С) Здравствуйте, извините, Маша дома?

Правильный ответ — С

2. В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?

А) Тот, кому 8 лет.

Б) Тот, кому 11 лет.

В) Тот, кто вежливей.

С) Уступать дорогу не обязательно.

Правильный ответ — В

3. Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы при этом?

А) Простите меня, я выхожу.

Б) Разрешите пройти.

В) Извините, можно пройти?

Правильный ответ — В

4. Вашему вниманию предлагаются выражения, которыми пользуются при обращении к незнакомому человеку. Как бы вы начали фразу?

А) Простите, пожалуйста…

Б) Эй, мужик…

В) Я хочу знать…

С) Будьте добры, скажите….

Правильный ответ – А

5. Вы опаздываете, у вас нет часов. Как вы спросите время у прохожего?

А) Скажите, сколько сейчас часов?

Б) Вы не подскажете, который час?

В) Скажите, пожалуйста, который час?

С) Сколько времени?

Правильный ответ – В

6. Внимательно прочтите отрывок из стихотворения и скажите, кто автор этих строк?

В коридоре, в классе ли –

Всюду парты красили,

Тепли краску, тепли мел,

Каждый делал, что умел.

Труд делили поровну

Мальчики и девочки:

Шкаф тащили в сторону

Девочки, девочки.

А два парня-крепыша

Стул тащили не спеша.

А) С.Маршак.

Б) С.Михалков.

В) Э.Успенский.

С) А. Барто.

Правильный ответ – С

7. Как называлась первая русская книга, посвященная культуре поведения юношей и девушек в обществе?

А) «Юности честное зерцало».

Б) «Домострой»

В) «Показания к житейскому обхождению»

С) Библия

Правильный ответ – А, В

8. Во времена чьего правления в русском обществе формировалось то, что мы теперь называем «этикет»?

А) Петр 1.

Б) Иван Грозный.

В) Павел 1.

С) Екатерина II

Правильный ответ – А.

9. Комплименты предпочтительней говорить …

А) При непосредственном общении.

Б) Лучше через третье лицо.

В) По телефону.

С) В письменном виде.

Правильный ответ – А.

9 Конкурс Нужно угадать из каких произведений эти персонажи.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный,

Что ты тих как день ненастный? (Пушкин, «Сказка о царе Султане)

«Здравствуй, красная девица»,-

Говорит он – «Будь царицей…» («Сказка о царе Султане»)

3. «А здорово, мой отец»,-

Молвил царь ему, — «Что скажешь?

Подь поближе! Что прикажешь?» («Сказка о золотом петушке»)

Как увидел старик, испугался,

В ноги он старухе поклонился,

Молвил: «Здравствуй, грозная царица,

Ну теперь твоя душенька довольна?» («Сказка о рыбаке и рыбке»)

«Здравствуй, Балда – мужичок,

Какой тебе надобен оброк?» («Сказка о попе и работнике..»)

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась,

Закрасневшись извинилась. («Сказка о мертвой царевне»)

И шляпою машет, и громко кричит:

«Да здравствует милая Африка!»

И рада и счастлива вся детвора:

«Приехал! Приехал! Ура! Ура!» (Чуковский «Айболит»)

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок! (Чуковский «Мойдодыр»)

5. Конкурс «Вредные советы»

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома –

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом,

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Такой вот «вредный совет» сочинил для вас поэт Григорий Остер. А теперь вы сами попробуете сочинить похожий «вредный» совет, используя предложенные мною слова.

Сочинить «вредный совет» на тему вежливости, используя следующий слова:

— не здоровайся

— отвернись

— громко крикнуть

— пугать

Ежели вы ВежливыИ к совести не глухи,Вы местоБез протестаУступитеСтарушке.

Ежели выВежливыВ душе, а не для виду,В троллейбусВы поможетеВзобратьсяИнвалиду.

Ежели выВежливы,То, сидя на уроке,Не будетеС товарищемТрещать, как две сороки.

И ежели выВежливы,ПоможетеВы мамеИ помощь ей предложитеБез просьбы – То есть сами

И ежели выВежливы,То в разговоре с тетей,И с дедушкой,И с бабушкойВы их не перебьете.

И ежели вы Вежливы,То вы в библиотекеНекрасова и Гоголя Возьмете не навеки.

И ежели вы Вежливы, Вы книжечку вернетеВ опрятном, не измазанномИ целом переплете.

И ежели выВежливы,Тому, кто послабее,Вы будете защитником,Пред сильным не робея.Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею,Она давала тонкоеРебенку воспитание.Был вежливЭтот мальчикИ, право, очень мил:Отняв у младших Мячик,Он их благодарил,“Спасибо” говорил.

Нет, ежели выВежливы,То вы благодарите;Но мячика У мальчикаБез спроса Не берите!

Итог

Перед тем, как нам расстаться, и уйти по домам,

Хочется мне попрощаться, пожелав при этом Вам.

Чтобы добрыми вы были, слов волшебных не забыли

Чтобы добрыми словами, говорили вы с друзьями.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика