Урок в технологии критического мышления по окружающему миру Природные зоны полярного по


Урок в технологии критического мышления

Учитель: Медведева Е.Н.

Тема: «Природные зоны полярного пояса»

Класс: 2

Цели урока:

1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира.

Познакомить учащихся с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к природе.

Учить бережному отношению к природе.

Используемое оборудование: учебник «Наша планета Земля», плакат «Природные зоны холодного пояса», тематическая презентация к уроку, таблицы для учащихся (знаю – хочу узнать – узнал), бланки для написания синквейна.

Этап урока-

Стадия

Задачи этапа

Содержание этапа, используемый прием

1 стадия

Вызов

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

актуализация имеющихся знаний;

пробуждение интереса к  получению новой информации;

постановка учеником собственных целей обучения

Ребята, проверьте готовность к уроку, пожелайте друг другу удачи. Вспомните, чему был посвящён наш прошлый урок. (В каждом поясе освещённости, существуют определённые природные зоны, и на Земле действует закон природной зональности.)

Что можно сказать про различные условия обитания на нашей планете? (Условия обитания живых организмов будут зависеть не только от пояса, но и от природной зоны.)

Сегодня мы более подробно остановимся на двух природных зонах и выясним, как там протекает жизнь экосистем.

Учащимся предлагаются к просмотру несколько иллюстраций (слайды презентации). Вопросы после просмотра: определим, куда мы отправимся (холодный пояс), решим, что нужно взять в дорогу, как одеться, предположим, кого мы там можем встретить (предположения, версии учащихся). Чему будет посвящён наш урок? (Экосистемам холодного пояса).

Приём «Наглядный мозговой штурм». В середине доски вывешивается тематический плакат «Природные зоны холодного пояса». На какие вопросы нам сегодня предстоит ответить? Что каждому из вас интересно узнать по теме сегодняшнего урока? Даётся несколько минут на совещание детей в группах (по 4 человека). Вокруг плаката подписываются вопросы учащихся. (В чём особенности этой зоны? Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их «профессии» в экосистеме? Как они приспособились к этим условиям? И любые другие, предложенные детьми). В ходе обсуждения вопросы структурируются, объединяются, дополняются.

2 стадия

Осмысление содержания

На стадии осмысления  содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально или в парах

получение новой информации;

корректировка учеником поставленных  целей обучения

Приём «Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал») На данном этапе урока работа ведётся в парах и индивидуально. Учащимся предлагается заполнить две первые графы таблицы, а заполнение третьей производить в ходе урока, по мере поступления новой информации (зона арктических пустынь).

Работа в парах: поиск ответа на вопрос «особенности зоны полярного пояса» с опорой на тематический плакат. Вывод: в полярном поясе можно встретить две разные природные зоны: тундру и ледяные пустыни. Просмотр фрагмента презентации, подтверждающего или опровергающего выводы ребят. Попытки предварительного ответа на вопрос «кого мы можем там встретить».

Индивидуальная работа с текстом учебника (что собой представляют ледяные пустыни) с параллельным поиском ответов на вопросы, записанных на доске.

Работа в группах — « профессии» живых организмов данной природной зоны (работа с разрезными карточками: критический отбор нужных картинок, прикрепление их к тематической таблице).

Выводы учащихся по проделанной работе, дополнение третьей графы.

Просмотр обобщающего фрагмента презентации о жизни на полюсах.

Заполнение второй части таблицы (тундра).

Работа с текстом учебника, посвящённым тундре. Вопросы те же. Работа с карточками, прикрепление изображений обитателей тундры на плакат

размышление, рождение нового знания;

постановка учеником новых целей обучения

Возвращение к вопросам задания, которое вызвало первоначально много различных версий.

Рождение нового знания. Подведение учащихся к вопросу «Почему нужно бережно относиться к природе тундры? (работа с учебником). Как называется книга, куда записывают названия растения и животных, которые могут, исчезнуть с лица Земли? Как мы должны относиться к таким животным? (работа с учебником и слайдами презентации).

Итог работы. Приём « Синквейн». Каждый ученик сам определяет тему стихотворения: ледяная пустыня, тундра.

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Рефлексия: что нового узнали? Как узнали, что помогло? Где пригодятся знания? Кто из ребят больше всего помог в «открытии» знаний? Как работал ты? Что нового ты хочешь узнать на следующем уроке? Какие вопросы у тебя родились к концу урока? (новый вызов).






See also:
Яндекс.Метрика