Урок в 9 классе по теме Численность и естественный прирост населения России


Тема:  Численность и естественный прирост населения России.

Цель урока: Изучение особенностей воспроизводства населения, демографической ситуации. Определить численность населения России; сформулировать определение понятий «демографический кризис»; «естественный прирост населения»; выявить источники получения сведений о численности населения страны.

Задачи:

обучающие:

— формировать представление обучающихся о демографической ситуации в России;

— формировать навыки использования информационных технологий;

развивающие:

развивать наблюдательность, память, логическое мышление, речь (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

— развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

— развивать навыки по поиску информации и ее обработке;

— формировать навыки использования икт;

воспитательные:

— воспитывать информационную культуру;

— воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию.

формировать научное мировоззрение.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Учащиеся извлекают информацию из текста учебника и ЭОР и дает определение понятия «Демография», «Демографический кризис», «Демографический взрыв», « Воспроизводство населения».

Учащиеся самостоятельно определяют динамику населения России в XX веке.

Учащиеся устанавливают, какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны.

Метапредметные:

Умеют определять понятия (демография) по существенным признакам.

Умеют находить причины и следствия (на примере анализа половозрастной структуры населения России).

Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,

выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их, аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований

собственных действий.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Ценностный компонент урока: человек — высшая ценность.

Оборудование: политическая карта мира, политико-административная, физическая карта России, карта плотности населения, компьютер, проектор, Интернет, учебник, атлас, презентация к уроку ,терминологический словарь, опорный конспект по уроку и по разделу «Население России», фрагменты документальных фильмов «Гражданская война», «Сталинский режим», и художественного фильма «Офицеры».

 

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Что может быть более не познано и загадочно. Чем тайна человечества. И как тут не вспомнишь стихи поэта путешественника и романтика Николая Гумилева:

И кажется, в мире, как прежде, есть страны, Куда не ступала людская нога, Где в солнечных рощах живут великаны И светят в прозрачной воде жемчуга. И карлики с птицами спорят за гнёзда, И нежен у девушек профиль лица… Как будто не все пересчитаны звёзды, Как будто наш мир не открыт до конца!

                                               Н. Гумилев

Нам предстоит изучать население России.

Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя.

«Россия слишком мало известна русским»- писал А.С. Пушкин, великий знаток человеческой души.

В какой последовательности и что нам предстоит изучать. Назовите характеристики населения любой страны.(составление плана раздела). (Слайд №3)

Работа с опорным конспектом «План раздела».

Итак с чего начнем изучать население России?

Тема урока: Численность и естественный прирост населения России.

Смерть каждого человека – это потеря для человечества.Эрнест Хемингуэй

Сформулируйте самостоятельно, или используя текст учебника понятие «демография». Работа с терминологическим словарем. Выясните, что такое демография? Зачем нам необходимы знания о населении нашей страны? (Слайд № 4)

Проанализируем табл.№1, Выясним какое место занимает Россия среди стран «рекордсменов по численности населения». Работа с контурной картой. Обозначить цифрами 10 стран мира самых больших по численности населения. ( Слайд №5)

Страны «рекордсмены по численности населения».

В мире 7 млр. чел.

Китай (Пекин)-1 млр.300млн.

Индия (Дели)-1095млн.чел.

США ( Вашингтон)-298,4 млн.ч.

Индонезия (Джакарта)-246.5млн.чел.

Бразилия(Бразилиа)-188.1млн.чел.

Пакистан (Исламабад)-165.2 млн.чел.

Бангладеш (Дакка)-147.4млн.чел.

Нигерия (Абуджа)-132млн.чел.

Россия(Москва)-141.9млн.чел.

Япония(Токио)-127млн.чел.

По прогнозу ООН, Россия будет постепенно вытеснятся из списка стран с большой численностью населения.

Какой на ваш взгляд должна быть численность населения России?

Среди 6.5 млрд землян 2.2% россияне. Это 142 млн чел.

Чтобы выяснить основные тенденции динамики численности населения России, области, района, нам предстоит большая работа по анализу статистического материала. Графиков. Диаграмм. Представьте себя сотрудниками отдела статистики. Каждый из вас работая индивидуально и в паре, следуя инструкции, выполняет поручения. Успех вашей работы влияет на конечный результат и на объем знаний ваших коллег.

Задания: ( заполняют распечатанную схему)

Кто главный враг стабильного роста населения? ( войны, экологические катастрофы, социально-экономический фактор, эпидемии, ДТП, терроризм) Фрагменты документальных фильмов http://www.youtube.com/watch?v=Bknc2lLj_N4 — «Гражданская война»,

С какими социальными потрясениями связаны критические периоды истории России в первой половине 20 века? (Войны, репрессии)

Фрагменты документальных фильмов «Сталинскийрежим».- http://www.youtube.com/watch?v=INAlYJXNCiU Русская песня. Сталинские лагеря. Беломорканал

Почему демографические катастрофы 20 века не только количественные потери, но и качественные?

Фрагмент художественного фильма «Офицеры». http://www.youtube.com/watch?v=sZM8gfEkwCw

Изменение численности населения происходило не только за счет присоединения новых территорий или выхода из состава страны. Оно связано прежде всего с особенностями естественного движения населения. (Слайд № 7, 8)

Годы переписи в РФ: 1926, 1937,1939,1959,1970,1979,1989,2002,2010.

Объяснение учителя по конспекту (у каждого ученика гиперкарточка по естественному движению населения).

Переход от одного типа воспроизводства к другому называется демографической революцией или демографическим переходом.

Демографическая политика— система мер направленная на регулировку воспроизводства.

Демографический кризис-снижение численности населения в рез. социальных потрясений.

Демографический взрыв— процесс, сопровождающийся естественным приростом населения за счет высокой рождаемости.

Естественный прирост-разница между числом родившихся и числом умерших за определенное время. ( стране, регионе за год) ЕП=Р-С; ЕП «+» и « -«

Воспроизводство населения— процесс смены поколений(естественный)

В последнее десятилетие в России постепенно сокращается рождаемость. При уменьшении доли детей, растет доля пенсионеров, приводит к повышению смертности.

Проанализируйте Слайд № 15

ПРИМЕР: В России самая высокая рождаемость на территории Сев. Кавказа, где часты многодетные семьи.

Сокращение рождаемости представляет собой общую тенденцию промышленно развитых стран, государств с высокой долей городского населения. 1992г. Стал отрицательным ЕП.

2. Основными демографическими показателями являются рождаемость, смертность, естественный прирост, характеризующие естественное движение населения. Данные понятия раскрываются при помощи опорного конспекта.

Закрепление материала:

Тесты на компьютере-6 чел.

Тесты на листе в форме ЕГЭ- 8 чел.

Работа с табл №4. Посчитать ЕП по РФ, Р.Карелия, -6чел

Оцените свою работу на уроке. Рефлексия.

Д/З: Предположите, каков был бы состав вашей семьи, если  бы Россия избежала социальных потрясений в 20 веке. ( Слайд № 16)






See also:
Яндекс.Метрика