урок в 8 классе по географии Байкал


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нименьгская основная общеобразовательная школа»

Урок географии в 8 классе

Тема «Байкал – жемчужина Сибири»

Учитель: Шкрабова

Валентина Александровна

П. Нименьга, 2013 г.

БАЙКАЛ – ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ.

Цели урока:

Раскрыть характеристику природных условий и природных ресурсов озера Байкал;

Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал;

Дать представление о эндемиках озера Байкал;

Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

Оборудование:

физическая карта России, атлас 8 класс, контурная карта, учебник, мультимедийный проектор, презентация MS Power Point «Озеро Байкал – жемчужина России», видеоролик «Байкал».

Тип урока – урок изучения нового материала.

Структура:

Организационный момент

Объяснение нового материала

Обобщение и закрепление

Итог урока

Домашнее задание

Методы:

словесный,

наглядный,

практический,

ИКТ.

Ход урока.

Организационный момент. Здравствуйте. Мы продолжаем изучать крупные природные районы России. Прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим, как вы усвоили прошлые темы по природным районам России.

Проверка домашнего задания (работа в контурных картах). Отметьте на контурной карте следующие объекты:

— Русская равнина (Восточно – Европейская);

— Кавказ;

— Урал;

— Западно – Сибирская равнина;

— Средне – Сибирское плоскогорье;

— Алтай;

— Западный и Восточный Саяны;

— реки: Обь с Иртышом, Енисей, Северная Двина;

— моря: Карское, Белое, Баренцево.

А сейчас, кто желает показать на карте России все природные районы, которые вы отметили у себя (один ученик работает у карты, остальные проверяют).

Опережающее домашнее задание: сообщение учащимся.

Изучение нового материала. Эпиграф на школьной доске:

Изведать то, чего не видел сроду, —

Глазами, ртом и кожей пить простор!

Кто в океане видит только воду —

Тот на земле не замечает гор.

В. Высоцкий

Вот теперь мы можем приступить к работе. Послушайте стихотворение М. Сергеева, а потом, я надеюсь, вы догадаетесь, о чем пойдет речь сегодня на уроке:

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка – просвечен,

И весь – до капельки – родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы – сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин –

В этом, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима, Россия,

И ты немыслима, Сибирь.

Вы определили тему нашего урока?

Да, конечно, мы будем говорить об озере Байкал – жемчужине Сибири.

На доске написаны слова: «Байкал – бесценный дар природы!» (А. Твардовский).

Итак, целью нашего урока будет: раскрыть характеристику природных условий и природных ресурсов озера Байкал; Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал; Дать представление о эндемиках озера Байкал; Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

Общее знакомство с озером Байкал.

В России много красивых озер. Вспомним, что такое озеро? (Озеро – это замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении).

Организация ЮНЕСКО учредила 506 природных объектов всемирного наследия, среди которых и озеро Байкал. Оно расположено на юге Восточной Сибири. Огромный Байкал растянулся с севера на юг на сотни километров.

? Объясните выражение «Как море чаша глубока»

максимальная глубина 1620 метров;

содержит 20% мировых запасов пресной воды;

60 % российских пресных вод.

Солёность равна 0,1 промилле.

Итак: самое пресное, самое прозрачное, самое глубокое.

? Хотели бы побывать на Байкале и почему?

Происхождение названия озера.

Байкал – название производят от якутского: БАЙ – «богатый», КЕЛЬ (КЁЛЬ) – озеро – БОГАТОЕ РЫБОЙ ОЗЕРО.

По новым исследованиям, название возникло от тюрско — монгольского слова «БАЙГААЛ» — МНОЖЕСТВО ВОДЫ.

Буряты называют его «БАЙГААЛ – ДАЛАЙ» — БОЛЬШОЙ ВОДОЁМ КАК МОРЕ.

Существует множество сказаний и легенд о происхождении Байкала, вот одна из них. Сообщение о Байкале подготовил ученик.

Сообщение учащегося «Легенда о Байкале».

?В каком крупном природном районе лежит озеро? (на юге Восточной Сибири).

Комплексная характеристика Байкала. (Фрагмент видеофильма озера Байкал). А сейчас просмотрим видеоролик о озере Байкал, чтобы создать комплексную характеристику этого природного комплекса.

Байкал — крупный природный комплекс.

?Что такое природный комплекс? (Природный комплекс – территория, на которой все компоненты: рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир находятся в тесном взаимодействии).

?Итак, используя карты атласа, составьте комплексную характеристику озера Байкал.

— Рельеф (тектоническая карта атласа стр. 10-11)

?В области, какой складчатости находится озеро Байкал? (в области байкальской и раннекаледонской складчатости).

Климат (климатическая карта атласа стр. 14-15)

?В какой климатической области находится Байкал? (в области резко континентального климата).

?Назовите среднюю температуру июля, января. (июль +160С; январь – 240С;). Ребята, вода в озере круглый год холодная (+100С, +120С). Замерзает озеро поздно, в конце декабря, вскрывается тоже поздно. До конца мая плавают льды.

?Какое средне-годовое количество осадков на территории озера? (600 мм. за год).

Охарактеризуйте реки, впадающие в Байкал, используя физическую карту (в атласе стр. 4 – 5).

?Много рек впадает в озеро? (да, впадает более 336 рек и речушек)

?А сколько вытекает? (лишь одна – река Ангара вытекает из озера)

Органический мир Байкала.

Очень своеобразен и интересен мир Байкала. 70% растений и животных озера — эндемики.

?Кто такие эндемики? (Эндемики – уникальные виды растений и животных, встречающиеся только на определенной территории).

Физминутка. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и отойти от темы. Итак, на карточках написаны географические объекты России. Ваша задача прикрепить эти объекты на карту России (Географические объекты – м. Челюскин, м. Дежнёва, река Северная Двина, п-ов Таймыр, п-ов Камчатка, Курильские острова).

Эндемики Байкала.

А сейчас о эндемиках Байкала сообщения подготовили учащиеся, давайте послушаем их.

Баргузинский соболь (сообщение учащегося).

В Байкале встречаются 1500 видов животных и свыше 1000 видов растений, большую часть которых составляют водоросли. В Байкале в настоящее время насчитывается 52 вида рыб, относящихся к 12 семействам. Так же к эндемикам относится голомянка – живородящая рыбка, не имеющая чешуи.

Сообщение о голомянке (сообщение учащегося).

Промысловое значение имеют хариус, сиг, налим и знаменитый байкальский омуль – небольшая рыбка длиной 30-40 см.

Обитает в озере и тюлень – байкальская нерпа.

Но Байкал не только вода и не только то, что в воде. Замечательные свойства байкальской воды, её чистота и прозрачность во многом определяется круговоротом вещества и энергии между озером и его берегами. Озеро и его побережье единый комплекс, жизнь Байкала – жизнь окружающих его берегов.

Экологические проблемы Байкала

Вот такой удивительный и неповторимый природный мир Байкала. И говоря сегодня об уникальности Байкала мы не можем не сказать о его проблемах.

Охранять Байкал – значит охранять его берега и те реки, которые несут в него свои воды.

?Какие меры по охране вод Байкала вы предложите?

? На карте в атласе (стр. 26 – 27) определите какие заповедники находятся на территории озера? (Непосредственно на побережье Байкала находится три заповедника: Баргузинский, Байкало-Ленский, Байкальский; два национальных парка: Прибайкальский, Забайкальский; шесть заказников: Фролихинский, Кабанский, Прибайкальский, Энхэлукский, Степнодворецкий, Верхнеангарский).

Закрепление.

Соедините стрелками что чему принадлежит.

+160С

Российский запас пресной воды

20%

Средняя температура июля

0,1‰

Расположение озера Байкал

— 240С

Средняя температура января

Юг Восточной Сибири

Количество рек

60%

Глубина

1620

Мировой запас пресной воды

336

Солёность

Итог урока

Урок я хочу закончить словами Н. Надеждиной из статьи в газете «Ленская правда»: «Наш закон гласит, что народ сам должен охранять природу – свое богатство. Народ – это мы с вами, вся наша страна – взрослые и дети!». От себя добавлю: «Охранять природу – значит охранять свою Родину!».

Домашнее задание: §

Список используемых источников:

http://otpusk.tomsk.ru/country/articles/rubric/45/101/ карта Байкала

http://baikal-viktoria.ucoz.ru/forum/62-383-4 Байкальский тюлень 

http://aquaria2.ru/node/12852 Голомянка.

http://www.magicbaikal.ru/ecology.htm Экология Байкала

http://www.youtube.com/watch?v=BbMEPZbE4ns&feature=results_video&playnext=1&list=PLE5E3EF363A26B3FA фильм о Байкале

География: природа России: учеб. Для 8 класса общеобразоват. учреждений/ Э.М.Раковская. – 9-е издание – М.: Просвещение, 2006 г. – 302 стр.

География. Природа России. 8 класс: поурочные планы по учебнику Э.М. Раковской. 2 полугодие. 2 – е изд., стереотип/ авт-сост. Н.Н. Перепечева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.






See also:
Яндекс.Метрика