Урок в 7 классе У нас в гостях Япония


Открытый урок по географии в 7-м классе

Тип урока: изучение нового материала.

Оснащение урока: записи японской музыки; японское шелковое кимано; японская посуда; сувениры; икебана -цветущая ветка сакуры; план на доску; эпиграф на доску; выставка книг.

Ход урока

Здравствуйте ребята, прошу садиться. Я учитель географии Сурско- Майданской школы. Проведу у вас урок, но вначале давайте познакомимся . Меня зовут Наталья Анатольевна. Урок наз-ся «У нас в гостях Япония».(1 слайд)

Ориентация учащихся на урок.( 2 слайд)

Цели и задачи:

Воспитание в детях любви уважения, толерантности к другому государству.

Познакомиться с восточным соседом –разноликой Японией.

Расширить представление и получить знания о соседней державе, отметить самое интересное в этой стране.

Показать неразрывную связь Японии с прошлым, без опоры на которое сегодняшняя страна не смогла бы так уверенно и успешно развиваться.

Продолжать формировать воспитательный интерес к изучению страны.

Целеполагание.

Учитель: « Ребята давайте уточним, какую информацию мы должны получить». Посмотрите на план урока.

(Слайд 3)

План урока:

1. ЭГП.

2. Рельеф

3. Население страны

4. Города.

5. Природные ресурсы.

6. «Путешествие в мир японских вещей»

7. Подведение итогов урока.

На доске написать : о. Кюсю, Сикоку, Хонсю и Хоккайдо), Рюкю; г.Фудзияма; Синтоизм ,буддизм; Токио. Киото, Хиросима, Нагасаки; Самурай, «Бусидо»,камикадзе; Кимано; Икебана,бонсаи; Хаси.

О, вот она- чудесная страна,

Заветный край мой- Акицусима!

Как крылья стрекозы, простерты острова,

Страна Ямато-вот она!

Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья.

Под вишнями в цвету.

Кобаяси Исса.

Удивительный сосед есть у России на востоке- Япония. Япония — “страна восходящего солнца” — одно из самых древних государств мира, экономический лидер в мире. Где на рубеже 70-80 годов главная цель послевоенной экономической политики Японии- догнать передовые страны Запада по уровню экономического и научно- технического развития –в основном была достигнута. Как это произошло, мы узнаем с вами в увлекательном путешествии по старой и новой Японии. Прослушаем диктора про особенности природной среды Японии. (диск –страны- Япония).

II. Изучение нового материала

1. учащийся

Наталья Анатольевна

Нас собрала в условный час.

Мы подумали немного

И собрались в путь дорогу.

Здесь не школа, здесь не класс-

Здесь Япония у нас.

Каждый из гостей сидящих-

Тут на Японском островке,

Знает, нет здесь русских настоящих,-

Все они в другой стране.

Мы «японцы»хоть куда,

Рассказать нам ерунда

Про религию, про быт,

И про спорт, и про прикид.

Представляем вам сейчас-

Нашу команду- высший класс.

Что-то нет аплодисментов,

Где поддержка в пользу нас?

По японским городам

Мы стрелою вас промчим.

Очень рады мы гостям,

Добро пожаловать в Японию!

Учитель: ( слайд 4 Политическая карта)

Япония — государство в Восточной Азии, расположенное на четырех крупных островах (Кюсю, Сикоку, Хонсю и Хоккайдо), островах Рюкю и более чем тысяче мелких островов. Дуга островов, на которых расположена страна, протягивается на 3,5 тыс. км на стыке материка Евразия и Тихого океана. Площадь страны равна 372,2км2.

Совершим исследование по атласу и контурной карте, откроем их.

Учитель: задание1. Найдите на карте острова и нанесите их на контурную карту.

Вопрос? Определите по карте, какой остров самый большой? (Хоккайдо)

Вопрос ? На севере страна омывается каким морем? (Охотским морем), на востоке – (водами Тихого океана), на юге – (Тихим океаном и водами Восточно-Китайского моря), на западе – (Корейским проливом и Японским морем). Япония претендует на принадлежащие России Курильские острова, лежащие на север от острова Хоккайдо.

Вопрос ? Кто может сказать почему Япония претендует на Курильские острова?

Существенные изменения на политической карте мира этого региона происходили в разные периоды истории. С конца ХIХ в. Япония встала на путь территориальных захватов. После войны с Китаем Япония отторгла от него Тайвань, после русско-японской войны 1904-1905 гг. — от России — Южный Сахалин. Россия получила Сахалин в свое полное владение, взамен уступив Японии все Курильские острова. И лишь после Второй мировой войны эти острова были возвращены России.

1. После исследования карты самостоятельно выявим положительные стороны ЭГП страны ?

Вытянутость Японии с северо-востока на юго-запад вследствие климатические условия разнообразны.(теплые климатические пояса (тепло), омывается со всех сторон океаном(влага)) и отрицательные стороны (островное государство и удалено от развитых стран мира).

(5 Слайд физическая карта)

2. Исследуем рельеф Японии. Японские остова возникли там, где громадная Тихоокеанская литосферная плита столкнулась с материковой Евразийской. В результате этого столкновения восточные окраины были раздроблены и образовались острова .

Вопрос ? Большую часть территории страны занимают горы или равнины? (Горы ) .

Земная кора до сих пор активна. На острове Хоккайдо расположена горная цепь вулканического происхождения, берущая начало на Курилах (Россия). На японских островах расположено около 188 вулканов, более 40 из них — действующие. Ежегодно острова подвергаются землетрясениям (в год их отмечается более 15 тысяч), в результате жители Японии стремятся приспособить свою жизнь к грозящим землетрясениям. Размещение вещей в доме подчиняется правилу: ни одна тяжелая вещь не должна находиться выше головы сидящего человека.

Вопрос? Назовите самую высокую точку Японии – (гора Фудзияма (3776 м).

(6 СЛАЙД г.Фудзияма)

Вопрос ? Назовите расположение равнин? Равнины страны лежат в основном вдоль нижних склонов гор и вдоль побережья. Наиболее обширные из них расположены на острове Хоккайдо: вдоль реки Исикари в западной части острова. В долине реки Канто — самая крупная равнина Канто расположена вдоль Токийского залива. Здесь находится столица Японии — Токио. В долине реки Наби — г. Нагоя, в долине реки Осака расположены города Кобе, Киото и Осака.

Зная ЭГП и рельеф, мы сами можем сделать вывод, что тепла и влаги в Японии достаточно, но так как страна расположена в горной местности и на островах, часто отмечаются особо опасные явления: землетрясения, извержения вулканов, ураганы, ливни, тайфуны, что наносит хозяйству страны огромный ущерб.

3. Население страны. Численность (более 125 млн. человек), среднюю плотность (почти 340 человек на км2).по населению занимает 8 –е место в мире.

Вопрос? Кроме японцев кто проживает еще? (корейцы, китайцы.)

Вопрос ? Какой государственный язык ? (японский, многие говорят на английском)

Здесь самая низкая детская смертность и самые высокие показатели средней продолжительности жизни в мире. На 1998 г средняя продолжительность жизни: женщин — 83 года, мужчин — 76 лет.

Сообщение учащихся.

(7 -8 СЛАЙД храм)

Вероисповедание: синтоизм, буддизм, христианство. Отличительная черта религиозной жизни Японии — терпимость и смешивание верований, культов и обрядов из различных религий. В стране синтоизм и буддизм мирно сосуществовали и сосуществуют в жизни людей. Немного истории: Японская империя возникла в 660 г. до н. э., когда на престол взошел первый японский император Дзимму. В течение первого тысячелетия Япония развивалась под влиянием Китая и Кореи, имевших более высокий уровень цивилизации. В VII веке из Кореи в Японию пришел буддизм, ставший в последствии государственной религией страны.

Токио представляет собой самый большой в мире городской агломерат, который со своим 26-миллионным населением (включая пригороды) оставил далеко позади такие города-гиганты, как Мехико и Шанхай. Постороннему человеку этот город представляется урбанизированным кошмаром: небоскребы, возвышающие в беспорядке в атмосфере ядовитого тумана; автомобильные заторы в хитросплетении улиц; подземка, переполненная настолько, что “толкачам” приходится буквально впихивать пассажиров в вагоны и т.д. Столица Японии считается одним из мировых центров розничной торговли (160 тысяч магазинов, 180 универмагов). Здесь обилие культурных центров, мест для отдыха и развлечений. Токио состоит из 23 районов, 26 городов-спутников, 15 небольших городков, нескольких островов и сотен полностью обособленных кварталов. Одна из крупных проблем Токио — острая нехватка жилья, но, как показал опрос жителей, 82 % населения нравится жить в столице, и они согласны остаться в своих клетушках.

(9 Сайд.) Города-сообщение-учащихся.

(10 слайд город)

Киото возник 12 веков назад и с самого начала строился как столица. 1074 лет этот город был столицей Японии! Сейчас это город туристов-иностранцев. Здесь есть исторические памятники: императорская вилла Кацура Рикю, храм Рёандзи с его знаменитым садом пятнадцати камней, более двух тысяч храмов и святынь, замок Нидзе, старинные императорские гробницы и др.

Хиросима возродился после бомбежки и быстро рос, раньше здесь проживало около 350 тыс. человек, сейчас — около миллиона. Здесь строят океанические корабли и отличные автомобили “Мазда”, плетут знаменитые татами — циновки, покрывающие пол.

Нагасаки. Сказав “Хиросима”, почему-то сразу хочется добавить “Нагасаки”. Эти два города неразрывно связаны друг с другом общей трагедией. Нагасаки — это город зеленых холмов у кромки воды. Это экзотический, уютный, необычный город. И его превратили в мишень атомной бомбардировки! Исторические реликвии уцелели только чудом. Бомба упала так, что невысокие холмы “погасили” часть ударной волны.

Для сравнения: 93% японцев имеют полное среднее образование, а в США — 80%. К 25 годам 40% японских юношей имеют высшее образование и всего 20% — в США.

Учитель: Изучение природных ресурсов мы проведем в форме беседы, я буду задавать вопросы а вы на них отвечать.

Япония богата земельными ресурсами? (нет)

Япония богата лесными ресурсами? (ДаЛесными ресурсами занято 2/3 территории). (коллекция гербария) Богаты по составу деревьев.(дуб, бук, криптомерия ,цветущая камелия,камфорный лавр, вишня).

Используя физическую карту, определите, много ли в Японии рек? (Реки невелики, но бурны и порожисты.) Для чего могут быть использованы реки этой страны? (гидроэлектростанция, орошение).

Япония бедна или богата минеральными ресурсами? (Бедна) .Зная, что Япония самая экономически развитая страна мира, и тем самым удовлетворяют свои потребности в сырье? (90% сырья Япония импортирует).

Вывод учителя : про Японию говорят как об “экономическом чуде”. Они уделяли огромное внимание развитию науки, новых технологий, организации труда. Все население работало очень напряженно, при этом зарплата оставалась очень низкой. Своеобразна в Японии система образования, которая заставляет учащихся самостоятельно дополнительно заниматься. Трудолюбие японцев, о котором говорят как о национальной черте. В итоге Япония совершила мощный рывок в своем экономическом развитии.

«Путешествие в мир японских вещей»

(СЛАЙД 11школа)

Япония — страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с самого раннего детства. Учебный год в японской школе- самый ,наверное ,длинный в мире: 240 дней. Увильнуть невозможно. Пытаться ввести японских матерей в заблуждение –напрасный труд. Нынешних японских родительниц недаром прозвали «келку мама»- «мама-, одержимая образованием».Такая мама не остановится перед тем, чтобы пойти в школу вместо заболевшего ребенка. Дома заставит выучить все «назубок».

Бережно и любовно японцы относятся к своему прошлому, национальным корням. Японцы очень любопытны и трудолюбивы, многое перенимают у других народов. Это помогло японцам в своей культуре освоить и закрепить сначала китайское ,а потом европейское.

(12-13 -14 Слайд женщина в Японии. )

Послушайте легенду преданности попробуйте сделать вывод. Кадзутоэ была женой бедного самурая с годовым жалованием 400 кулей риса.. На свои сбережения купила лошадь. На ней муж выиграл турниры. И самурай сделался князем, чей доход стал составлять более 200 тыс.кулей риса в год.

Назначение легенды –учить женщин преданности.

(15-Слайд мужчины-самураи.)

Японские рыцари- самури- одни из самых известных персонажей всемирной истории. Происхождением своим они обязаны семейным военным отрядам, которые в раннюю эпоху японской империи сражались племенами, издавна населявшими пограничные районы страны.

(Слайд 16)

Говоря о самураях, никак нельзя не вспомнить о камикадзе. К числу самурайских добродетелей-верности ,храбрости, скромности и прямодушию- добавилось нечто новое, зловещее: мрачное отрицание жизни и стремление к смерти. Это отношение к жизни и смерти запечатлено в кодексе бусидо. «Бусидо- путь воина -означает смерть. Когда для выбора имеются два пути ,выбирай тот ,который ведет к смерти».

Как и слово «камикадзе», все хорошо знают слово «ниндзя».в вольном переводе -воин- тень»)- так называли воинов –одиночек, специально подготовленных для выполнения тайных поручений-разведки, диверсий, убийств предводителей врагов.

Конкурс :Опережающее домашнее задание. «Национальная одежда».Демонстрация одежды.

(17 СЛАЙД «Кимано»).

Кимано- дословно «вещь ,которую надевают».японская женщина ассоциируется с кимоно, как японский пейзаж-с горой фудзи. Однако увидеть на улице большого города японку в кимано не легче ,чем разглядеть вершину Фудзи. Кимано сейчас исключено из повседневного обихода, но на праздники надевают. Кимано не шьют, а конструируют, складывая из кусков ткани.

Конкурс : Демонстрация причесок.«Национальная прическа».

(18 -19 СЛАЙД «Прическа»)

Прически отличались оригинальностью, сложностью, аккуратностью исполнения. Для устойчивости в высокие прически подкладывали бархатные валики, подушечки, вальные гребни. Прическу покрывали растопленным маслом или воском для того чтобы блестели. Для сохранения прически голову клали на ночь на специальные деревянные подставки, подголовники. Прически оставались на весу. Женщина была красива в течении 2 недель. Волосы украшали при помощи цветов или шпилек, которые лежали крест –накрест.

Просмотрите ребята и постарайтесь сравнить национальную одежду у чувашей и японцев.

Физкультминутка.» Чайная церемония»

Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными растениями, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил. В VIII веке он попадет в Японию.

Чайная церемония состоит из набора последовательных действий, называемых “ката». У нас две будет команды, я раздам пригласительные билеты на чаепитие . у кого –новогоднее сядем на один ряд ,у кого при луне -на другой. Одна готовить будет Новогоднее чаепитие, другая –чаепитие при Луне.

Команда1. Новый год наступает 3-4 февраля. На столе ветка сосны или ветка бамбука, воткнутая в горшок. Выбирается хозяин. Гости должны произнести вежливую фразу. Хозяин кланяется в знак согласия. Окончившие чаепитие, рассматривают рисунки на чашках. Посуда на японском столе не имеет ничего общего, что мы называем сервизом. У них наз-ся разнобой. А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись . После осмотра ,гости обмениваются мнениями о мастерстве создателей. затем хозяин все складывает в ящики.

Команда 2.В чайной церемонии при Луне участвуют 5 человек. На каждом предмете лежит белый платок. Гости выбирают почетного гостя( секяку- мастера-человека более высокого положения или в возрасте. Они также четко определяют ,кто сядет за стол 2-м, 3-м,4-м, 5-м.Мастер ,заварив чай, отпивает от него 2-3 глотка, затем передает второму гостю, затем третьему….А гости ,взяв чашку в руки ,сначала рассматривают рисунок, а потом уже пьют.

Спасибо за физкульминутку. Мы продолжим чаепитие после нашего урока.

«Икебана»

Икебана-порождение японского образа жизни. Этот вид искусства создан нацией. которая веками воспитывала в себе умение обращаться к природе как к неисчерпаемой сокровищнице прекрасного. Это умение расстановки цветов и веток деревьев в вазах. Сущность икебаны лаконична выражена в словах: «цветы срезаны, но не убиты!»; вы спасли душу цветка, он продолжает жить в совершенной гармонии с новой окружающей средой».выражение «икебана» переводят как «помочь цветам проявить себя».

Ветка абрикосового дерева, символизирует красоту женщины. Глаза японок сравнивают с яйцевидными зернышками абрикос.

(20 Слайд. (Демонстрация карликового лимона).

Бонсаи -это японское слово символизирует искусство выращивания деревьев в миниатюре на подносах и в горшках.

(21 слайд) Конкурс «Японское блюдо».

Основу японской кухни составляют растительные продукты, овощи, рис, рыба, многие продукты моря. Большинство японских блюд подаются с различными приправами, которых в Японии очень много.. Рис — основа японской кухни, к нему относятся с глубоким почтением, как к хлебу насущному. По-японски его называют “гохан” — “го” — уважительная приставка, а “хан” — еда. Японская кулинария следует девизу :» Не сотвори, а найди и открой». Продолжим пробу блюд чуть попозже и конечно палочками-хаси.

Прослушаем запись о еде.

Учитель: подходит к концу наш урок. Чтобы закрепить наши знания проведем блиц- турнир. У вас лежат карточки с заданиями ,вы быстро ответите на них, поменяетесь карточками и выставите оценку, положите свои карточки в дневник , сдадите дневник на стол учителя и я поставлю вам оценку.

Блиц-турнир

1. 99% населения Японии составляют …. (Японцы)

2.Самая высокая гора страны? (Фудзияма — 3776 м)

3.Столица Японии-(Токио).

4.Выращивание карликовых деревьев (Бонсай).

5.Какой государственный язык (Японский, но многие говорят на англ.)

Проблемное задание: Нужно создать культурологический проспект Японии .Кто из вас желает стать гидом ? получит звание почетного дипломата в Японии . Нужно сделать вывод нашего урока.

ФОТО на память.

Вручение дипломата.

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: Итак , ребята мы с вами закончили ,надеюсь, увлекательное путешествие по Японии. Я думаю , что пробудила у вас большой интерес к Японии и японцам , к их образу жизни, складу ума и характера и вызвала у вас симпатию.

Япония для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран. Природа поселила нас бок о бок. А кому неизвестна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки ,но чтоб ужиться с ним , надо знать его характер. Поэтому я сегодня постаралась ближе познакомить вас с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни.

ВЫВОД УЧАЩИХСЯ:

Решение учебной задачи.

1. Почему мы выбрали именно этот эпиграф к уроку?

2. Что дала вам такая форма проведения урока?

3. Как вы чувствовали себя на уроке?

4. Испытывали ли вы на уроке трудности, когда?

Оцени свою работу на уроке: на столе у вас лежат

(хорошо)

(нормально)

(попробуй еще!)






See also:
Яндекс.Метрика