Урок в 5 классе


Проект урока по информатике и ИТК в 5 классе

Тема урока: Наглядные формы представления информации.

Цели урока:

познакомить учащихся с наглядными формами представления информации и сформировать представление о диаграмме как очень удобной форме структурирования определенной числовой информации

Задачи:

Учебная – познакомиться с наглядными формами представления информации.

Расширить представление о компьютере как инструменте обработки числовой информации.

Научиться осуществлять переход от текстовой информации к наглядной.

Подчеркнуть роль наглядных форм представления информации.

Дать представление о диаграмме.

Воспитательная – воспитание информационной культуры, усиление познавательной мотивации осознанием учеником своей значимости в образовательном процессе.

Развивающая – развитие логического мышления, расширение кругозора.

Познавательная – знакомство с современными компьютерными технологиями, повышение интереса к занятиям информатикой.

Учитель

Ученик

Вспомните, что такое информация?

Это сведения об окружающем нас мире

Какие виды информации по форме представления вы знаете?

Числовая

Текстовая

Графическая

Звуковая

Видеоинформация

А человек принимает информацию с помощью…

С помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса

Как вы считаете, с помощью какого органа человек получает больше всего информации?

С помощью зрения

Какие виды информации человек воспринимает с помощью зрения?

Числовую, текстовую, графическую, видео

Перед вами (на доске) текстовая информация. Прочитаем ее и попробуем представить картину:

Огненное зарево окрасило небо.

Поверхность океана казалась покрытой

алым шелковым платком. Горы черной

полосой стелились на горизонте.

Что вы себе представили?

(несколько учеников рассказывают свои картинки)

Вы видите, что у всех описание получается разным, каждый по-своему представляет эту картину. Наблюдается потеря значительной части информации, происходит изменение информации. А теперь посмотрим на картину, написанную по этому описанию.

(показывает репродукцию)

Давайте проанализируем с вами как легче воспринять информацию:

по рисунку или по тексту?

По рисунку

Почему?

Информация представлена наглядно

Вы правильно отметили, что проще воспринять наглядную информацию. Поэтому тема нашего урока: «Наглядные формы представления информации».

Как вы думаете, какова цель урока?

Познакомиться с наглядными формами представления информации

Вы правильно отметили,  главная цель нашего урока познакомиться с наглядными формами представления информации. Кроме того, мы с вами научимся текстовую и числовую информацию переводить в наглядную.

Появившийся на свет младенец не умеет ни говорить, ни ходить, ему дана удивительная способность видеть мир своими глазами. Пройдет немало времени, прежде чем он научится говорить и писать. Помните ли вы свои первые книжки? Что их отличало от взрослых книг? Да, то есть они были красочными со множеством картинок. Сегодня в ваших учебниках тоже много рисунков. Они помогают понять и усвоить даже самый сложный материал.

Значит одна из форм наглядного представления информации?

В детских книжках много картинок.

Графика, картинки, фотографии

Текст – это самая простая, но не наглядная форма представления информации, если ты не умеешь читать, то смысл написанного не поймешь никогда. Однако, смысл  рисунка мы поймём всегда. 

Встретились два рыбака и друг перед другом хвастают, кто поймал рыбу больше. Предложите способ разрешения спора, кто удачливее, у кого рыба попалась больше?

Надо показать фотографии человека с рыбой.

Фотографии – очень популярная, реалистичная форма представления информации. Никакое описание не сравнится с фотографией. Дома у вас наверняка есть много фотографий.

Наглядно показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления), а как они связаны друг с другом, могут  схемы.

Приведите примеры схем.

Например, для разбора слова по составу используют схему:  с помощью этих обозначений можно легко выделить: приставку, корень, суффикс, окончание.

Схема метро.

Схема эвакуации в школе (в здании)

Или план-схема.

Значит схема тоже одна из наглядных форм представления информации.

Ученика предлагается прочитать текст в учебнике1.10 с.37

(У Мухина по литературе оценка за год – «3». У Алексеевой по математике оценка за год – «5». У Дроздова по природоведению оценка за год – «5». У Галкина по природоведению оценка за год – «5». У Прозоровой по литературе оценка за год – «5». У Радугиной по математике оценка за год – «4».У Алексеевой по природоведению оценка за год – «5».. У Алексеевой по литературе оценка за год – «5». у Дроздова по математике оценка за год – «5». У Мухина по математике оценка за год – «3». У Мухина по русскому языку оценка за год – «3». У Прозоровой по математике оценка за год – «5». У Прозоровой по русскому языку оценка за год – «5». У Радугиной по русскому языку оценка за год – «4». У Галкина по русскому языку оценка за год – «4». У Радугиной по природоведению оценка за год – «4». У Галкина по литературе оценка за год – «4». У Радугиной по литературе оценка за год – «5». У Дроздова по литературе оценка за год – «4». У Галкина по математике оценка за год «3». У Прозоровой по природоведению оценка за год «5». У Мухина по природоведению оценка за год – «4».)

и ответить на находящиеся под ним вопросы. (Пятиклассники обычно затрудняются ответить на вопросы, но делают это чётко и быстро по таблице, которая выводится на экран позже)

— Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?

— По каким предметам приведены годовые оценки учеников?

Сколько учеников имеет «4» и «5» по математике?

Эти же самые вопросы задаются ученикам, когда на экран выведена информация в виде таблицы.

Таблица – простая и удобная форма для преставления и обработки однотипной информации.

А как можно удобно представить числовые данные?

Если ученики не могут ответить то предлагается следующее задание

Задание: Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки (Слайд 3): (или используя РТ: №20 С.23)

А-1

Б-2

В-3

Г-4

Д-5

Е-6

Ё-7

Ж-8

З-9

И-10

Й-11

К-12

Л-13

М-14

Н-15

О-16

П-17

Р-18

С-19

Т-20

У-21

Ф-22

Х-23

Ц-24

Ч-25

Ш-26

Щ-27

Ъ-28

Ы-29

Ь-30

Э-31

Ю-32

Я-33

 

 

Е Й Б Д С Б Н  Н Б

Ответ: Д И А Г Р А М М А

Диаграмма

Что же такое диаграмма, откроем энциклопедический словарь? 

Диаграмма – графическое изображение соотношения каких-нибудь величин.

Выясним, как можно представить числовые данные с помощью диаграммы. Решим  задачу: Известно, что продолжительности жизни животных разные. О каких животных пойдет речь, узнаем из  загадок.

Он трубит, но не трубач,Всеми признанный силач.Стоя спит под пальмой он.Догадались? Это… (слон)

Слон

По реке плывёт бревно.Ох и злющее оно!Тем, кто в речку угодил,Нос откусит … (крокодил)

Крокодил

Всю жизнь ношу я два горба,имею два желудка! Но каждый горб – не горб, амбар!Еды в них – на семь суток! (Верблюд)

Верблюд

Он в берлоге спит зимойПод большущею сосной,А когда придет весна,Просыпается от сна. (Медведь)

Медведь

По деревьям прыгать мастер,Сорвала руками лист,Ловко скорчила гримасу,Головой повисла вниз. (Обезьяна шимпанзе)

Обезьяна шимпанзе

Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, медведя и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно. 

На доске последовательно появляются названия животных, потом года жизни:

Слон – 60Крокодил – 40Верблюд – 30Медведь – 25Шимпанзе – 60

Эти данные можно представить на линейной диаграмме.

Внимание! Только тот построит диаграмму верно, кто будет внимательно слушать.

На листе в клетку начертим систему координат. По горизонтали мы будем откладывать годы жизни животных, по вертикали – название животного. Пусть две клетки – 10 лет жизни.

С помощью линейки начертим 5 горизонтальных отрезков (т.к. 5 животных), длины которых будут равны 60, 40, 30, 25 и 60 мм соответственно

Что мы можем сказать про диаграмму?

Диаграмма – это наглядная форма представления информации.

Диаграмма может иметь другой вид. Если повернуть систему координат на 90°, а вместо отрезков нарисовать прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30. 25 и 60. Такую диаграмму называют столбчатой.

Создавать в тетради столбчатые диаграммы долго, а с помощью компьютера быстро

Рассмотрим этапы создания диаграммы на компьютере.

Этапы создания столбчатой диаграммы:

Открыть текстовый процессор MS Word;

Создать таблицу с данными о животных и количеством лет их жизни;

3) Выделить таблицу;

4) Выполнить команду: ВСТАВКА – РИСУНОК – ДИАГРАММА.

5) Выполнить команду: ДИАГРАММА – ПАРАМЕТРЫ  ДИАГРАММЫ – НАЗВАНИЕ ДИАГРАММЫ – Зависимость роста животных от возраста.

А теперь давайте сами потренируемся создавать диаграммы. Выполним  по учебнику № 4 с. 44 . №37 с.37 рабочей тетради.

Представьте следующую информацию с помощью диаграммы: длина Нила – 6671 км, Дуная – 2850 км, Волги – 3530 км, Дона – 1870 км.

(Выполняют практическую работу на компьютере и сравнивают с работой учителя высвечивающиеся на доске через проектор)

Для чего нужны диаграммы?

Для наглядного представления числовой информации.

С какими наглядными формами информации вы познакомились на уроке? Как можно наглядно представить информацию?

С таблицей, с диаграммой, схемой, рисунком, фотографией

К какому выводу вы пришли, сравнивая текстовую информацию и наглядную?

С наглядной информацией удобно работать

С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

Список использованной литературы:

Учебник для 5 класса. Информатика и ИКТ/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Рабочая тетрадь для 5 класса. Информатика и ИКТ/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Методическое пособие информатики в 5-7 классах/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006






See also:
Яндекс.Метрика