Урок в 4-ом классе по учебному модулю Основы светской этики по теме Этикет


Технологическая карта урока ОРКСЭ

Автор: Ерофеева Наталья Станиславовна, учитель высшей категории

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Этикет

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание значения этикета в жизни человека, знание правил этикета, понимание значения речи и одежды для этикета.

П. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках

Р Способность к анализу и синтезу информации.

Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека.

Способность к прогнозированию и оценке своего поведения и одноклассников с точки зрения норм и правил хорошего тона.

К. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; излагать своё мнение, используя аргументы. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться. Выступать перед знакомой аудиторией сверстников с сообщениями.

Формирование ценностного отношения к нормам поведения, принятым в обществе. Воспитание чувства терпимости друг к другу, вежливости, аккуратности и самостоятельности, развивать воображение, коммуникативные способности.

Цель урока

Раскрыть роль этикета в жизни человека, формировать культуру поведения учащихся.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Этикет, правила этикета.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Стихотворения Ю.Чичёва, А.Усачёва, кроссворд, иллюстрации, на которых изображены модели одежды повседневной, школьной и праздничной, видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Царевна Несмеяна», «Почему мы так говорим», толковые словари.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7 минут

Ребята, давайте с вами разгадаем кроссворд, вспомним некоторые понятия, о которых говорили на уроках.

(Разгадывание кроссворда).

э

т

и

к

а

а

л

ь

т

р

у

и

з

м

п

а

т

р

и

о

т

к

у

л

ь

т

у

р

а

к

о

л

л

е

к

т

и

в

и

с

т

о

т

в

е

т

с

т

в

е

н

н

о

с

т

ь

1.Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

2.Нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.

3.Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради неё на жертвы, трудовые и ратные подвиги.

4.Включает в себя предметы человеческого труда, а также представления и идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила.

5.Человек, который заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим собственным.

6.Черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.

Какое ключевое слово получилось? (этикет)

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей)

Да, сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

Для работы мы разделимся на три группы. Каждая группа получит свое задание и попробует объяснить, что такое этикет. Время выполнения – 5 минут.

Задания для групп.

1 группа. Ищет ответ, используя стихотворение.

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЭТИКЕТ

Что ж такое этикет?

Кто-то знает, кто-то — нет.

Это ПРАВИЛА такие

ПОВЕДЕНИЯ, когда

Мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил ЭТИКЕТ,

И дурных привычек нет!

2 группа. Ищет ответ, используя толковый словарь.

3 группа. Ищет ответ, используя имеющиеся знания собственного опыта, можно при затруднении использовать учебник.

Вывод делает каждая группа. (Определение выводится на доску)

Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.

Сбор информации

Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

20мин.

-Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» — и произошло слово этикет. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

— Ребята, с каким правилами этикета вы уже знакомы? (ответы детей: правила поведения дома, в школе и т.д.)

— От кого вы узнали о правилах этикета?

В этикете много правил. И сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых из них.

Для начала прочитаем текст в учебнике стр.56-57 и ответим на два вопроса.

1вариант. Расскажет об одежде и этикете.

2вариант. Расскажет о значении речи для этикета.

Высказывания детей (другой вариант имеет возможность дополнить ответ)

После ответа 1варианта.

Рассмотрите иллюстрации справа на странице 57.

-В какой ситуации и по какому случаю надо одеваться так, как одеты герои этих фотографий. (Показ на слайдах модели одежды повседневной, школьной и праздничной)

Культура внешности человека – составляющая этикетных ситуаций общения, поэтому лучше придерживаться правил приличия в отношении внешнего вида и помнить слова А.П. Чехова: “В человеке должно быть все красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

Объясните, как вы это понимаете?

После ответа 2варианта.

Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала «Ералаш». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на речь мальчика и подумайте, что в его речи было необычного.

Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?»

Что в речи мальчика было необычного?

Все ли вам было понятно в его речи?

Почему вы смеялись?

Что вам показалось смешным?

Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», «училка», относятся к молодежному жаргону – сленгу.

А всегда ли уместно использовать в разговоре сленговые слова? (Ребята обращают внимание на то, что мальчик разговаривает с взрослым человеком).

Какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными?

Четыре волшебные слова

ЭТИКЕТА основа.

Вы часто их говорите,

Звучат они очень красиво:

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,

ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.

«Здравствуйте!»-здоровья желаю.

«Благодарю!»-благо дарю.

«Извините!»-признаю свою вину. Прошу простить.

«Спасибо!»-спаси бог.

Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них нежность, тепло солнца, все оттенки любви и света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить, не знает ссор и обид.

А сейчас вы увидите еще один отрывок из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна»

Обсуждение просмотренного отрывка в парах.

Что было необычного в поведении мальчика? Почему клоун Олег Попов не смог рассмешить царевну Несмеяну, а ученик 5 класса Петя Ручкин смог?

Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами, делать выводы.

Познавательные УУД: «Прием информации».

Сбор информации

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Познавательные УУД: «Прием информации».

Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека.

Способность к прогнозированию и оценке своего поведения и одноклассников с точки зрения норм и правил хорошего тона.

Личностные УУД:

«Вижу, слышу, чувствую».

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10мин.

А теперь вы поработайте в группах и выведите правила этикета:

Когда вы обсудите правила, запишите их на больших листах и прикрепите на доску. Когда все пары закончат работу, необходимо перечислить правила, которые вы записали и объяснить свой выбор. Остальные учащиеся должны будут внимательно слушать и дополнить ответ выступающих.

В помощь учащимся раздаются стихотворения.

Задание для групп.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика