Урок в 4 классе Православный храм


Урок в 4 классе на тему:

«Православный храм»

в модуле

«Основы православной культуры»

Модуль «Основы православной культуры»

УМК: учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры», рабочая тетрадь на печатной основе для 4-х классов: Т.А. Берсенева «Основы православной культуры», ЦОР.

Тема урока: «Православный храм»

Место урока в системе уроков: № 14

Тип урока: традиционный, изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.

Задачи урока: познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём; учить уважительному отношению к православной культуре, её правилам и нормам.

Формируемые УУД:

— познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;

— коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

— личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами.

Основные понятия урока: Храм, священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.

Оборудование: учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры», М. 2010 г.; рабочая тетрадь Т.А. Берсенева «Основы православной культуры», М.; компьютер, проектор, мультимедийная презентация, электронное приложение к учебному пособию.

Формы организации работы: фронтальная работа, работа в парах, работа в группе.

Оформление доски: схема храма, слова чудотворца Иоанна Шанхайского «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям».

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Источники

Актуализация знаний

Учитель формулирует задание, используя приём «Кластер», вывешивает слова на доску.

Дети слушают колокольный звон.

Записывают слова ассоциации.

Аудиозапись

Слова-карточки:

*церковь

*священник

*собор

*храм

*икона

*колокол

Постановка и формулирование проблемы

Учитель организует мини-дебаты.

Учащиеся выбирают одно из предложенных высказываний, объясняют свою точку зрения. Формулируют цель урока.

Слова чудотворца Иоанна Шанхайского (Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям»).

Процессное планирование деятельности

Учитель организует работу учащихся, планирует работу.

Ученики выбирают карточки и составляют план урока.

Памятка-план урока

Процесс решения проблемы

1.Учитель показывает презентацию и рассказывает о внешнем облике православных храмов.

2. Учитель контролирует чтение учащихся, слушает определение понятий, расширяет информацию о прочитанных понятиях.

3. Учитель использует приём работы с учащимися «Водоворот мнений»

1. Дети слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

2. Дети читают по цепочке текст в учебнике и рассказывают о понятиях: храм, священник, кадило, канун, икона, иконостас, алтарь, Царские врата. Составляют глоссарий.

Дети отвечают на вопросы.

3.Учащиеся делятся на группы, получают альбомные листы и записывают свои предложения. Представляют результаты работы в группе.

*презентация

*учебник

Применение знаний и умений

Учитель организует просмотр видеоролика «В храме» и разгадывание кроссворда.

Учащиеся смотрят видеоролик, разгадывают кроссворд (работают в паре).

Дают оценку своей деятельности.

*Видеоролик «В храме»

*кроссворд

Рефлексия

Учитель организует рефлексию учащихся, написание синквейна.

Дети формулируют свои фразы.

Учащиеся составляют синквейн к слову «храм». Зачитывают некоторые работы.

Фразы записаны на доске

* Мне понравилось…

* Мне запомнилось…

* Я узнал…

* Мне бы хотелось…

Подведение итогов

Учитель проводит блиц-опрос.

Дети отвечают на вопросы.

Оценивание

Учитель организует самооценку учебной деятельности учащихся.

Дети раскрашивают символы.

Домашнее задание

Учитель даёт задание по выбору.

1. Задание в тетради.

2. Пословицы, поговорки, загадки о храмах.

3. Рисунок храма.

4. Подготовить сообщение об одном из храмов Санкт-Петербурга.

Дети выбирают своё задание и записывают.

Ход урока:

Организационный момент. Актуализация знаний. (3 мин.)

— Добрый день ребята, подарите мне свои улыбки. Я, надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, оставит у вас добрые чувства, и вы сможете показать свои умения активно работать.

— Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.)

— Какую музыку вы сейчас слышали?

— Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите на листе бумаги слова, которые ассоциируются у вас с колокольным звоном. Назовите эти слова.

— Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

— Православный храм.

II. Постановка и формулирование цели урока. (2 мин.)

— Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям».

— Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения:

* Я считаю, что человеку нужны храмы…..

* Я считаю, что человеку храмы не нужны…..

— Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке?

III. Планирование деятельности. (2 мин.)

— Что может нам помочь достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию? Выберите карточки.

Синквей к слову храм

Сиквейн про провославный храм

Сиквейн про провославный храм

Синквей к слову храм

Сиквейн про провославный храм

IV. Процесс решения проблемы.

1. Беседа учителя с учащимися (презентация). (5 мин.)

— А что такое храм?

(Это место для молитвы, для общения каждого человека с Богом)

— Какими были первые русские храмы? Из чего они строились?

(Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов)

— Мы знаем, что церкви строились на месте будущих поселений. Вот задумали люди построить город. Сначала ставили храм, а затем начиналось строительство.

Скажите, когда еще люди строили церкви?

(Во время голода, мора, бедствий. Люди шли в лес, рубили бревна, строили храм, иногда за один день. Еще строили в честь военных побед, в память о близких).

— Ребята, вспомните, какую форму имели храмы?

(Многие храмы имеют форму корабля, но также могут строиться в форме креста, круга, восьмиугольника).

Кто может объяснить, что это обозначает? (Крест – основание спасения людей, круг – вечность церкви, восьмиугольник – символ Вифлеемской звезды)

— Что было отличительной чертой русских храмов?

(многокупольность)

— Какую форму имели купола?

(форму «луковок» — подобие языка пламени над лампадой,

форму «маковок» — символ горящей свечи)

— Какую роль играл храм в жизни людей?

(Жизнь людей была связана с храмом. Все лучшее, что было в их жизни, они несли в храм. Храмы строили на возвышенности или на живописном месте, но бывали и исключения).

— Какие правила поведения в храме вы запомнили?

2. Работа с текстом. (12 мин.)

— Прочитайте текст учебника на с. 48-51. Дайте определение понятиям, которые встретятся в тексте. (Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке. Учитель прикрепляет карточки с некоторыми словами на схему храма – составляем глоссарий).

*кадило

*канун

*поминание

*икона

*благословение

*иконостас

*Царские врата

*алтарь

— Отвечаем на вопросы в конце текста, пользуясь учебником.

1). Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда?

2). Почему в алтарь нет общего доступа?

3). Найдите синоним слову молитва. О чем обычно люди молятся? Почему в молитве нельзя просить зла?

4). Может ли православный христианин молиться без иконы?

5). Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь».

Работа в группе (Учащиеся делятся на группы). (5 мин.)

— При встрече с детьми, священник сказал важные слова, которые относятся как к крещёным людям, так и некрещёным людям, верующим и неверующим в Бога. Каким должна быть жизнь человека? Найдите эти слова и прочитайте их.

— Подумайте, обсудите и запишите на альбомных листах, как вы можете помогать ближним: дома, в школе, на улице.

V. Применение знаний и умений. (10 мин.)

— Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме. Вы посмотрите небольшой видеоролик «В храме». Будьте внимательны, это поможет вам проверить, как вы запомнили понятия и разгадать кроссворд.

— Разгадайте кроссворд. Работаем в паре.

— Какие понятия мы повторили?

VI. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)

— Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:

* Мне понравилось…

* Мне запомнилось…

* Я узнал…

* Мне бы хотелось…

— Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:

ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ ТЕБЯ

«Слушаясь папу, слушаясь маму,

Ты начинаешь дорогу ко храму.

Заповедь эта – к Богу ступень,

Нужно ей следовать каждый день»!

— Составьте синквейн к слову «ХРАМ».

VII. Подведение итогов. Блиц-опрос. (1- 2 мин.)

— Что такое храм? Для чего он нужен? Зачем люди ходят в храм? Назови правила поведения в храме. Какие храмы нашего города тебе известны?

VIII. Оценивание. (1 мин.)

— Дайте оценку своей деятельности, отвечая на вопросы: какое задание я выполнял? Справился ли я с этим заданием? Сам справился или помогали?

— Раскрась звёздочку:

* я с заданием справился самостоятельно (красный)

* я с заданием справился с помощью других (жёлтый)

* я с заданием не справился (синий)

задание

Работа с учебником

Работа в группе

Работа в паре

Учитель

ученик

IX. Домашнее задание. (1 мин.)

Выбери своё задание.

В рабочей тетради. Сделать подписи к картинкам, используя слова-подсказки.

Подобрать свои пословицы, поговорки, загадки о храмах и колокольном звоне, колоколах.

2. Нарисуй свой храм, который вы бы хотели построить, если бы были архитектором.

3. Подготовить сообщение об одном из храмов Санкт-Петербурга.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Схема храма

Сиквейн про провославный храм

КРОССВОРД

6

Х

Р

8

С

7

1 И

К

О



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика