Урок в 4 классе по музыке Программа Критской ЕД Тема урока Музыкальные инструменты Росс


Урок-исследование

«Музыкальные инструменты
России.
Оркестр русских народных
инструментов»

Подготовила и провела учитель музыки

Сайганова Светлана Геннадьевна

4 класс. Музыка. По программе Е.Д. Критской

Тема урока:

Вид урока:

Тип урока:

Цель урока:

«Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов»

урок-исследование

расширение и углубление знаний

познакомить учащихся с историей зарождения и развития музыкальных инструментов России, оркестра русских народных инструментов.

Задачи урока:

Показать, как народная песня становится источником вдохновения композиторов-классиков.

Познакомить с помощью исследовательского проекта с инструментами: балалайкой, баяном, домрой.

Развивать умение детей различать на слух звучание русских народных инструментов.

Знакомство с шумовыми инструментами с помощью творческой лаборатории.

Расширение знаний в области истории становления в России оркестра русских народных инструментов.

Формирование элементарного слушательского опыта. Пение и исполнение на музыкальных и шумовых инструментах русских народных песен, народных песен Белгородчины.

Информационно-методическое обеспечение: аудиокассеты, рабочая тетрадь, диск с исследовательским проектом, музыкально-шумовые инструменты, хрестоматия 4 класс, учебник 4 класс.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Песенное приветствие учителя, рапорт дежурного, возвращение за парты под народную песню «Светит месяц». Начало урока — «Слушаем тишину классной комнаты».

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, наше занятие пройдёт интересно и будет наполнено музыкой, творчеством, поиском. Желаю всем получить новые знания и отличные оценки.

Сегодня я принесла вам на урок вот такие забавные цветные гармошки, пусть они символизируют то, что наш урок имеет музыкальную направленность. Хочется, чтобы вы выбрали себе такую цветовую гамму гармошки, которая соответствовала бы вашему настроению. Но я должна вас предупредить, что на уроке произойдёт маленькое волшебство, и наши цветные гармошки превратятся, превратятся…. Не буду сейчас раскрывать все секреты. Вы всё сами увидите в конце урока. Итак, сделайте свой выбор. Учитель предлагает учащимся самодельные гармошки из бумаги и по цветовому решению видит настрой на предстоящий урок музыки. Учащиеся объясняют свой цветовой выбор.

(Тихо звучит песня «Во поле берёза стояла»)

Учитель: Звучит песня, красивая, раздольная, яркая, проникновенная. А кто же её сочинил? Может ветерок, пробежавшийся по листве деревьев, а может это дождь, барабанящий по крыше домов или ручей, звенящий бурлящим потоком. А может быть, вы, ребята, поможете мне найти на этот вопрос ответ? Кто сочиняет песни? (композиторы и народ). А чем они отличаются друг от друга (композиторские песни сочинены композиторами и записаны нотами, а народные песни сочинил народ и передавал их из уст в уста, от бабушки к внучке). А какие разновидности русских народных песен вы знаете? (плясовые, колыбельные, шуточные, календарные, обрядовые, хороводные, лирические, трудовые, протяжные, частушки).

Я вам говорила, что народная песня как источник живой воды всегда вдохновляла композиторов, учила их красоте и мастерству. Как вы уже знаете, простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращаются в богато украшенные оркестровые мелодии. Подскажите мне эти произведения (финал первого фортепианного концерта П.И. Чайковского, где он использовал украинскую народную песню «Веснянка», финал Четвёртой симфонии, где он взял русскую народную песню «Во поле берёза стояла», а композитор Георгий Свиридов отобрал из сборника народных песен Курской области, записанных известной русской фольклористкой А. Рудневой, старинные песни, связанные с традициями крестьянского быта, и на их основе сочинил «Курские песни» — кантату для смешанного хора и симфонического оркестра, а также есть обработки русских народных песен, которые делают дирижёры, хормейстеры, фольклористы. Например, «Реченька» белорусская народная песня, которую обработал А. Свешников или песня, записанная фольклористами в селе Щетиновка Белгородского района «Рябина-рябина», в обработке Веретенникова)

Ребята, а как вы смотрите на то, чтобы эти песни прозвучали в нашем классе?(давайте споём) (Исполняется народная песня «Реченька». Солистки Т. Цыганко и Е. Бескоровайная. Коллективное пение народной песни Белгородчины «Рябина-рябина». Сопровождается хороводными танцевальными движениями с ленточками и веночками)

Учитель: Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с музыкальными инструментами России, которые с глубокой древности и до наших дней живут рядом с человеком, которые гораздо ярче передают характер русских народных песен, заставляют нас плакать и смеяться, радоваться и печалиться. Наверное, вам интересно будет узнать историю их возникновения и бытования, каково их звучание, как они себя ведут в руках профессиональных исполнителей и только начинающих музыкантов.

А поможет нам в этом разобраться творческая группа учащихся, которая разработала целый исследовательский проект по теме: «Какое отношение данные слова: чужестранка, скоморох, царь, болтать, символ, народ, тыква, пастух имеют к оркестру русских народных инструментов» (учащиеся показывают презентацию проекта, доказывают его состоятельность)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ЦЫГАНКО Т.

Сегодня мы хотим представить вашему вниманию исследовательский проект, который помог нам углубить знания о народных инструментах России.

1 слайд)

ЦЫГАНКО Т.

Тема исследовательского проекта: Какое отношение данные слова могут иметь к оркестру русских народных инструментов чужестранка, скоморох, царь, болтать, баять, символ, народ, тыква, пастух.

2 слайд)

ЦЫГАНКО Т.

Мы поставили перед собой цель, доказать всем присутствующим в этой аудитории, что данные слова могут иметь непосредственное отношение к оркестру русских народных инструментов

3 слайд)

ЦЫГАНКО Т.

Чужестранка, удивительное слово, его можно объяснить так чужая, с чужой страны, но какое отношение оно имеет к оркестру русских народных инструментов. Да самое прямое.

(4 слайд)

Это слово часто употребляли по отношению к домре, которая была широко распространена в России в 16-17 веках.

У домры множество древних родственников, похожих на неё восточных инструментов. Потому-то и считался на Руси этот инструмент чужестранным.

(5 слайд)

Ворфоломеева Е. показывает всем инструмент и говорит о нём

Домра — древнерусский старинный музыкальный инструмент.

Имеет три струны и полукруглый корпус.

Домры были разных размеров: существовали «домришко», «домра» и «домра большая басистая»

А звучит домра нежно, по-доброму. Послушайте… (звучат вариации на русскую народную песню «Балалайка»)

(6 слайд)

Ворфоломеева Е.

На Руси было много мастеров игры на домре, особенно среди скоморохов. Они веселили людей, шутками, игрой на домре, разыгрывали театрализованные представления.

(7 слайд)

Цыганко Т.

«Ну, а причём тут царь» — скажете вы.

Указом царя Алексея Михайловича в 1648 году было объявлено, чтобы «скоморохов с домрами… в дом к себе… не призывали, всяких бесовских игр не слушали… и масок на себя не накладывали… а где объявятся домры, те отнимать и, изломав… сжечь». Разве мог кто-нибудь ослушаться столь грозного приказа царя? Поэтому домра практически исчезла. Но тягу народа к музыке не запретишь! Домра исчезла, зато появилась, появилась…

(8 слайд)

Пономаренко А. показывает всем балалайку

Появилась балалайка. В конце 17 века возникает очень напоминавший домру инструмент, но только треугольной формы. Может быть, треугольной балалайку придумали для того, чтобы она на домру не походила? Чтобы игрой на балалайке царёв указ не нарушить? Ведь в указе ничего не было сказано про балалайку! Вот и получается, что балалайка – это переродившаяся домра.

Откуда же взялось название «балалайка»? Слово «балалайка» произошло скорее всего от русских слов «балакать», «балагурить», «болтать», в общем весело и беззаботно проводить время.

Послушайте, как звучит балалайка. Она действительно сейчас будет вас веселить

Возьму балалайку звонкую

Да настрою её на старинный лад

Синему морю на тишину,

А всем добрым людям на послушание. (Звучит русская народная песня Белгородчины «Акулинка»).

Слайд 9

Бескоровайная Е.

Оказывается, что это слово имеет непосредственное отношение к инструменту, без которого невозможно представить себе оркестр русских народных инструментов.

Изначальная основа термина «баян» — древнеславянское слово «баять», то есть «говорить», «рассказывать».

Есть и другая версия, что баян – усовершенствованная гармоника – своё гордое былинное имя получила от певца-сказителя Баяна.

А сейчас баян будет вам баять, рассказывать.

(Дуэт баянистов исполняет русскую народную песню «Как под горкой, под горой»)

Слайд 10

Цыганко Т.

Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого-либо народа. Музыкальным символом России считается русский народный инструмент – балалайка и гармонь.

(слайд 11)

Цыганко Т.

Да, с инструментами мы разобрались, но зачем в данной цепочке указано слово народ.

(слайд 12)

В конце 17 столетия о балалайке современники писали: «Сей инструмент в великом употреблении в России между простым народом»

К сожалению, «мужицкую» балалайку дворяне и люди образованные часто презирали, не считая её музыкальным инструментом, достойным внимания.

(слайд 13)

А что мы можем сказать о таком замечательном и очень полезном овоще как тыква? А вот и о ней мы узнали интересные факты.

(слайд 14)

Деревянный треугольный корпус балалайки делали из склеенных треугольных дощечек. Иногда балалайку делали не из дерева, а из… тыквы! Тогда балалайка получалась овальной формы, внутри тыквы приклеивали порошок битого хрусталя, тогда звук получался хрустально чистым и очень звонким

Ну, а теперь настала очередь слова – пастух.

(слайд 15)

Непревзойдёнными народными музыкантами были не только скоморохи, но и пастухи. В российских деревнях даже существовал обычай – нанимать в пастухи того, кто лучше играет на народном инструменте. Чаще всего пастух играл для себя, и музыка становилась связующим звеном между ним и природой.

Настало время подвести итоги нашего исследования.

(слайд 16)

Убеждаемся. В оркестре русских народных инструментов есть музыканты-исполнители, играющие каждый на своём инструменте. Слова скоморох и пастух мы соотнесли именно с ними.

(слайд 17)

Слова чужестранка и болтать имеют непосредственное отношение к названию инструментов балалайки и домры.

Тыква – материал, используемый для изделия инструмента

(слайд 18)

Отношение к балалайке и домре, русским народным инструментам, выражено через приказ царя (отрицательное) и доброе отношение народа (положительное)

(слайд 19)

чужестранка, скоморох, царь, болтать, символ, народ, тыква, пастух имеют прямое отношение к оркестру русских народных инструментов

(слайд 20)

Ну, что. Вы с нами согласны, что все эти слова имеют самое прямое отношение к оркестру русских народных инструментов.

(слайд 21)

Проект подготовили и доказали его состоятельность

учащиеся 4 класса:

Цыганко Татьяна – информационный редактор

Турьянская Тамара – технический редактор

Ворфоломеева Екатерина – исполнительница игры на домре

Пономаренко Алексей- исполнитель игры на балалайке

Бескоровайная Елизавета – исполнитель игры на баяне

Помощь в подготовке проекта оказала учитель музыки

Сайганова Светлана Геннадьевна

А теперь послушайте, как все эти инструменты звучат в полном составе оркестра русских народных инструментов. Вариации на тему народной песни «Светит месяц»

Учитель: Понравилось вам такое исполнение? Голос, каких инструментов отчётливо звучал в произведении? (балалайки, домры, гармони, бубна, рожка, жалейки).

Учитель: Скажите, ребята, а музыка которая прозвучала в исполнении оркестра не вызывала у вас желание потанцевать? Тогда давайте проведём «Пластическое интонирование». Музыка вновь будет звучать в нашем классе, а вы, почувствовав её дыхание, попробуйте присоединиться к ней, пластически выражая её характер, настрой. (Учащиеся двигаются под музыку, исполняя различные движения в заданном ритме).

Учитель: Потанцевали, физически поработали. А сейчас давайте откроем свои рабочие тетради прочитаем задание, которое требует от вас внимательности и применения уже имеющихся у вас знаний. (Выполняют задание в тетради)

Учитель: Мы с вами уже ранее знакомились с понятием оркестр. И знаем, что оркестры бывают симфонические, народные, духовые, эстрадные, военные, камерные. Давайте уточним, что такое оркестр? (Оркестр – это большой инструментальный ансамбль, в котором инструменты объединены в родственные группы).

А на сегодняшнем уроке я хочу познакомить вас с историей возникновения оркестра русских народных инструментов.

Это было более 8 лет назад. Однажды в Петербург к известному скрипичному мастеру Иванову пришёл молодой скрипач Василий Андреев и сказал, что хочет заказать музыкальный инструмент. Андреев показал нарисованный им чертёж инструмента, и скрипичный мастер страшно рассердился. (Как вы думаете, почему?). Оказывается, Андреев попросил скрипичного мастера изготовить ему балалайку! Мастеру такое предложение показалось просто оскорбительным!

Но молодой человек настаивал и даже просил, чтобы балалайка была сделана из лучших сортов дерева, которое мастер годами выдерживал, намериваясь изготовить из него благородный инструмент.

Василий Андреев стал доказывать, что ему, неплохому скрипачу, совсем не зазорно играть на балалайке, и показал мастеру своё искусство. (Музыкальный фрагмент . Соло балалайки. «Барыня»). Только тогда мастер Иванов сдался. Ему понравилось, как горячо молодой музыкант говорит о том, что хочет создать такие русские народные инструменты, которые бы звучали красиво, а потом мечтает собрать небывалый дотоле оркестр.

Василий Васильевич Андреев (1861-1918) осуществил мечту – в 1887 году он основал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайках» и собрал первый в России оркестр русских народных инструментов.

Вскоре этому оркестру рукоплескала вся Россия. Оркестр Василия Андреева был первым оркестром народных инструментов, в котором запели домры, балалайки, баяны, жалейки, гусли, рожки… Простонародные инструменты вдруг зазвучали возвышенно и благородно. И сегодня мы уже не удивляемся, что музыкант в чёрном фраке выходит на сцену большого концертного зала и играет на «скоморошечьем» инструменте.

После оркестра Андреева в нашей стране появилось множество подобных музыкальных коллективов.

А вот теперь настало время нам послушать и посмотреть на игру современного оркестра русских народных инструментов (Звучит мелодия «Русская плясовая»)

Учитель:

Предлагаю сейчас всем нам переместиться в творческую лабораторию, где могут рождаться да и рождаются маленькие шедевры. В нашей лаборатории есть инструменты, которые относятся к группе шумовых. Давайте назовём их. (Трещотки, бубны, рубель, деревянные ложки, инструменты, сделанные в быту: счёты. Есть ещё один музыкальный инструмент – дудка, но, к сожалению, она игрушечная и издаёт только одинаковые звуки)

Ребята, а вы хотите поиграть в оркестре? (Да). Тогда давайте попробуем под нашу любимую песню «Калинка-малинка» организовать маленький оркестр. Только играть вы пока будете на шумовых инструментах, которые имеются в нашей музыкальной лаборатории. Руководителем нашей лаборатории будет………. Она распределит, в какой последовательности будут звучать инструменты. Теперь вы можете выбрать себе понравившийся инструмент. Придумайте, какой ритмический рисунок он будет исполнять, чтобы его исполнение органично влилось в музыкальную ткань произведения. ( Ребёнок-руководитель творческой мастерской рассказывает, когда звучат инструменты и в какой последовательности. Дети все вместе исполняют песню «Калинка-малинка», сопровождая её игрой на шумовых инструментах).

Учитель: Ну что, ребята, понравилось вам такое исполнение песни? (да)

А теперь настал момент превращения наших гармошек в птиц, самых ярких вокалистов леса, парящих высоко в небесах и разносящих по всему белому свету свои песни. Я сейчас вам, как и вначале урока, предлагаю выбрать себе птичек по той цветовой гамме, которая будет символизировать ваше настроение в конце нашего урока ( учитель раздаёт детям птиц, которым учащиеся приделывают крылья-гармошки). Мне хочется у каждого из вас спросить. Что нового на нашем уроке узнали ваши птицы? О чём они будут рассказывать в своих песнях, когда поднимутся высоко в небо? (Учащиеся рассказывают о своих впечатлениях после урока).

Ребята выстраиваются в одну шеренгу. Учитель благодарит детей за хорошую работу на уроке, а учащиеся песенкой — попевкой прощаются с учителем. (Всем спасибо за урок. До свидания)






See also:
Яндекс.Метрика