Урок в 4 классе по литературному чтениюСергей Есенин Лебёдушка


МОУ «ООШ села Подстепное»

Открытый урок – презентация

литературного чтения

в 4 классе

Сергей Есенин
«Лебёдушка»

Учитель 1 категории

Кашлакова И.А.

2010

Литературное чтение. 4 класс.

Сергей Есенин. Лебёдушка.

Цели урока:

познакомить с биографией Сергея Есенина, его стихотворением «Лебёдушка», показать многообразие, яркость, душевность поэзии Есенина, раскрыть красоту поэтического произведения;

развивать выразительное чтение, память, речь, воображение;

воспитывать любовь к природе, учить понимать и ценить её, учить детей сопереживать, сострадать.

Оборудование:

на доске портрет Сергея Есенина;

высказывание о поэте «Лирика Есенина, щедрая, чарующая, добрая, обращена к природе, к её бесценным дарам…» (В. Базанов);

эпиграф к уроку «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни.» (Альберт Швейцер);

выставка книг С.Есенина;

рисунки к ранее изученным произведениям поэта;

музыкальное произведение «Одинокий пастух» (для физминутки), романс на стихи С Есенина (любой, например, «Отговорила роща золотая…»);

презентация к уроку.

На экране слайд с портретом С.А.Есенина .

Оргомент.

Проверка домашнего задания.

—Какое было задание на дом? (Вспомнить стихотворения Есенина)

Чтение стихотворений учащимися наизусть :

а) «Поёт зима, аукает…» (слайд с зимним пейзажем);

б) «Берёза» (слайд с изображением зимней берёзы)

в) «Черёмуха» (слайд с изображением черёмухи).

Учащиеся анализируют ответы одноклассников.

—О чём все эти стихи? (О природе).

Цели и задачи.

(Выставка книг Есенина).

— Перед вами выставка книг Сергея Есенина. Они есть в нашей библиотеке, но , к сожалению, у нас их очень мало, нет большого разнообразия. Конечно , вы уже догадались, что сегодня на уроке вы познакомитесь с новым произведением Есенина. Вы посмотрите, какая яркая, многообразная у него поэзия, увидите красоту его лирического произведения.

4. Биография поэта.

(Слайд с фотографией дома в селе Константиново, где родился поэт и провёл своё детство).

—Дополнительным д/з было подготовить биографию поэта . Послушаем. Может быть, вы узнаете что-то новое.

(Ученики рассказывают биографию поэта).

—Что нового узнали о поэте?

—Есенин очень любил родную природу.(Слайд со словами В. Базанова.)

—Один из литературоведов , Василий Базанов , сказал: «Лирика Есенина, щедрая, чарующая, добрая, обращена к природе, её бесценным дарам…».

5. Слушание музыки. (Из передачи «В мире животных»).

—Прослушаем фрагмент одного музыкального произведения, а потом скажете, какие чувства у вас возникли во время прослушивания.

(слушание)

—Какие чувства вызвало музыкальное произведение? (Светлые , нежные, добрые. Под эту музыку хочется жить, наслаждаться жизнью).

—Очень часто бывает, что доброе, чистое, нежное , светлое вынуждено бороться со злом, насилием, жестокостью. Вечная тема добра и зла волновала многих

людей. Не оставила она равнодушным и Сергея Есенина, человека чуткого, легко

ранимого. О противостоянии добра и зла и его произведение «Лебёдушка». Эпиграфом нашего урока я решила взять слова немецкого философа Альберта Швейцера: «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни».

(Слайд с эпиграфом урока).

—Что вы знаете о лебедях? (Дети делятся своими наблюдениями, знаниями).

—Хочу обратить ваше внимание на то, как красивы лебеди.

(Слайды с изображением лебедей).

6.Словарная работа.

(Слайд, на котором написаны слова для словарной работы).

— златотканый;

-жемчужный;

-изумрудный;

-чужедальний;

-схорониться;

-дозорить;

-доблестный;

-пряный;

-распластанный;

-помертвелый.

7. Чтение учителем первой части (До слов «Но не чуяла лебёдушка…»).

лайд с изображением лебёдушки с лебедятами, плывущими по озеру)

8. Проверка восприятия.

—Можно ли описание утра соотнести с музыкой, которую вы слышали в начале урока? Какой литературный жанр напоминает произведение? (Русскую народную песню).

— Почему? (Напевный , мелодичный тон, много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, есть повторы, например , «из-за леса , леса тёмного»).

—Если произведение похоже на народную песню, как надо его читать? (Напевно, мелодично, с оттенками нежности).

9.Выборочное чтение с анализом первой части.

—Прочитайте, как начинался день, как просыпалась природа. (1-3 четверостишия).

—Найдите эпитеты . (Покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебёдушка, колечки изумрудные и др.)

—Почему поэт использует слова «изумрудная», «жемчужная», а не «зелёная», «белая»?

—Как понимаете выражение «Загорались ярким пламенем /Сосны старые, могучие»? Как этот приём называют в литературе? (Метафора).

—Рассмотрите иллюстрацию на стр.122, найдите строки, соответствующие ей. Прочитайте.

—Как поэт описывает лебёдушку? Любуется ли он красивой, гордой птицей?

—Как Есенин называет её детей? (Лебежатушки, детки малые, ватага стройная).

—Как понимаете выражение «ручейки тихозвонные»?

—Найдите олицетворения («…зорюшка рассыпала…лучи…», «камыши …шепталися», «перешёптывались лилии», «цветы…улыбались дню весёлому» и др.)

—Зачем автор использует приём олицетворения? (Поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя, как человек. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю красоту природы.)

—Прочитайте строки, в которых говорится о том, какие опасности подстерегали лебедей .

—Кто оберегал малых деток в минуты опасности? Как?

—Какое настроение было в семье лебедей в то раннее утро?

—Какая часть речи преобладает в первой части произведения? (Прилагательное).

—Почему так много прилагательных здесь? (Они помогают увидеть всю красоту природы).

(Физминутка. Под музыку «Одинокий пастух» дети изображают полёт птиц,)

10. Чтение учителем произведения до конца. Выдерживается пауза.

11 . Анализ второй части.

(Слайд с изображением лебёдушки и орла)

—Какие чувства у вас возникли?

—Кого противопоставляет поэт лебеди? (молодого орла)

—С чем он его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей). Почему?

—Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу.

—Какая трагедия произошла в то раннее утро на озере? Как ведёт себя лебедь – мать во время смертельной опасности?

—О ком она думает в тот момент? Как вы думаете, какие мысли у неё были перед смертью?

—Что можно о ней сказать, как о матери своих детей?

—Прочитайте вторую часть и понаблюдайте, какая часть речи здесь преобладает.

12. Чтение учащимися второй части.

—Какая часть речи преобладает? (Глагол) . Почему? (Чтобы показать действия орла, его жестокость, стремительность).

13. Итог урока.

—Как вы думаете, почему поэт закончил своё произведение так печально?

—О чём стихотворение заставило вас задуматься?

(Слайд «Итог урока» со словами:

—Мне стало жалко…

—Мне не понравилось…

—Меня восхитило…

—Меня возмутило…

—Я хочу, чтобы…

Учащиеся продолжают начатое высказывание.)

—Кто символизирует в этом лирическом произведении добро? Зло? Зло совершает орёл В мире животных это закономерно. Но самое страшное , если зло совершает человек. Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро.

Слайд со словами:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

14. Домашнее задание.

1) Выучить наизусть понравившийся отрывок.

2) Индивидуальное задание. Выписать как можно больше слов, символизирующих :

—добро;

—зло.

15. Оценки за урок.

16. Слушание романса на стихи С.Есенина.

Самоанализ урока.

Готовясь к открытому уроку, я поставила перед собой следующие цели:

познакомить с биографией С. Есенина и его произведением «Лебёдушка», показать многообразие, яркость, душевность его поэзии, раскрыть красоту поэтического произведения;

развивать память, выразительное чтение, воображение, интерес к урокам литературного чтения;

воспитывать любовь к природе, учить понимать и ценить её, учить детей сопереживать, сострадать.

Учащимся было дано задание подготовить биографию поэта, повторить изученные ранее стихотворения Есенина, .

В течение урока были опрошены все учащиеся,. Они рассказывали наизусть стихи , изученные ранее, делали сообщения о поэте, читали (чтение было «про себя», «цепочкой», выборочное), размышляли и отвечали на многочисленные мои вопросы.

Была проведена огромная работа с текстом. Учащимися объяснялось много слов, выражений, они находили эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, подбирали к словам синонимы и антонимы. Проведена большая работа над выразительностью речи.

Параллельно с основной темой урока была тема добра и зла. Учащиеся сопереживали с героями произведения. Главной моей задачей было вызвать эмоциональное восприятие произведения. Думаю, мне это удалось. Для создания эмоционального настроя было прослушивание музыкальных произведений.

Урок был проведён на современном уровне с использованием новых технологий (презентации), что придало уроку яркость, у детей вызвало интерес, массу впечатлений.

Домашнее задание было дано творческое.

Все этапы урока были мною продуманы, цели и задачи достигнуты.






See also:
Яндекс.Метрика