Урок в 1 классе Мелодия — душа музыки


Урок – 4

Дата: _________

Тема: «Душа музыки — мелодия».

Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний.

Форма урока: урок — поиск

Цель: понять, что мелодия – главная мысль музыкального произведения.

Задачи: 1. Систематизировать слуховой опыт учащихся в различении

жанровых признаков песни, танца и марша;

2. Учить детей не только эмоциональному, но и осознанному

восприятию музыки, её языка;

3. Учить детей слышать и оценивать качество собственного

исполнения.

Материал: 1. «Вальс», «Сладкая грёза» — «Детский альбом» П. Чайковского;

2. «Марш деревянных солдатиков»;

3. «Весёлая песенка» — Г. Струве;

4. «Па-де-де» — П. Чайковского.

Основные этапы урока.

1. Организационный момент:

— ребята, Муза прислала нам письмо: «Помогите разобраться. Зачем музыке нужна мелодия? Муза».

Придётся ей помочь. Да и сами разберёмся.

2. Постановка цели урока:

3. Изложение материала урока:

Исполнение: «Весёлая песенка» — Г. Струве.

— кто пел мелодию? (хор)

— а кто играл аккомпанемент? (учитель)

Вспомните ситуацию, которая часто случается с каждым из нас в жизни – какой-либо музыкальный мотив, напев не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы начинаем напевать эту мелодию, «мурлычем» её «про себя», потому что она запомнилась и полюбилась нам, не задумываясь над тем, что это за музыка, кто её сочинил.

— как вы думаете, как называется в музыке то, что мы напеваем? (слова, песня, мелодия).

Вы высказали разные мнения. Но правы оказались те, кто назвал слово «мелодия».

Сейчас я сыграю несколько мелодий песен, а вы попытайтесь узнать их. (звучат мелодии известных детских песен).

Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь я сыграю вам мелодии двух пьес – марша и танца.

— сможете ли вы определить, когда звучал марш, а когда – танец?

Слушание: «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» — П. Чайковского.

— по каким признакам вы определили, где звучит мелодия марша, а где – танца? (мелодия марша звучала чётко, отрывисто. Звуки её будто бы изображали шали, поступь. Эту мелодию мог бы сыграть барабан).

В марше пальчики-«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях, а также можно поиграть на воображаемых барабанах.

— правильно, а как же вы узнали вальс? (мелодия в нём плавная, красивая. Она словно закружилась в танце, под эту мелодию можно покачиваться влево – вправо).

А сейчас вы услышите небольшую пьесу. Её сочинил композитор, с которым мы уже знакомились на наших уроках. Его имя напомнит вам музыка.

Слушание: «Па-де-де» — П. Чайковского.

— вспомните этого композитора (П.И.Чайковский);

Правильно. Это замечательный русский композитор. Он сочинил альбом пьес, который знают юные музыканты всего мира. Это «Детский альбом» — в него вошли 24 пьесы композитора. Этот сборник П.Чайковский посвятил своему племяннику Володе Давыдову.

А теперь сядьте поудобнее, как на концерте, и настройтесь на то, чтобы услышать пьесу из этого альбома. Внимательные слушатели смогут определить: это песня, танец или марш.

Слушание: «Сладкая грёза» — П. Чайковского.

(Это песня. Но её никто не поёт. Это песня без слов).

— вы правы. А почему большинство из вас решило, что это песня? Как звучала музыка? (напевно, плавно, неторопливо, ласково, задумчиво).

Я сейчас сыграю вам главную мелодию пьесы, а вы мягкими движениями одной из рук передайте её характер.

Молодцы! Вы очень выразительно передали характер пьесы движениями рук.

— какое же настроение возникло у вас после звучания этой музыки? (задумчивое, спокойное, мечтательное, грустное, светлое).

Правильно. Композитор назвал эту пьесу «Сладкая грёза».

Грёза – это мечта, воспоминание, раздумье о чём-то приятном, дорогом, добром.

— найдите в учебнике -тетради рисунок, который передаёт именно такое настроение слушателя;

— а теперь давайте споём мелодии этих пьес (на слог «ля»)

4. Итог урока:

Итак, мы помогли Музе выяснить, зачем музыке нужна мелодия. Ведь мелодия – это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Мелодия – душа музыки. По мелодии мы узнаём и песни, и танцы, и марши.

5. Домашнее задание: встречаясь дома с музыкой, запоминайте мелодии

произведений и старайтесь напевать их.






See also:
Яндекс.Метрика