Урок Тропические пустыни Африки


Тема урока: «Тропические пустыни Африки»

Проблемное изложение материала на уроках физической географии материков).

Учебно-воспитательные задачи урока:

дать знания о тропических пустынях Африки.

— показать изменение природных зон под влиянием деятельности человека. Формировать идею необходимости охраны природной зоны.

— научить учащихся следить за логикой изложения учителя, формировать умение доказывать свою точку зрения.

Средства обучения:

Карты: климатическая, природных зон, почвенная, физическая, комплексная. Таблицы: животный мир материков, пустыни Африки.

Опорные знания и умения:

Особенности тропического климата, пассаты, физическое выветривание, Почвообразовательные процессы в различных климатических поясах, умение работать с картами различного содержания и наглядными пособиями.

Этапы урока:

Вводное слово учителя:

I. Около 20 млн. км кв. поверхности земного шара занимают пустыни, где многие явления природы до сих пор являются загадкой. На облик Африканского материка пустыни накладывают глубокий отпечаток. В Африке находится 3 крупные пустыни: Намиб, Калахари и огромное пространство пустынь и полупустынь, объединенных под общим названием Сахара.

В журнале «За рубежом» была опубликована статья ученого У.Георга под названием: «Пустыня — закономерность или аномалия на лике Земли. На уроке нам предстоит ответить на вопрос заглавия статьи.

II. Учащиеся работают с картами атласа под руководством учителя, определяют географическое положение пустынь.

Учитель: бросается в глаза, что большинство пустынь расположено в субтропических и тропических широтах, образуя как бы 2 пояса к северу и к югу от экватора. Какими причинами объясняется положение

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, отмечают, что в этих широтах находятся самые жаркие и сухие районы земли, и объясняют причины, руководствуясь логикой учебника.

III. Учитель демонстрирует д/ф «Пустыни и полупустыни Северной Африки». Учащиеся по картам, содержанию диафильма, таблицам, картинам составляют характеристику зоны.

IV. Учитель: Главный вопрос заключается в том, сможет ли человек в ближайшем будущем, пользуясь достижениями науки, противостоять наступлению пустынь.

Наступление пустынь угрожает сегодня не только обширным традиционно засушливым районам Северной Африки и Ближнего Востока, но и практически всей Австралии, Китаю и др. странам. Миллионы возделываемых земель в 65 странах могут превратиться в безжизненные пространства. Существует гипотеза, высказанная рядом ученых, которой придерживается и У.Георг, что природный процесс усыхания неизбежно приведет нашу планету к роковому финалу, т. к. процесс образования пустынь носит стихийный характер и неподвластен людям. Другие ученые не поддерживают такую пессимистическую точку зрения. Они считают, что процесс образования новых пустынь связан с неправильной хозяйственной деятельностью человека. Какой точке зрения придерживаетесь Вы? Обоснуйте её. Как Вы думаете, какие факторы, связанные с хозяйственной деятельностью людей, приводят к появлению пустынь?

К На основе поставленного вопроса завязывается дискуссия. В ходе её учащиеся выявляют факторы, которые способствуют появлению новых пустынных площадей: возделывание околопустынных зон; истощение почв в результате выпаса скота, чрезмерное уничтожение деревьев и кустарников, выжигание растительности.

VI.Учитель ставит познавательный вопрос:

— Как вы думаете, какие мероприятия способны остановить дальнейший рост пустынь?

В ходе высказываний определяются следующие направления: посадка деревьев, орошение земель, возделывание с/х культур, устойчивых к жаре, нехватке влаги и засоленности почв.

VII.Учитель знакомит учащихся с научными проектами по борьбе с наступлением пустынь. Например, существует проект создания земной «стены» из 7 млрд. деревьев, которая протянется от границы Алжира с Марокко до Туниса. Её общая длина составит 15 тыс. км, а ширина — от 20 до 30 км. По расчетам специалистов появление лесной полосыприведет к созданию благоприятного микроклимата в этом районе, здесь можно будет создавать деревни и возделывать землю.

VIII.Учитель обобщает проделанную на уроке работу. Возвращается кпоставленному в начале урока вопросу, подводит итоги ответов на вопросы.






See also:
Яндекс.Метрика